Логичное решение
Выпускник школы сдает ЕГЭ и превращается в студента, а спустя несколько лет – в студента последнего курса, который, предвкушая скорое получение диплома, приходит на госэкзамены… Опять экзамены!
Ничего подобного, это совсем другие экзамены – так считается сегодня. Вроде бы по определению государственные – но разве государственные они на самом деле? Разве они такие уж объективные и независимые? Да они проигрывают школьному ЕГЭ!
Чтобы сдать ЕГЭ, нужно сначала попасть в пункт приема экзамена, и этот пункт не может располагаться в родной школе. А госэкзамены студенты сдают в своей же альма-матер, и не надо никуда идти. Максимум открытости на студенческих «госах» – это когда в комиссии сидят представители разных кафедр. Конечно, иногда в вузах устраивались такие исключительные события, как видеотрансляция защиты диплома… Но не будем об этом: речь сейчас идет об экзаменах в чистом виде.
Можно ли сделать так, чтобы госэкзамены стали похожи на идеальный ЕГЭ, чтобы они стали его логическим продолжением на более высоком уровне и оценивание стало внешним, независимым?
Считается, что можно. То есть госэкзамены вообще пора отменить. Рано или поздно, обсудив это дело на десятках совещаний или одним волевым решением – но отменить!
Кто возьмется за это?
Ответственные за перемены
Государство еще раз сформулирует и прочертит национальные, российские рамки квалификаций. Оно же установит и соответствующие отраслевые рамки квалификаций (в других странах, к примеру, такой работой могут заниматься советы внутри отрасли), согласует их друг с другом так, чтобы система в целом получилась устойчивой, способной к существованию и без опоры на уходящие в прошлое госэкзамены.
Конкретно за разработку аттестации отвечает Рособрнадзор, который, кстати, недавно организовал конференцию на эту тему. А раз была организована конференция, значит, здесь имеют вес и сторонние экспертные мнения.
Вузы (вместе с Рособрнадзором) выступают в роли методистов. Преподаватель – мастер не только лекции сочинять, но и контрольные материалы вместе со способом их применения разрабатывать. Задания для проверки знаний придумают, разумеется, в вузах. Правда, НИУ-ВШЭ выступила еще и инициатором перемен – совместно с Общественной палатой. Их предложение было передано Минобрнауки.
Работодателей не придется специально заставлять во всем этом участвовать: они естественным образом заинтересованы в том, чтобы их работники владели нужными компетенциями. Руководители российских компаний, с одной стороны, давно составили себе мнение о том, как учат в отечественных высших учебных заведениях, а с другой – они постоянно в курсе обновлений среднего уровня подготовки профессионалов на рынке труда. К тому же у них есть четкое представление об идеальном профессионале. Так что позиция начальников не может не отразиться в материалах аттестационных испытаний, идущих на смену госэкзаменам. Базовым понятием для таких документов будет понятие профессионального стандарта.
Ну а студентам предстоит успешно сдать новые экзамены и подтвердить свою квалификацию.
Что будет
На уровне магистратур ничего нового не ожидается: достаточно защиты магистерской диссертации. А вот за бакалавров возьмутся! Пока свеж в памяти ЕГЭ, пока пути профессиональной подготовки не разошлись по диаметрально разным специализациям, тут-то вам и устроят новый экзамен. Прежние поколения студентов средних курсов о подобном и не слыхивали: сдавали себе обычные сессии и всё…
Аттестация бакалавров будет проходить по-новому. Почти как ЕГЭ – за пределами родного учебного заведения. И проводить ее будет не оно само, а независимые центры: они займутся и ЕГЭ для выпускников школ, и аттестацией студентов. Концепцию таких центров разработало Минобрнауки, но министерству они подчиняться не будут – они будут содержаться на деньги компаний из нескольких отраслей (для экзаменуемых процедура оценки качества подготовки будет бесплатной). А располагаться они будут либо на базе предприятий, либо вообще отдельно, но, во всяком случае, независимо от министерства.
Независимые центры начнут свою деятельность в 2012 году. Поначалу они станут принимать экзамены у выпускников колледжей и вузов, желающих подтвердить квалификацию уже после получения диплома в образовательном учреждении. А к 2013 году эти центры должны распространиться по всем российским регионам.
Однако возможен и такой вариант, что аттестацию дадут проводить всё-таки вузам, поскольку в них есть для этого все условия. При этом оцениваемые студенты будут не из того вуза, в котором идет такой экзамен. Пока уточняется, для какого именно бакалавриата предназначены новые испытания – для обычного или для прикладного тоже. Но в любом случае едиными экзаменами на границе школы и вуза дело не ограничится!
Направления для новой аттестации
Источник: www.edunews.ru
Автор: Татьяна Карпеченко