Стратегия-2020 для профессионального образования: сбудутся ли прогнозы?
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Стратегия-2020 для профессионального образования: сбудутся ли прогнозы?

15.11.2011

Нам обещают прикладной бакалавриат и ваучерную систему вместо контрольных цифр приема

В Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ) состоялась II Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты и государство». Ключевой темой обсуждения стала стратегия развития профессионального образования до 2020 года, о которой рассказал один из разработчиков данного документа, ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Опасные деформации

В числе основных проблем современного профессионального образования в России Я.Кузьминов особо выделил две: низкий престиж начального и среднего профессионального образования и низкий уровень подготовки студентов вузов.

Это создает перекосы в структуре подготовки кадров и не отвечает потребностям экономики.

Так, если сегодня на рынок труда ежегодно приходят 1,4 млн выпускников вузов, 420 тыс. человек со средним специальным образованием и 490 тыс.– с начальным профессиональным, то к 2020 году выпускников техникумов и ПТУ станет в 1,5–2 раза меньше.

Вместе с тем от 30 до 40 процентов рабочих мест в различных отраслях предназначено именно для квалифицированных исполнителей, а не для «белых воротничков».

По словам Я.Кузьминова, мы имеем дело с «навесом» высшего образования в обществе, о чем красноречиво свидетельствует статистика: охват молодежи ВПО за последние 10 лет увеличился с 50 до 90%! Это значит, что все эти люди по окончании вуза не смогут найти достойную работу, что, по опасениям ректора НИУ-ВШЭ, может привести к политической нестабильности в стране.


Проблема неравномерного распределения учащихся по уровням образования усугубляется неудовлетворительным качеством их подготовки.

Так, в течение последних 40 лет, как считает ректор ведущего экономического вуза, осуществляется устойчивый неблагоприятный отбор в ПТУ и техникумы: по его словам, «туда попадают люди, которые не хотят и не могут учиться, а не те, которые предпочитают работать руками».

«Эта деформация оказывает очень плохое влияние на качество нашей обрабатывающей промышленности, строительства и других отраслей, и чем более сложными становятся технические регламенты, тем больше отстает Россия от других стран», – констатирует Я.Кузьминов.

Привлечение мигрантов не решает проблему, поскольку они не имеют возможности долго работать на одном месте и не заинтересованы в повышении квалификации.

«Они не владеют никакими навыками и не желают работать по профессии»

На фоне резкого падения престижа НПО и СПО катастрофически снижается качество подготовки студентов вузов. В своем докладе Я.Кузьминов отметил лишь несколько тенденций, которые характеризуют общую неблагополучную картину.

От 80 до 90 процентов абитуриентов, поступающих на некоторые технические специальности, – троечники, если судить по результатам ЕГЭ; многие из них не владеют никакими навыками и не желают работать по профессии; по опросам работодателей, три четверти выпускников университетов нуждаются в переобучении (ежегодно руководители предприятий и организаций тратят порядка 500 млрд рублей на эти цели, что составляет 85% от всего бюджета на образование).

Вместе с тем, как показывают данные социологических опросов, 68% россиян считают безусловно важным получение высшего образования, поскольку оно дает человеку более высокий статус в обществе и определенные социальные навыки. Эту позицию разделяют и работодатели, которые предпочитают принимать дипломированных специалистов даже на должности, не требующие квалификации.

Предлагаемые меры

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Ярослава Кузьминова, является создание системы прикладного бакалавриата, когда человек поступает в университет или колледж, а через два года по выбору продолжает свое образование по программам либо академического бакалавриата (еще + 2 года обучения), либо прикладного, нацеленного на освоение конкретных технологий и навыков (+1 год). Таким образом, удастся решить сразу несколько задач, в том числе закрыть вакансии по рабочим специальностям за счет притока квалифицированных исполнителей и поднять престиж НПО и СПО (тем более что, заметим, согласно новому законопроекту «Об образовании в Российской Федерации», два этих уровня будут интегрированы).

Например, в США численность обучающихся по коротким образовательным программам составляет 47,5%, и, как мы видим, экономика этой страны развивается весьма успешно.

Еще одной мерой для улучшения ситуации в высшем образовании, по мнению Кузьминова, должно стать введение ваучерной системы взамен нынешних контрольных цифр приема. Это даст возможность выпускникам, сдавшим ЕГЭ по профильным предметам на 55 баллов и выше, обучаться за счет бюджета, а вузам – получать государственное финансирование, которое «следует за учеником» в виде денежного сертификата.

Слабые студенты с низкими баллами за ЕГЭ будут обучаться на коммерческой основе, может быть, с привлечением образовательных кредитов, а не за счет налогоплательщиков.

Введение такого механизма, по мнению ректора НИУ ВШЭ, позволит, с одной стороны, оптимизировать сеть вузов за счет закрытия неэффективных образовательных учреждений (поскольку ни бюджетные, ни платные студенты туда не пойдут), а с другой – направить основной поток государственного финансирования на поддержку федеральных и национальных исследовательских университетов.

Сегодня доля расходов на научные исследования в российских вузах беспрецедентно мала: в среднем она составляет 5% (в Северном Федеральном университете – 1%), в то время как в ведущих зарубежных вузах эти показатели на порядок больше (34% в Стэнфордском университете, 50% – в Массачусетсском технологическом).

Такая существенная разница обусловила отставание образовательных программ российских вузов от международных аналогов.

Еще одна причина отставания кроется в низких заработках российских преподавателей, уровень оплаты труда которых ниже, чем в Турции и Казахстане, в то время как, по расчетам экспертов, она должна составлять 200–220% от средней по экономике региона.

Работа над стратегией продолжается. Удастся ли воплотить в жизнь ее основные идеи и помогут ли они в лучшую сторону реформировать российскую систему образования, покажет время.

Источник: www.ps.1september.ru
Автор: Ольга Дашковская



Вернуться к списку новостей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность