Профессия пилот: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Профессия - пилот

14.06.2022
Читать: 5 мин.

Профессия пилот — покоритель неба с заоблачным окладом

Пилот — одна из наиболее высокооплачиваемых и ответственных специальностей. Профессия востребована в грузовых и пассажирских авиаперевозках, сфере обороны и освоения космоса. Пилоты много путешествуют по миру, пользуются всевозможными льготами от премий к окладу до пролонгированного ежегодного отпуска. Опытных специалистов нередко привлекают в качестве консультантов при проектировании новых летательных аппаратов или усовершенствовании уже существующих технологий.

От принятых командиром авиасудна решений зависят жизни десятков людей, сохранность техники и грузов. Специальность подходит исключительно собранным, стрессоустойчивым людям с отменным здоровьем, математическим складом ума и склонностями к инженерным наукам. Трудности обучения, напряженный график работы выдерживают не все. Вот почему пилотами, преимущественно, становятся по зову сердца, а не из прагматичных побуждений.




Плюсы и минусы профессии

К неоспоримым преимуществам специальности относятся:
+ Престиж. Профессия редкая и уважаемая в любой стране мира.
+ Высокая оплата труда. Зарплата по отрасли достигает $500 тыс. в год.
+ Расширенный соцпакет. Летчикам предоставляют максимальную медицинскую страховку. В России, кроме основного отпуска в 28 календарных дней, пилот имеет право дополнительно отдохнуть 42 дня за год.
+ Особые льготы от работодателя. Авиакомпании конкурируют за квалифицированных специалистов. Ценным кадрам платят 13-ю зарплату, предоставляют скидки на покупку билетов, оплачивают обучение и медицинскую страховку членам семьи.
+ Ранний выход на пенсию. Управление летательным аппаратом считается особо опасной специальностью. В зависимости от занимаемой должности на заслуженный отдых труженики авиации выходят при наличии стажа длительностью 15, 20 или 25 лет. При этом пенсионные выплаты составляют 55 % от средней заработной платы летчика.



Работа пилотом не лишена недостатков.
- Во-первых, негативные последствия для здоровья. Летчики подвержены неврозам, депрессиям, болезням сердечно-сосудистой системы, нарушениям слуха и зрения.
- Во-вторых, пилоты нередко оказываются заложниками укоренившейся отраслевой системы. Им сложно отстаивать свои права без привлечения профсоюзов или судов. Особо неудобных сотрудников отстраняют от управления воздушным судном под предлогом провала очередной аттестации или медкомиссии.
- Также к недостаткам профессии пилоты относят сложность получения специальности. Обучение предполагает освоение схемотехники, аэродинамики, механики, радиоэлектроники логистики и воздушного права. Затраты на тренировочные часы, сдачу экзаменов, получение лицензии достигают $200 тыс.


Популярные направления и специализации профессии

Пилот сверхлегкого воздушного судна. К управлению авиационной техникой допускают лиц старше 16 лет с опытом налета не менее 25 часов и медицинской лицензией 2 класса. Таким специалистам можно управлять одноместным дельтапланом, аэропланом, наземным самолетом, судном на поплавках, квадрокоптером, дроном, беспилотником весом до 495 кг без учета спасательных средств. В лицензии указывают полученную квалификацию и класс разрешенного летательного аппарата.

Частный, коммерческий пилот. Занимается грузовыми, пассажирскими, туристическими перевозками. Имеет право управлять вертолетом, самолетом, дирижаблем при наличии соответствующей отметки в сертификате и медицинского заключения 1 или 2 класса. Частный пилот обязан обладать практическими навыками управления воздушным судном малой авиации, уметь оперативно реагировать на изменения условий полета.



Пилот-инструктор. Это летчик с сертификатом коммерческих перелетов по лицензии FAA CPL на сухопутной одно- или многомоторной авиатехнике весом до 5.7 т. Инструкторами становятся пилоты с опытом более 250 часов работы в режимах ФАА/ИКАО. Они обладают глубокими знаниями по управлению суднами в условиях ночи, ограниченной видимости, радиопомех. Летные академии охотно берут таких специалистов преподавателями для обучения студентов от промежуточных уровней до лицензии коммерческого пилота ИКАО.

Пилот многочленного экипажа. Является членом команды из двух человек. Первый — командир. Второй — его помощник. Распределение должностей зависит от опыта. Пилоты управляют летательным аппаратом по очереди. К работе допускают специалистов с медицинским заключением 1 класса и документами о прохождении подготовки по Приложению №1 Конвенции о международной гражданской авиации.

Линейный пилот. Должность получают лица старше 21 года с опытом налета более 1500 часов. Они обязаны получить медицинское заключение 1 класса. Линейный пилот должен в совершенстве знать принципы работы всех систем воздушного судна, навигационных приборов, а также уметь управлять техникой в экстремальных условиях, включая аварии и потерю членов экипажа. При необходимости принимать единоличное командование техникой.

Штурман. Контролирует работу навигационных приборов, составляет безопасный оптимальный маршрут, рассчитывает время полета и требуемое количество топлива. В военной авиации штурман также ведет фотосъемку, координирует десантирование личного состава, грузов, техники. Штурманами берут лиц старше 18-ти, у которых за плечами не менее 200 летных часов и медицинское заключение 1 класса.

Бортинженер. Следит за исправностью всех систем и механизмов летательного аппарата. Перед поднятием в воздух он проверяет двигатель, шасси, крылья, уровень топлива, масла, других технических жидкостей, а также комплектность аварийно-спасательных средств. Во время полета контролирует функционирование приборов, уведомляет командира о поломках и выполняет приказы по их устранению.

Летчик-испытатель. Тестирует экспериментальные образцы авиатехники, а также модифицированные транспортные или боевые средства. Испытатели проверяют судна в различных режимах полетов, выявляют недочеты, составляют рекомендации по устранению изъянов конструкции, работы двигателя, приборов.


Какими качествами должен обладать пилот

Профессия пилот подойдет человеку, который отличается:
Отменным здоровьем. Важна физическая подготовка, психоэмоциональная стабильность, острота зрения, скорость реакции и способность выдерживать перегрузки. Летчики регулярно проходят медицинский осмотр. Любые отклонения от установленных норм являются основанием для отстранения от работы.
Аналитическим мышлением. Пилоту приходится постоянно сопоставлять множество параметров, быстро принимать решения в изменчивых условиях.
Высоким интеллектом. Профессия предполагает усвоение глубоких знаний в области точных наук, постоянное обучение и повышение квалификации.
Стрессоустойчивостью. Пилоту жизненно важно уметь сохранять самообладание и холодный рассудок в самых экстремальных ситуациях.
Педантичностью. В авиации нет мелочей. Внимание к деталям, строгое соблюдение инструкций, требовательность к исполнению своих обязанностей и работы другими членами экипажа — ключевые факторы успешного выполнения рейса. Аккуратность также пригодится при составлении отчетов.
Дисциплинированностью. Пилоты должны строго придерживаться графика вне зависимости от личных обстоятельств или форс-мажоров.

Важна усидчивость, обучаемость и склонность к иностранным языкам. Такие навыки позволят построить успешную карьеру в международных авиалиниях с наилучшими условиями работы.




Где учиться на пилота

Стать пилотом может мужчина и женщина. Профильное образование получают в средних специальных или высших учебных заведениях гражданской или военной авиации.

В России летчиков обучают 6 вузов:
► Московский авиационный институт МАИ
► Московский государственный технический университет МГТУ им. Н.Э. Баумана (аэрокосмический факультет)
► Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
► Институт космической техники СибГУ им. М.Ф. Решетнева
► Ульяновский институт гражданской авиации им. Б. П. Бугаева
► Военно-воздушная академия им. профессора Жуковского Н. Е. (выпускает кадры для армейского состава)

Учреждения имеют разветвленную сеть филиалов и факультетов при региональных колледжах, институтах и университетах страны. В ссуз зачисляют после 9 класса на основании аттестата. Конкурс учитывает средний балл. Для поступления в вуз необходимо сдать ЕГЭ по математике, физике, русскому языку. Полное освоение специальности с нуля длится, минимум, 3 года на очной форме обучения, 5 лет — на заочной. Выпускникам 9-х классов школы на получение профессии придется потратить на 4 месяца больше студентов с полным средним образованием.

Возможность получить сертификат пилота сверхлегкого воздушного судна или расширить специализацию предоставляют профильные курсы. Авиационная школа "Аэрофлота" готовит инструкторов, специалистов по безопасности, ЛЭ ВС и CRM. Стоимость курса, в зависимости от сложности и длительности, колеблется от 2,2 до 50 тыс. руб.



Читайте также:
Профессия IT-специалист >>
Медицинские вузы Москвы >>

Где работать

Выпускник летного училища может претендовать на должность в соответствии с категорией по специальности. На небольшие грузовые самолеты, экскурсионные маршруты берут коммерческих пилотов. Крупные авиакомпании трудоустраивают соискателей с категорией линейного пилота.

Специалистов принимают на работу на основании результатов квалификационной проверки. Тест оценивает умение соискателя управлять техникой в штатных и аварийных ситуациях. Конкурс на вакантные должности высокий, отбор жесткий. Выпускнику без опыта проще всего устроиться пилотом на непопулярный маршрут в Африке, региональной авиации по России или СНГ. Зарплаты там ниже средних по отрасли, зато и требования к претендентам лояльнее.


Сколько зарабатывает пилот

Диапазон окладов по странам мира:
Россия. Бортмеханики получают до 150 тыс. руб./мес., вторые пилоты — до 300 тыс. руб., а командиры — до 600 тыс. руб./мес.
ЕС. В Европе пилоты низшей квалификации получают до €20 тыс. за год. Крупные авиакомпании типа Lufthansa или British Airways платят летчикам от €80 до €250 тыс./год.
США. Средний тариф услуг частного пилота составляет $212 в час. По состоянию на 2020 год при стабильной загрузке свыше 65 летных часов летчик American Airlines зарабатывал порядка $14 тыс./мес.
Китай. Пилоты China Airlines получают $76—121 тыс. в год.

Размер зарплаты зависит от должности, категории судна, авиакомпании и количества часов налета. Также имеет значение общий стаж пилота. Географию маршрутов не учитывают. Местные и международные перелеты оплачивают по единому тарифу.

Отдельной категорией идут военные летчики. Зарплата КВС РФ в среднем составляет 200 тыс. руб./мес. Оклады высококлассных специалистов узкого профиля достигают полмиллиона рублей.




Карьерные возможности

Как правило, трудовая деятельность выпускника начинается в небольших фирмах, специализирующихся на коротких экскурсионных или коммерческих маршрутах. По прошествии 2 лет летчик сможет претендовать на должность командира экипажа. Для выхода на международные рейсы необходимо получить сертификат на знание авиационного английского. Уровень владения языком подтверждают раз в 3-5 лет. Дальнейшая карьера подразумевает продвижение от главного пилота до руководителя структурного подразделения крупной авиакомпании.


Перспективы профессии

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в ближайшие 20 лет для коммерческих рейсов дополнительно понадобится 620 тыс. новых пилотов. Повышенный спрос обеспечивает преимущественно Азиатско-Тихоокеанский регион. Только Китай за последнюю пятилетку вдвое увеличил количество полетов, нарастив объемы пассажирских перевозок до 1,098 млрд человек в год. К 2037 году Пекин планирует привлечь в отрасль не менее 260 тыс. пилотов. Аналогичные прогнозы дают по рынку авиаперевозок США и арабских стран.

Кадровый голод по отрасли усиливает тенденция роста среднего возраста пилотов. Более половины летного состава авиакомпаний приходится на лиц старше 50-ти, которые уже в ближайшие 10 лет выйдут на пенсию. Ситуация не изменилась даже под влиянием отмены рейсов из-за пандемии и других факторов. Таким образом, вплоть до 2040 года будет расти спрос на квалифицированных пилотов гражданской авиации и штурманов узкоспециализированной летной техники.

Быть пилотом — престижно. Летчики остаются элитой гражданской и военной авиации вне зависимости от политической и экономической обстановки в мире. Они наиболее востребованные специалисты по отрасли, что в сочетании с высокой оплатой и доступными льготами с лихвой покрывает трудности обучения и профессии в целом.

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность