Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Круглый стол «Профессии будущего» прошёл 15 марта в Институте «Стрелка»

17.03.2016

В преддверии Московского международного салона образования в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего». Лучшие российские специалисты по анализу рынка труда, форсайта, рекрутинга и инновационного обучения обсудили вопросы профориентации и прогнозирования занятости.

Участниками круглого стола стали Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Алёна Владимирская, хедхантер, основатель проекта «Антирабство», куратор кластера «Профориентация» на Салоне образования, Алексей Гусев, руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК», Ольга Полищук, исполнительный директор Института «Стрелка» и руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector, Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.RuGroup, Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Алексей Серебряков, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», научный сотрудник МГУ, Андрей Елисеев, главный редактор портала Работа.ру, Александр Ларьяновский, директор по бизнес-развитию Skyeng и Павел Лебедев, руководитель направления исследований Superjob.Модератором дискуссии выступила журналист, директор по внешним связям проекта «Сноб» Ксения Чудинова.

По итогам круглого стола, эксперты сошлись на том, что правильнее предсказывать не профессии, а навыки и компетенции будущего. Среди наиболее нужных компетенций называли ответственность за свою жизнь, адаптивность, обладание экспертизой в своей сфере, системность мышления, умение создавать проекты под ключ, мотивацию и навыки инвестировать в самого себя.
Одним из основных моментов, также звучавших в ходе дискуссии, стал вопрос – а кто же должен формировать заказ на новые актуальные профессии? Государство, бизнес, вузы, сами абитуриенты?

По словам Вениамина Каганова, роль государства заключается, в первую очередь, в создании условий для плодотворного сотрудничества бизнеса и школ, что в итоге приведет к получению достойного образования. Кроме того, особое значение придаётся дополнительному образованию, которое позволяет более гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
По мнению Вениамина Каганова, прогнозирование профессий будущего – это сфера совместных действий вузов и корпораций. Кроме того, «в обществе не хватает и ответственности самого ребёнка, и родителей за будущее семьи, которые, зачастую, полагаются сначала на школу, потом на вуз, потом на работодателя».
На этот счёт мнения экспертов разделились. Дмитрий Судаков полагает, что сегодня первенство в формировании запроса на профессии будущего должно быть у крупных компаний, которые составляют свой прогноз на специалистов, исходя из собственной стратегии развития, и далее доносят его до сферы образования. Дмитрий Волошин, напротив, считает, что главная роль у вузов – именно они должны прогнозировать запросы бизнеса, исходя из моделирования состояния рынка на несколько лет вперёд.
Алёна Владимирская отметила, что зачастую сегодня крупные компании обращаются за помощью к хэдхантерам в прогнозировании своих потребностей в специалистах будущего. Вузы действительно мало инвестируют в исследования профессий будущего, к этому добавляется «проклятие родителей», которые программируют детей на профессии прошлого: «Иди бухгалтером – это верный кусок хлеба». Такая ситуация может в отдаленной перспективе привести к безработице.
«Народная» профориентация зачастую сводится к результатам ЕГЭ – по каким предметам ребёнок удачно сдал экзамен, в той области и будет учиться.

В качестве альтернативы такому неосознанному подходу Алексей Серебряков предложил развивать систему профориентационных лагерей и мотивационные тренинги для школьников и активнее работать с родителями, показывая им, что через 5-10 лет наиболее востребованными специалистами будут, например, инженеры и IT-специалисты, а не экономисты и юристы.

«Сегодня, в условиях возросшей конкуренции на рынке труда, доля вакансий, в которых предлагают работу начинающим специалистам, сократилась с 17 % до 12%, и до 60% этих вакансий приходится на долю ритейла», – говорит Андрей Елисеев. В хорошие годы нормальной ситуацией на рынке считалось соотношение, когда на одну вакансию, опубликованную в месяц, приходилось 1,5-3 резюме, сейчас – это 5-6 резюме на одну вакансию.
Павел Лебедев добавил, что, по данным опросов, люди до сих пор ориентируются на уважаемые «советские» профессии медиков и инженеров, но 14% населения уже признают потенциал сферы IT. И этот тренд необходимо усилить.
По мнению Алексея Гусева, совсем скоро рынок труда в привычном для нас виде вообще исчезнет вместе с понятием профессии. Причина таких радикальных перемен – полное вытеснение человека из сферы стандартизированных операций роботизированным производством и искусственным интеллектом. Наибольшую ценность в такой ситуации будут иметь творческие компетенции и способность придумывать кастомизированные товары и услуги.

Необходимо делать ставку на две формы обучения: фундаментальное образование в государственных вузах и краткосрочные частные программы. Если за первым признаются высокое качество, но оторванность от бизнес-реалий, то вторые, напротив, максимально быстро реагируют на запросы рынка.
По мнению Александра Ларьяновского, и государственные вузы, и коммерческие школы должны действовать как бизнес, удовлетворяющий потребности своих учеников. И здесь главное верно определить эти потребности. «Иногда экспериментальные школы, которые сначала могут не вызывать доверия, просто потому что, их не с чем сравнивать, выращивают гораздо более качественный человеческий капитал, чем те школы, которые гордятся только своими методами», – замечает Ольга Полищук. Ведь сегодня образование должно не просто давать готовые знания на лекциях, но формировать те самые компетенции через практику и эксперимент, само быть экспериментом. А профессионалам будущего необходимо быть готовыми к постоянному образованию. В этом случае никакие потрясения рынка труда им не будут страшны.

Эксперты также обсудили, можно ли вообще верить прогнозам на 2020-2035 годы. Например, Алексей Гусев считает, что прогнозы не должны быть основанием для слепой веры и для снятия ответственности за будущую карьерную траекторию. «Прогнозы и форсайты не должны создавать иллюзию, что мы восстановим госплан или распределение. Они выполняют другую важную функцию: информация о технологических изменениях помогает людям привить культуру мыслить о будущем, немножко поменять точку зрения на возможное будущее». Сегодня специалисты в прогнозировании будущего пользуются, в основном, методами форсайта. «Форсайт – это формирование будущего, это не попытка его угадать»,– объясняет заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. Такие методы не просто описывают, что будет, а проектируют это самое будущее вместе с людьми, его создающими: менеджерами в образовании, представителями власти, родителями и работодателями, – и получают разные сценарии, в зависимости от того, как будут действовать эти участники. Такой подход даёт более надёжные результаты. В качестве примера, Александр продемонстрировал «Прогноз научно-технологического развития России: 2030», где указаны основные рынки и потребительские характеристики, которые позволят компаниям быть конкурентоспособными.

В заключении Вениамин Каганов предложил развить дискуссию на площадке Салона образования и договориться о конкретных проектах образовательных стартапов и партнерских программах, чьи идеи был озвучены на круглом столе.
Московский международный салон образования, организованный Министерством образования и науки РФ, пройдет с 13 по 16 апреля 2016 года в 75 павильоне ВДНХ. Салон станет площадкой для знакомства с лучшими практиками и новыми трендами в образовании, платформой для генерации новых идей и обсуждения новых планов. Одной из основных площадок на Салоне образования станет кластер «Профессии будущего», посвященный новому современному подходу к профориентации. Куратором площадки выступила Алёна Владимирская.

Организатор дискуссии: Московский международный салон образования, Министерство образования и науки Российской Федерации.
Место и время: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 15 марта 2016 г.

Агентство «Правила Общения», Ася Фурсова



Вернуться к списку новостей

ico

Подписка на дайджест новостей