О профессиях и рынке труда в последние лет двадцать говорят так много, что это уже перестало быть хорошим тоном и, кажется, превращается в ещё одну научно-фантастическую тему вроде ховербордов и биоимплантов. На этаких футурологических конгрессах собираются люди, обучающие других людей, нанимающие других людей, помогающие нанимать других людей, регулирующие людей, которые обучают и нанимают других людей — и думают, как сделать так, чтобы обучившиеся люди (а вместе с ними и все остальные) не оказались у разбитого корыта.
15 марта на «Стрелке» проходил круглый стол «Профессии будущего». Это обсуждение — часть Московского международного салона образования, который откроется 13 апреля. Тема этого года — «Новая архитектура образования».
Словами участников этого круглого стола рассказываем о том, что происходит в образовании сегодня, что мы ожидаем от него завтра, и что делать, чтобы не возникало типичной ситуации «получил диплом юриста — работаю в кафе бариста».
Андрей Елисеев: Родители не знают, куда отправлять своих детейОсновной объем предложений для начинающих карьеру молодых людей предлагается в торговле, не по профилю работы, — это продавцы, продавцы-консультанты и так далее. Это очень тревожная и грустная ситуация.
Если говорить о наших локомотивах развития, в первую очередь IT, там вроде как неплохие ситуационные успехи, в частности, там зарплата растет на 10-15 процентов, но как раз худшая сторона в том, что для начинающих зарплата, наоборот, падает — для айтишника, который только пришел в эту сферу, зарплата за год скатилась примерно на 10 процентов.
Если мы в хорошие, сытые годы говорили, что нормальная ситуация на рынке — это когда на одну вакансию, опубликованную в месяц, приходится примерно 1,5—3 резюме, вот сейчас на одну вакансию приходится 5–6 резюме. Если по специальностях: у инженеров — 12 резюме на вакансию, у юристов — 13, у несчастных менеджеров по туризму —
больше 20.
Родители не знают, куда отправлять детей. Я каждый год два раза участвую в московском Дне профориентации и в день успеваю проконсультировать порядка 120-150 человек. Вот последние два раза приходили родители, которые выбирают даже не специальность.
Они говорят: вы нам посоветуйте хороший вуз. И вуз они уже выбирают по уровню своего ЕГЭ.Если посмотреть, что сдают наши дети, первый по популярности необязательный предмет — обществознание, то есть дети идут в гуманитарку. И что с ними делать, я не знаю, потому что такое количество гуманитариев сейчас на рынке не востребовано.
Вениамин Каганов: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Мне кажется, то, чего у нас явно не хватает в обществе, — это ответственности самого ребенка и семьи за будущее ребёнка и семьи. Потому что без такой ответственности всё остальное невозможно. Государственный вуз только дает возможности.
А мы все привыкли, когда нас за ручки везде водили, и ожидаем, что сейчас будут водить, а выясняется, что никто не готов, время другое. Мы все в этом виноваты, в том числе и регулятор…
Профессии будущего — это вообще очень удивительный вопрос. Есть атлас профессий будущего, есть представление о работе будущего, но что будет — никто не знает. Потому что постоянно нас жизнь удивляет, и то, что должно измениться, не меняется иногда, а то, что вроде бы меняться не будет, меняется с необыкновенной скоростью, создавая совершенно новые обстоятельства.
Поэтому в моём понимании — я не готов отвечать сейчас за всё министерство — мы должны создать такие условия, чтобы школа, а потом колледж, вуз и общество воспитывали такого человека, который бы в любой ситуации не пропал. Это значит, что он должен быть готов поменять свою профессиональную ориентацию, и не один раз, а много раз. Это значит, что он должен иметь характер, коммуницировать и так далее. И школьная программа, и всё остальное на это направлено.
Александр Чулок: Население не готово к инновациямПросто цифру приведу, чтобы у нас не было иллюзий по поводу наших заделов. Мы ведём мониторинг инновационного поведения населения, и там есть такое понятие, как «научная грамотность». Там много разных вопросов, и один вопрос очень простой: «Как вы считаете, в обыкновенных овощах есть гены? А в генно-модифицированных?» Правильный ответ на этот вопрос, к сожалению, даёт только половина населения.
Выборка репрезентативная, чтобы мы понимали общий уровень наших граждан. Население не воспринимает инновации, не воспринимает новые профессии, потому что не понимает, что это такое.
Есть, как минимум, три компетенции, которые позволят быть конкурентоспособными в будущем. Первая — это системность мышления. Знаете, как говорят: видеть лес за деревьями, а не только деревья. Второе — это умение делать «под ключ», решать проблему целиком, строить логистическую цепочку и так далее. И третье — это адаптивность, готовность к изменениям.
Алексей Гусев: Стандартные профессии умирают, и стандарты образования тожеЕсли раньше у человека за его период экономической активности проходил один-два цикла технологических обновлений, то сейчас человек не успевает выйти из вуза, а циклов уже сменилось несколько. Можно принять образовательные стандарты, а через пять лет уже, в принципе, ничего из этого не будет нужно.
Поэтому, раз мы не можем прогнозировать на долгом горизонте, надо понять, какие вещи являются более-менее универсальными, и вкладываться в них. Вот мы говорим, что востребованы айтишники и инженеры — их действительно сейчас больший дефицит, чем юристов. При этом, если мы начнём учить айтишников и инженеров, даже по лучшим образцам, через пять лет это будет практически бесполезно.
Скорее имеет смысл вкладываться в короткие форматы, такие как у «Стрелки», например, есть. Здесь большой вопрос: нужно ли в это вкладываться государству. Потому что как только государство во что-то вкладывается, оно тут же начинает регулировать. И слава богу, что государство не вкладывается в «Стрелку».
Очень осмысленно вкладываться во всевозможные кружки — то, что раньше называлось дворцами пионеров, и прочее неформальное образование, внеурочное, внеклассное. Это опять же нужно делать не на базе вузов и не на базе школ, тогда это будет гораздо эффективнее, потому что будет находиться вне сетки регулирования любыми стандартами. И тогда гораздо больше вероятность, что это будет рыночная, гибкая, адаптивная к потребностям работодателя (который, как и государство, не может спрогнозировать спрос) система. Массовый спрос на специалистов вообще никто спрогнозировать не в состоянии.
Одной из важных компетенций в будущем станет компетенция придумывать себе компетенции.Потому что если мы говорим про относительно нормально экономически развитые регионы мира или России, то возможности по трудоустройству на самом деле практически безграничны. По трудоустройству и по придумыванию себе проекта, придумыванию себе бизнеса. Если человек сможет себе придумывать этот набор компетенций, если привить навык инвестирования в самого себя, тогда, наверное, есть большой шанс, что у следующего поколения будет не просто трудоустройство, а будет ещё и создание рабочих мест.
Профессии умрут, потому что профессии — это индустриальная эпоха, а индустриальная эпоха — когда есть какое-то стандартизированное действие. А все стандартизированные действия у людей будут отобраны роботами. Вот как к этому готовиться? Как к этому готовить образование? Мне кажется, образование надо к этому готовить не через вузы, не через стандарты, не через прогнозирование профессий, а через, например, общение с роботами, начиная с трёхлетнего возраста, программирование. Программирование роботов — это, наверное, важная компетенция.
Алексей Серебряков: Учить нужно тому, что будет полезно в любом случаеМы 20 лет занимаемся именно прогнозированием успешности будущих профессионалов и как раз исследуем и детей, и родителей, и компании. И я могу согласиться, что прогнозирование в среднесрочной и долгосрочной перспективе — дело неблагодарное, конечно.
Мы давно открыли подошли к тому, что, раз мы не знаем, к чему готовить, то надо учить неким soft skills, универсальным компетенциям. Мы их выделили даже в отдельный кластер компетенций — типы «администратор», «аналитик», «предприниматель» проглядываются уже в 5 лет. На уровне младшей школы пора закладывать некие технические компетенции — потом уже будет поздно.
А вы знаете, государственная система профориентации на чём стоит? Единственное, что у нас есть нормативное, — это ЕГЭ. То есть сдал физику, математику, русский — будешь инженером, сдал биологию, математику, русский — будешь психологом.
Пусть школа идёт по пути знаний, а мы развиваем линию универсальных компетенций, учим тому, что будет полезно в любом случае — логическому мышлению, коммуникативным навыкам и так далее.
Алёна Владимирская: Три слагаемых успеха даже в условиях трудового апокалипсисаЯ вижу по объёму данных, что люди к 35-40 годам становятся успешными, имея три основные компетенции.
Это полная ответственность за свою жизнь, и как следствие, самостоятельность, это действительно абсолютная адаптивность, и третье — это экспертность. Как ни странно, экспертность в своей сфере не противоречит идее междисциплинарности. Даже если сфера по какой-то причине рушится — то, что мы сейчас видим с банками — абсолютно успешными остаются те, кто хорошо знает свою сферу, умеет работать и при этом ответственен. Потому что они очень правильно переходят из сферы в сферу и адаптивны.
Очень долго в нашей стране мы жили по схеме «тебе нужно поступить в вуз, чтобы стать достойным человеком, в какой области — неважно.
Поэтому тут привели пример — «а какой вуз лучше выбрать, и мы будем в него поступать по ЕГЭ». Выпущены миллионы юристов и экономистов, которые не знают, чем себя занять, а ведь это — отсутствие информации, которое начинается от уровня школы, и здесь я согласна с тем, что мы привыкли, что нас вели за руку. Нас вели за руку, и дальше мы смотрим на Superjob, Headhunter, Работе.ру вакансии, и что там написано? Там написано, какое у вас должно быть образование? Там в 70 процентах вакансий написано, какие у вас должны быть личные качества: вы должны быть инициативным, энергичным, у вас должны быть хорошие коммуникативные навыки, чем бы вы ни занимались. То есть 70% вакансий — это идеальный работник и ещё хороший человек, скорее всего, с активной жизненной позицией.
Мне кажется, главный вопрос — это создание условий для синергии, чтобы на стадии не только школы, но и вуза у людей не было ощущения, что после этого обучения они получат волшебную пилюлю, которая решит все их проблемы. Нужно пропагандировать принцип осознанности и междисциплинарности.
Дмитрий Судаков: Никто не знает, какие специалисты нам понадобятсяПроблема в том, что дискурс будущего в стране отсутствует как класс вообще… Мейл.ру, например, говорит Иннополису: вы нам хоть кого-нибудь дайте, а мы их сами обучим.
В этом смысле компании неспособны предъявлять осознанный, квантифицированный, в цифрах запрос на специалистов будущего. В России 99 процентов компаний не способны сказать, какие и в каком количестве специалисты будут нужны этой компании через пять, а уж тем более десять лет. Если в советское время был такой стейкхолдер, который говорил вузам, что через 15 лет нам нужно столько-то инженеров, столько-то рабочих и так далее, — это было государство — то сегодня ситуация изменилась, государство не способно предъявлять такой спрос, вузы остались в старой логике и не способны иначе работать, но компании на эту проактивную позицию не вышли.
Если говорить о методе, с помощью которого создавался атлас будущих профессий, — это не столько прогнозирование, сколько проектирование будущего. Здесь много раз прозвучал тезис о том, что прогнозировать будущее бесполезно, потому что всё очень быстро меняется. Это какая-то выученная, с детства привычная беспомощность.
Так вот, это не будущее быстро меняется, это его кто-то меняет. Его меняют те люди, которые достаточно сильны для того, чтобы сделать ставку на это изменение. Они могут прогореть, как прогорел, не знаю, blu-ray, прогрели какие-нибудь DVD- и CD-технологии. Сегодня нет компьютеров с CD- или DVD-приводами. Значит ли это, что эти технологии не двигали нас в текущее будущее и все должны были сделать ставку на суперразвитые независимые носители типа флешек? Нет, не значит. Мы должны быть достаточно смелы, чтобы прогнозировать будущее, чтобы делать ставку на это будущее.
Даже если вы не прочитали все эти цитаты внимательно, а мельком взглянули на заголовки, вы наверняка уловили основную мысль. Идеально она выражается в одной простой народом синтезированной фразе: «Хочешь жить — умей вертеться». Ни 6 лет в ведущем вузе страны на бюджете, ни онлайн-магистратура, ни опыт работы не застрахует вас от риска быть выброшенным на берег. Только вы сами и ваши «универсальные компетенции».
Источник: NewtoNew