Профминимум в школах, что это такое, что дает, как это устроено, что важно знать
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Профминимум 2023

06.10.2023
Читать: 5 мин.

Выбор профессии по-новому — что важно знать

С 1 сентября 2023 года для школьников 6–11 классов введена единая модель профориентации — Профминимум.

Почему «минимум»? Изначально проект должен был обеспечить каждому ребенку в стране — где бы и в каких условиях он не жил — доступ к минимальному набору профориентационных инструментов. Но, как обычно и бывает, набор этот всё расширялся, и вот перед нами уже полноценная единая профориентационная модель.






Кирилл Геннадьевич Кузнецов
Исполнительный директор ЦТР "Гуманитарные технологии"


"Суть названия проста - нужно, чтобы каждому ребенку России был доступен минимальный набор профориентационных услуг вне зависимости от места проживания и жизненной ситуации. Со временем этот набор услуг расширился, и скорее можно говорить о единой профориентационной модели, которая является частью образовательного процесса в школе. Ведь школа как институт социализации готовит не только к ЕГЭ, а, среди прочего, к профессиональному и жизненному самоопределению. Вот и получается, что за вывеской "Профминимум" мы видим стремление создать систему профориентации в стране."

Надо отметить — в новейшей истории такое впервые. Да даже в советское время с его трепетным отношением к выбору профессии масштабы были не те. Сегодня профориентация — не только личный запрос ребенка и его семьи, но и глобальная задача для страны. Цель самая благородная — сильная экономика и уверенность граждан в своем будущем.

Звучит красиво, но возникает вопрос — насколько это осуществимо? И что ждет педагогов, а также школьных профконсультантов? Нагрузка, задачи, содержание — доступно отвечаем на главные вопросы по Профминимуму 2023.


Профминимум в школах — что это

Если коротко, это набор практик и инструментов профориентационной работы со школьниками.

Как известно, выбор будущей профессии — это точка на пересечении:
► склонностей и интересов ребенка, его «хочу»;
► его способностей — «могу»;
► и к тому же потребностей общества: но не прямо сейчас, а в перспективе взросления ребенка — «надо».

Именно Профминимум поможет найти и обозначить эту точку максимально конкретно и профессионально.


Помогут четыре ключевых принципа:

Системность
На этот раз одной диагностикой дело не обойдется. Будут интерактивы, пробы, мастер-классы с экспертами и многое другое.
Систематичность
Результат достигается в перспективе: предстоит отслеживать динамику развития ребенка за несколько лет.


Доступность
Всем и каждому: для лиц с ОВЗ есть адаптированные методики, для удаленных территорий — виртуальные профпробы.

Социальное партнерство
Действуем сообща: к делу подключаются органы власти, компании-работодатели, высшие и средне-специальные учебные заведения и, конечно, родители.

Профминимум — это не только про изучение склонностей ребенка, но и про реалии рынка труда. Как говорит исследователь Николай Пряжников, система должна «спровоцировать школьника на размышления о профессиональном будущем» — то есть вывести его на рациональный подход к самоопределению.




Профориентация в школе 2023. Как все устроено

Профминимум в школах реализуется на трех уровнях:

Базовый: 40 часов
Основной: 60 часов
Продвинутый: 80 часов
Уровень определяется «сверху» — региональным органом исполнительной власти.

Много? Похоже на то. К тому же, говорят, что в 2024 году базового уровня и вовсе будет недостаточно. Но справедливости ради: в часы основного и продвинутого уровня входит, например, посещение пробных занятий в рамках дополнительного образования. Выходит, Профминимум просто систематизирует работу, которая по сути ведется и так.


Уровни отличаются друг от друга по наполнению — а оно формируется из 7 направлений:

1. Урочная деятельность
Реализуется на всех уровнях  ★  ★ 
Тематические уроки внутри курса общеобразовательных предметов. Отвечают на популярные у школьников вопросы «А для чего мне алгебра/химия/геометрия» и далее по списку — с точки зрения будущей профессии. На базовом уровне сюда относится всего 4 часа.
2. Внеурочная деятельность
Реализуется на всех уровнях  ★  ★ 
В центре: программа «Россия — мои горизонты». Регулярные занятия по четвергам будут проводится по аналогии с «Разговорами о важном». Форматов много: от отраслевых до рефлексивных занятий.
Для программы «Россия — мои горизонты» важен федеральный компонент. Занятия должны знакомить школьников с экономической стратегией страны, воспитывать уважение к труду и донести важный смысл — «все профессии нужны, все профессии важны» в контексте государства.
3. Взаимодействие с родителями
Реализуется на всех уровнях  ★  ★ 
Опросы показывают — при выборе профессии мнение родителей стоит на 2-м и 3-м месте после собственного мнения ребенка. Сейчас программа Профминимума предполагает два Всероссийских родительских собрания: одно прошло в сентябре, и еще одно запланировано на январь 2024 года.
4. Практико-ориентированный модуль
Реализуется на основном и продвинутом уровнях  ★ 
Здесь речь идет уже о региональном компоненте — о том, как применить способности в контексте своего региона. Выполняется задача через выход «в поля» — мастер-классы и экскурсии на площадках работодателей, проектную деятельность и чемпионаты профессионального мастерства.
5. Дополнительное образование
Реализуется на основном и продвинутом уровнях  ★ 
Включает не так много часов, но от этого не менее ценно — ребенок может посетить пробные занятия или освоить ознакомительные элементы по заинтересовавшему направлению. Это должно помочь ему определиться с выбором.
6. Профессиональное обучение
Реализуется на продвинутом уровне  
Приобретение профессиональной компетенции. Вместе с аттестатом школьник может получить свидетельство о профессии рабочего или должности служащего.
7. Профильные предпрофессиональные классы
Реализуется на продвинутом уровне 
Классы могут быть организованы по сложным профессиональным направлениям — медицинскому, IT, космическому и другим.


Что будет дальше?

Масштаб и насыщенность Профминимума очевидны — и это, безусловно, хорошо. Но есть нюанс: программе не хватает персонализации, индивидуальная работа с семьей остается за ее рамками.

Это значит, что потребность в консультативной профориентации сохраняется — и именно у специалистов-профориентаторов есть все необходимые компетенции и инструменты, чтобы восполнить этот пробел.

Специализированные центры профориентации по-прежнему актуальны, так как помогают выбрать будущую востребованную профессию и образование, которые подходят именно вашему ребенку.




Будем рады видеть вас в нашем Центре Схема проезда

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность