Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Плюсы и минусы практического подхода к профориентации

25.02.2016

В декабре 2015 года состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. На заседании был поднят целый ряд актуальных вопросов. Говорилось о важности организации воспитательной работы в школах; о трудностях в межведомственной координации, осуществлении сетевого взаимодействия между различными учреждениями; наконец, был вновь поднят вопрос профориентации школьников.
Ранее мы уже писали о государственных планах в отношении профориентации. Но на этот раз в программу был добавлен ещё один участник, чью роль в профориентации трудно переоценить – бизнес-предприятия.

«Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача – привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего, крупный и средний», - сказал Владимир Владимирович Путин. Он обратился к отечественным деловым объединениям и предложил им начать работать со школами, мыслить на перспективу.

Предложение Президента представляется ЦТР «Гуманитарные технологии» очень дальновидным. Один из главных методов профориентации – метод профессиональных проб. Коротко говоря, его суть в следующем: надо попробовать себя в реальном деле.

Плюсы этого подхода очевидны. Жизненные интересы далеко не всегда совпадают с профессиональными. К примеру, спорт для многих из нас – часть образа жизни, возможность поддерживать тело в хорошей форме и сохранять здоровье. Далеко не каждый любитель спорта действительно хотел бы стать профессиональным спортсменом: изнурять себя многочасовыми тренировками, участвовать в рискованных и крайне напряжённых соревнованиях. Другим хорошим примером может стать творчество. Согласитесь, одно дело – рисовать то, что хочется, и совсем другое – рисовать рекламный макет, выполняя требования заказчика, зачастую не обладающего ни малейшим художественным вкусом.
Возможны и обратные ситуации. Математика может казаться скучным и неинтересным предметом. Но одно дело – считать, в какой точке встретятся поезда из города А и города В, и совсем другое – считать, сколько реальных денег сэкономит или потеряет компания, если отправит груз хрупких оптических линз в Петербург не на трёх фурах, а на товарном поезде.
Наконец, бывает, что какие-то отдельные, но совершенно неизбежные в реальной работе моменты сильно мешают успешной карьере. Например, обучение юриспруденции может быть интересным и захватывающим; но общение с настоящими клиентами, готовыми к серьёзным угрозам, подкупу, постоянно лгущими и недоговаривающими, оказывается слишком морально тяжёлым.

Все эти примеры говорят о пользе подхода профессиональных проб. Зачем же тогда вообще пользоваться иными методами? Теми же тестами?

Ответ прост. Во-первых, профессиональные пробы отнимают очень много времени. Существует понятие «порога вхождения в профессию» - грубо говоря, количества сил и ресурсов, которые нужно потратить, чтобы стать квалифицированным специалистом. К примеру, порог вхождения в профессию бухгалтера таков: как минимум, нужно обладать средними интеллектуальными способностями, усидчивостью и пройти специальные курсы. А вот порог вхождения в профессии архитектора или врача очень большой. Архитектор должен не только прекрасно разбираться в математике и физике – он также должен обладать если не художественным талантом, то, по крайней мере, выдающимися способностями. Срок обучения, опять же, включает в себя не только годы вузовского образования, но и годы художественной школы. Обучение врачей отнимает, в зависимости от специализации, от семи до девяти лет, учитывая обязательную ординатуру и интернатуру. Всё это позволяет сделать простой вывод: профориентация, включающая только профессиональные пробы, была бы эффективной лишь для бессмертных.

Есть и вторая причина, ограничивающая метод проб. Ситуация в конкретной компании, в которую вы попадёте, может быть нетипичной для данной профессии. Или проблемы, с которыми вы столкнётесь, могут не зависеть от профессии. Специфический коллектив, категоричное руководство, кризис – такие вещи не имеют отношения к собственно профессии. Прирождённый педагог может уйти из своей сферы просто потому, что кризис вызвал сокращение зарплат, а новый директор оказался неприятным человеком.
Так же могут влиять и благоприятные условия в конкретной компании. К примеру, человек, которому было бы куда приятнее заниматься аналитикой, может на какое-то время решить, что ему очень хорошо подходят продажи – просто потому, что ему удалось заключить несколько контрактов и получить большой процент. Рутина продаж: длинный поиск клиентов, проведение сложных переговоров – всё это на самом деле не подходит нашему воображаемому герою. Всё удовольствие от знакомства со сферой оказалось вызвано краткосрочным случайным успехом.
Таким образом, вторая проблема профессиональных проб заключается в том, что недостатки или преимущества могут проявиться с помощью причин, не имеющих никакого отношения к профпригодности.

Как же в таком случае относиться к методу профессиональных проб? Положительно – но лишь в том случае, если проводится комплексная профориентация. Метод профессиональных проб полезен, но только вместе с диагностикой. Качественная профессиональная диагностика поможет выбрать наиболее подходящие направления, учитывая уровень развития способностей, особенности личности и специфику профессиональных интересов. Информирование о профессиях может позволить лучше понять, какие именно профессии существуют и какие перспективы в них ждут лично вас. Развивающий подход помогает увеличить свой потенциал, обрести новые универсальные компетенции.

Профориентация – это непростая работа. И она необходима, особенно в условиях современного мира, где выбор настолько велик, что слепое угадывание почти не имеет шансов на успех.
Все усилия, которые были потрачены на профориентацию, окупаются сторицей: мало что может сравниться с удовольствием от работы, приносящей и радость, и хороший доход.

Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».