Поступление в вузы: льготы для инвалидов
Результаты опроса Begin Group
Результаты опроса, проведенного компанией Begin Group на сайте Examen.ru, показали, что большинство респондентов (81,7%) считают наличие льгот для инвалидов при поступлении в вузы необходимым. Администрация вузов же считает, что инвалиды могут иметь льготы только в том случае, если при этом не ущемляются права на поступление остальных граждан.
81,7% опрошенных считают, что инвалидам нужны льготы на поступление в вузы. При этом 49,5% из них считают, что при поступлении в вузы инвалидам должны предоставляться льготы только на те специальности, по которым их ограничения не помешают обучению и дальнейшей работе, а 32,2% – что льготы должны охватывать все специальности. Против льгот для инвалидов при поступлении в вузы высказались 13,1% опрошенных, еще 5,2% опрошенных затруднились с ответом на вопрос о предоставлении льгот.
Должны ли быть льготы при поступлении в вузы для инвалидов?
Нет – если им тяжело поступить, то им будет тяжело работать по специальности (13,1)
астично – должны быть льготы на ряд специальностей, по которым их ограничения не помешают обучению и дальнейшей работе (49,5)
Да – по всем специальностям (32,2)
Затрудняюсь ответить (5,2)
Комментарии экспертов
Д.Ю. Пущаровский, декан, академик; зам. декана П.Ю. Степанов; геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Позиция геологического факультета МГУ и в частности позиция декана факультета в отношении льгот для инвалидов при поступлении заключается в следующем.
Во-первых, безусловно, при зачислении инвалидов должны быть некоторые ограничения при приеме на специальности, где в дальнейшем у них могут возникнуть сложности с работой.
Во-вторых, есть ряд специальностей, куда инвалиды не могут поступить, и это прописано законодательством, поскольку они не смогут обучаться и работать по данным специальностям. Естественно, что при наборе на подобные специальности не может быть и льгот для инвалидов. К таким специальностям, кстати, относится и геология.
Что же касается всех остальных специальностей, инвалиды должны иметь возможности льготного зачисления, но должна существовать квота мест для инвалидов. Иначе говоря, необходимо, чтобы процент инвалидов, которые могут поступать на льготных условиях, не превышал определенной квоты. Особенно это касается поступления на престижные профессии, поскольку в условиях очень большого конкурса все бюджетные места оказываются заняты инвалидами, оценки которых часто ниже, чем оценки детей, которые поступали без льгот. Речь здесь не идет об ущемлении прав инвалидов. Да, права инвалидов, безусловно, должны соблюдаться, но и обычные ребята должны иметь возможность обучаться по востребованным специальностям на бюджетных местах. Сейчас же забота об инвалидах приводит к тому, что все места оказываются заняты только льготниками, а ребята с высокими оценками и высоким уровнем знаний не проходят по конкурсу. То есть речь идет о том, что при соблюдении прав инвалидов не должны ущемляться и права всех остальных.
Т.Г. Гдалина, начальник отдела по работе с абитуриентами и региональному развитию РГПУ им. А.И. Герцена
Я считаю, что в этом вопросе, как и в других, касающихся людей с ограниченными возможностями, нужно исходить из принципа равных возможностей. Люди с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – полноправные члены социума. Чтобы они чувствовали себя таковыми, государство должно позаботиться о создании для них специальных условий, которые компенсировали бы их ограниченные возможности. Такие условия создаются, к сожалению, далеко еще не во всех сферах, но в контексте обсуждаемого вопроса, на мой взгляд, ситуация более менее благоприятная. "Социальные пандусы" (если можно так выразиться) в отношении поступления в вузы достаточно полно прописаны в законодательных актах, регулирующих процесс поступления. Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют довольно широкий набор прав: можно сдавать выпускные экзамены в школе не в формате ЕГЭ. При поступлении в вузы для лиц данной категории в зависимости от типа ограничений приемные комиссии также обязаны создать специальные условия: наличие ассистента, технических устройств, особого освещения, возможность проходить экзамены в устной форме, увеличение времени прохождения экзамена и т.д. Все эти меры, если они действительно работают, обеспечивают равные стартовые возможности в получении высшего образования лицам с ОВЗ. Сегодня закон создает людям с ограниченными возможностями гораздо более комфортные условия поступления, чем остальным категориям граждан. Так как помимо особых условий поступления законом закреплены особые условия зачисления лиц с ОВЗ. И здесь возникают сразу два вопроса. Первый: а соблюдается ли принцип предоставления равных возможностей по отношению к остальным категориям граждан, если лица, имеющие инвалидность I и II группы, не достигшие 18 лет, будут зачислены на бюджетные места вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ (т.е. сколько бы баллов представитель данной категории не набрал, лишь бы преодолел минимальный порог, он будет зачислен ранее того, кто набрал максимальное количество баллов). И второй: поступить-то человек с ограниченными возможностями поступит, а вот сможет ли он учиться? Ведь далеко не каждый вуз может предоставить студентам с ограниченными возможностями специальные условия для обучения. Рискну предположить, что пандусы, специальные лифты, технические устройства для слепых и/или глухонемых есть далеко не в каждом вузе.
И последнее. Люди с ограниченными возможностями не хуже и не лучше здоровых людей. Поэтому вопрос в принципе, на мой взгляд, должен стоять иначе: что нужно предпринять, чтобы общество воспринимало людей с ограниченными возможностями полноправными челнами социума? В том числе и в вопросе поступления в вуз.
Источник: www.begingroup.com
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!
Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца