Популярные специальности
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Популярные специальности

08.11.2011

Новые кадры нужны в энергетике, ядерной отрасли, информационных технологиях

Юристы и экономисты?
Не только.

Говорят, что списки популярных специальностей сегодня меняются: сколько можно продолжать выбирать одно и то же!

Куда поступают абитуриенты

В. Путин и Т. Голикова на одном из недавних заседаний правительства обменялись репликами о том, что растет число желающих стать врачами. Поскольку медики имеют разную специализацию, имеет смысл уточнить: по всей России ребята заявляли о своем желании стать клиническими психологами (в среднем был конкурс 18 человек на место), а конкурс в Москве на педиатрию и на стоматологию достиг больше ста человек на место!

Министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил другое: абитуриенты всё чаще выбирают IT-направление. Впрочем, требования к подготовке абитуриентов здесь понизились.

Интерес к техническим специальностям в целом тоже возрос. Самый высокий средний балл в России во время приемной кампании 2011 года наблюдался в МФТИ – это 90 баллов (а вообще он доходил до 95), и на эту цифру стоит равняться, куда бы вы ни поступали.

Внимание к педагогическим специальностям, по одним данным, растет, а по другим – падает. Одновременно констатируется спад интереса выпускников к экономическим и социальным специальностям, несмотря на неослабевающую любовь к гуманитарной сфере в целом. Причем в это трудно поверить: менеджеры по-прежнему востребованы, да и в социальной сфере – непочатый край работы.


Кого ждут, а кого – нет

Новые кадры нужны в энергетике, ядерной отрасли, информационных технологиях, связанных с космосом и медициной. Всего – более миллиона профессионалов. Причем на качество их подготовки закрывать глаза не будут. Требования в этих серьезных сферах высоки.

Зато спрос на психологов падает – притом что психология в принципе многим интересна, и люди один за другим решаются разобраться в своей жизни с помощью этих специалистов.

Никакого сравнения!

Корректно ли сравнивать, в какие вузы идут выпускники школ, с тем, какую работу выбирают выпускники вузов? Да, если за единицу измерения принять человеческие массы: вот сколько народу пришло учиться, а вот сколько народу придет в ту или иную отрасль, а вот сколько народу этой отрасли нужно на самом деле, и вот так они должны быть подготовлены к работе. Разумеется, логика не теряется и тогда, когда рассматривается конкретная личность, ведь это один и тот же человек сначала оказывается среди выпускников и делает свой выбор, а затем – среди кандидатов на вакансии, и выбирают уже его самого; ну и почему бы не провести параллели между этими двумя ситуациями?

С другой стороны, картины приемной кампании и трудоустройства сопоставлены быть не могут, поскольку требования рынка труда – это одно, это экономическая реальность; а причины выбора профессии каждым конкретным человеком – это другое, они далеко не всегда связаны с требованиями работодателей, а порой и вообще к здравому размышлению отношения не имеют. Зачем сравнивать магистра, ежедневно штудирующего новости корпораций, с улыбчивым пареньком, который забрел за компанию с друзьями в какой-то вуз – да и подал туда документы? А если легкомысленный этот паренек выбрал таким образом техническую специальность, разве это означает истинный рост интереса к инженерному делу?

Как быть с популярностью

Как понять, что специальность популярна? Здесь вполне можно довериться мнению ближайшего окружения.

Что вам делать, если вы узнали, что какая-то специальность популярна? Конечно же, осознать, нравится ли она вам вне зависимости от ее популярности.

Если не нравится, то не надо с этим ничего делать, пусть ее и выбрали все вокруг, а вы как белая ворона. Ищите свое призвание. Свое.

Если эта специальность не нравится вам, но нравится вашим родителям, и они хотели бы, чтобы вы ее освоили, вы не обязаны слушаться. Но хорошо бы уметь убедительно объяснить папе и маме ваш собственный выбор – так, чтобы этот выбор можно было уважать.

А если выбор основной массы ребят совпал с вашим, тем сильнее должна быть ваша подготовка. Конкуренция – это не шутки! И дело тут не только в конкурентах.

Представитель популярной специальности работает «на виду у людей». Он заранее считается интересным, успешным человеком (порой рискуя забыть о том, что такое интересный человек сам по себе). Законы его профессиональной среды распространяются вовне, по ним начинает жить общество в целом. В то же время работа такого человека чаще подвергается критике – как со стороны коллег, так и со стороны всех, кому не лень его критиковать. А еще его профессия, как и всё модное, может выйти из моды! Чем заниматься тогда? Как примириться с безвестностью? Тот же, кто наперекор общему вкусу «уходит» в непопулярную отрасль, живет по другим законам. Неуспешен ли он? Еще не факт. Однако чтобы считаться интересным, ему нужно уделить внимание самопрезентации.

А как быть обществу с популярными специальностями? Оно может добавить им славы – но не решит существующих в этой среде проблем, тогда как проблемы непопулярных специальностей предпочтет вовсе не замечать.

Это такой феномен

Популярность тех или иных специальностей может стать предметом изучения, ведь она интересна как феномен. Подумайте только, какую свободу обретает исследователь, когда он не стремится непременно овладеть популярной специальностью и когда он не отказывается видеть ее как она есть!

Почему те или иные специальности становятся востребованными рынком труда, понятно (есть работа, и нужно, чтобы она была выполнена). А вот почему они становятся популярными – тут другие причины. Здесь и мифы общественного сознания, и дух времени, воплощающийся в фигурах «особо модных» профессионалов… Почему долгое время популярны юристы и экономисты? Они не всегда богаты, их жизнь не всегда комфортна, в их работе есть своя рутина, должность юриста встретишь не в каждой компании, а обладатели дипломов экономиста не всегда трудятся по специальности… Есть версия, что в популярности этих профессий выражается жажда хорошей жизни – не всеми осознаваемые потребности жить в гражданском обществе и в эпоху экономического чуда. И человек может понимать, что мало что изменит сам, может не обладать реформаторскими амбициями – но при этом хочет быть в курсе, быть на подхвате или быть просто рядом, если интересное вдруг начнется! Возможно, отсюда и высокий конкурс?

Источник: www.edunews.ru
Автор: Татьяна Карпеченко



Вернуться к списку новостей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность