Универсальные компетенции: какие качества ценят работодатели?
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Универсальные компетенции: какие качества ценят работодатели?

14.09.2015

Выполнение любой работы требует не только желания или диплома о соответствующем образовании. Невозможно стать успешным профессионалом в своей области, не имея необходимых для неё навыков, умений, способностей и личностных качеств. К примеру, хороший юрист должен не только знать свод законов страны, в которой он работает, но также обладать гибким аналитическим умом и огромной стрессоустойчивостью: постоянные угрозы, работа с трудными клиентами и опасные ситуации так изматывают многих законников, что значительная часть молодных юристов бросает свою профессию на второй-третий год работы.

Увы, школа и даже вуз не всегда в состоянии развить у обучающихся какой-либо профессии нужные навыки, способности и личностные качества. Более того: порой отдельные способности или личностные качества, очень полезные в реальной работе, способны помешать успешной учёбе. Трудолюбие и принятие авторитета, так ценимые в школе, мало помогут представителям творческих профессий: успешные дизайнеры, сценаристы, режиссёры отличаются как раз независимостью и творческой гибкостью. Доброжелательность и умение наладить хорошие отношения с посторонними, так часто выручающие общительных студентов в периоды сессии, противопоказаны будущим таможенникам и инженерам по качеству. Иными словами, те качества, которые хотят видеть в своём будущем сотруднике работодатели, далеко не всегда похожи на те качества, которые хотят видеть в своём ученике преподаватели.

Так какие же качества больше всего ценят работодатели в наши дни?

Масштабные исследования, предпринятые американскими аналитическими центрами, позволяют нам уверенно ответить на этот вопрос. Крупные международные корпорации отмечают, что их сотрудникам не хватает следующих качеств:

1. Лидерство. Лидерские качества – это не просто умение подавить всех вокруг и заставить слушаться. Хороший лидер умеет построить работу команды так, что все её члены занимаются именно тем, чем хотят заниматься, но при этом общий результат их работы полностью соответствует целям лидера. Лидер – не тот, кого боятся; он тот, кто умеет внушать и страх, и любовь, и, самое главное, умеет вдохновлять. К слову, более 70% руководителей в крупных транснациональных корпорациях – в которых, к слову, обычно работают «сливки» профессионального мира – не уверены в собственных лидерских качествах.

2. Технические навыки. Увы! Несмотря на все усилия школ и вузов соответствовать задачам, которые ставит перед ними современный мир, большинство из них не может подготовить технических специалистов, имеющих достаточный уровень знаний для выполнения реальной работы. Конечно, всё это преодолимо, если есть время и желание учиться; но большая часть компаний жалуется на недостаток высококвалифицированных технических специалистов.

3. Критическое мышление. Умение формировать действительно своё, независимое мнение, а также не бояться высказывать его в уместных обстоятельствах – очень ценный рабочий навык. К сожалению, именно он вызывает едва ли не наибольшее противодействие в большинстве школ. Особенно этот навык ценен будущим аналитикам: аналитик, не умеющий формировать собственное мнение, практически бесполезен для работодателей. Но критическое мышление, включающее в том числе и здоровую критику к своим собственным решениям, необходимо также и руководителям, и даже специалистам, находящимся в самом низу карьерной лестницы.

4. Коммуникативные навыки. Умение общаться нужно не только пиарщикам или специалистам по работе с клиентами. В любой, даже самой индивидуальной, работе присутствует компонент общения. Инженер-проектировщик, в одиночестве чертящий и расчитывающий план постройки моста, в итоге должен будет показать его руководителю или заказчику. Недостаток коммуникативных навыков – одна из главных причин рабочих конфликтов, а также большое препятствие на пути эффективного осуществления миссии компании.

5. Умение адаптироваться. Мир меняется. Это – истина, верная для любой эпохи, в том числе и для нашей. Меняется не только технологический уровень – меняется политическая обстановка, экономика, постоянно меняемся и мы сами, и все, окружающие нас. Умение приспосабливаться к этим изменениям, не теряя эффективности и находя новые возможности, бесценно для представителя любой профессии; и очень высоко ценится работодателями.

Представители крупных компаний считают, что более чем 60% профессий требуют дополнительного послевузовского образования. Только 42% работодателей считают, что выпускники вузов готовы немедленно приступать к работе – и проблема заключается не столько в уровне знаний или образования, сколько в тех самых качествах, универсальных компетенциях. Стоит добавить, что более четверти компаний уверена, что им не хватает талантливых (т.е. обладающих достаточными способностями и личностными качествами) сотрудников для занятия руководящих позиций.

Для разрешения этих трудностей крупные корпорации используют целый ряд способов. К ним относятся реклама в учебных заведениях, менторские программы, публичные выступления представителей корпораций в учебных заведениях, информирование обучающихся о тех качествах, которых ждут от них работодатели. Отдельно надо сказать о практике стажировок. Многие студенты или недавно окончившие обучение молодые специалисты полагают, что стажировки – это прямое начало профессиональной деятельности, и компании, предлагающие стажировки, ожидают от них высокого уровня знаний по их специальности. Это не верно. Главная цель стажировок – выявление тех самых «талантов», молодных специалистов, имеющих нужные способности и личностные качества. Предложение по работе после прохождения стажировки ждёт не тех, кто показал наивысший уровень знаний, но тех, кто продемонстрировал нужные универсальные компетенции.

В заключении статьи мы не можем умолчать о профориентации как о лучшем способе узнать о своих способностях, склонностях и личностных качествах. Прохождение специальных тестов, опросников и иных методик поможет вам понять, какими качествами и способностями обладаете лично вы, чего именно вам не хватает для наиболее полного соответствия желаемой позиции. Но главный наш совет состоит в следующей: не бойтесь. Не бойтесь пробовать. Не бойтесь ошибок. Действуйте! В конечном итоге именно ваш опыт, осознание ваших личных успехов и неудач позволят вам достичь вершин в той профессиональной сфере, которая подходит именно вам.

Автор: Профконсультант Центра «Гуманитарные технологии», психолог Булатов Ф.В.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность