Разрушители легенд: Как современные подростки относятся к профориентации на самом деле?
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Разрушители легенд: Как современные подростки относятся к профориентации на самом деле?

22.11.2016

У людей, далеких от сферы профориентации и психологии, да что уж говорить, иногда и у нас самих, профориентаторов со стажем, складывается впечатление, что инициаторами профконсультаций являются родители. А школьник во всей этой ситуации оказывается только пассивным «подопытным кроликом», которого за ручку привели мама и папа в наш центр тестирования.

Вот как выглядит миф о процессе профориентации школьника:

Сцена 1. В семье нарастает конфликт: папа и мама спорят о том, что ребенку пора определиться с вузом, почему он сам ничего не хочет (варианты: не знает, чего хочет/хочет всего и сразу), что же нам делать?! Масло в огонь подливают бабушки, дедушки, тети, старшие братья и прочие родственники. На семейном совете решено подростка "профориентировать".
Сцена 2. Мама (реже папа) берет за руку своего нерадивого ребенка и ведет к специалистам (!), которые определят, чего же он хочет-может на самом деле и куда ему пойти учиться дальше.
Сцена 3. ЦТР "Гуманитарные технологии". Профконсультант делает свое "великое" дело. У подростка наступает озарение – он ясно видит свою будущую профессию, у него появляется интерес к учебе, а все другие дела отходят на второй план.
Занавес.

Однако, как вы знаете, человек – сложно устроенное существо. Поэтому подобный сюжет имеет мало общего с реальностью. Во-первых, в действительности современные подростки могут быть очень активны в том, что им интересно, они сами активно включаются в процесс профориентации, особенно, если рассказать им о всех преимуществах своевременного профтестирования. Во-вторых, профконсультант не волшебник, он просто проводит научную и очень действенную диагностику психологического состояния школьника и дает стимулы для дальнейшего развития. Поэтому хочется поделиться более реальным представлением о профориентационном процессе.

Узнать правду об отношении школьников к профориентации нам помогли наш многолетний опыт в профконсультации, постоянная работа со школьниками на тренингах и в профлагерях, а также online-опросы на нашем сайте. Мы проводим регулярные опросы, в которых участвуют посетители нашего сайта – люди, интересующиеся профориентацией и прошедшие ее в нашем Центре.
Участники опросов: обычно активные подростки и их семьи, поэтому, возможно, результаты не полностью репрезентативны (для репрезентативности необходимо проводить большой социологический опрос всех слоев населения). Тем не менее, они показывают интересную и позитивную тенденцию в отношении профориентации.

Рассмотрим результаты некоторых опросов.
На вопрос "Кто в вашем окружении был инициатором прохождения профориентации" ответы были такие:
чаще всего (больше, чем в половине случаев) инициатором прохождения профориентации оказывается ребенок. В наш центр идут именно заинтересованные в правильном выборе профессии школьники. На втором месте по популярности (25%) был ответ, что на профконсультацию подростка привела мама (папы сильно отстают в этом вопросе – 4%), на третьем месте – преподаватели (5%).

Кто в вашем окружении инициатор прохождения профориентации?


Самостоятельность современных подростков показали ответы на вопрос "К кому вы обратитесь (обращались) за помощью в выборе профессии?". Большинство подростков отвечают, что они выберут профессию самостоятельно, в соответствии со своими интересами (40,85%). Гораздо меньше школьников обратятся за помощью к родителям (25,75%). На третье место (12%) тоже попал ответ, показывающий независимый настрой подростков при выборе специальности: для расстановки приоритетов они воспользуются тестированием.

К кому вы обратитесь (обращались) за помощью в выборе профессии?


Желание быть независимым от чьего-либо мнения очевидно и в ответах на вопрос "Чем руководствуются старшеклассники при выборе будущей профессии?" Для большинства современных подростков важна востребованность будущей профессии (26,5%). Интересно, что на втором месте как критерий выбора оказывается интуиция подростка (18%), на третьем месте – прагматические соображения об уровне зарплат (16%), а родительское мнение отвечающие поставили только на четвертое место (15%).

Какой критерий для вас наиболее важен при выборе специальности и направления обучения?


Мы много лет занимаемся профориентацией школьников, помогаем выбрать будущую профессию и профильное образование. Мы стали очень хорошо разбираться в подростковой психологии. И сегодня отчетливо видим, что школьники воспринимают профориентацию не как тяжелую обязанность, навязанную родителями. Современные школьники в большинстве своем активно, самостоятельно и независимо выбирают свое будущее.

Самое приятное в нашем деле – видеть, как те школьники, кому мы помогли найти призвание в жизни, приходят опять в наш центр, только уже в качестве родителей. А это лучший показатель того, что мы движемся в верном направлении и хорошо делаем свое дело.
Всегда рады видеть вас среди посетителей нашего Центра!

Автор: Ольга Биккулова, специалист Центра "Гуманитарные технологии"





Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность