Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

23 декабря на коллегии Минобрнауки утвердили контрольные цифры приема абитуриентов на бюджетные места

25.12.2009

Контрольный удар по вузам

Более половины выпускников школ в 2010 году смогут поступить в вузы на бюджетные места. Новость, бесспорно, хорошая для будущих абитуриентов, но далеко не для всех вузов. В Минобрнауки дали явно понять, что в слабых и невостребованных вузах приём бюджетников будет сокращаться.

Справка STRF.ru:
Начиная с 2007 года, отмечается резкое сокращение количества 11-классников. Если в 2008-х их было почти 959 тысяч, в 2009-м — 899 тысяч, в 2010-м предполагается уменьшение до 822 тысяч, то есть на 8,5 процентов. Как следствие — сократится и количество студентов. В учреждениях начального профобразования (НПО) на 36 процентов (по сравнению с 2006-м годом), среднего профобразования (СПО) — на 26 процентов, в вузах — на 16. В учреждения НПО в 2010 году планируется принять 99 828 человек. В учреждения СПО — 289 355 человек, из них 79 процентов будут учиться на очном отделении.

Общий приём в вузы в 2010 году составит 498 тысяч бюджетных мест (школы окончат 822 тысячи человек). В Минобрнауки считают, что эти цифры в полной мере учитывают демографические тенденции, а главное — обеспечивают выпускникам социальные гарантии.

«Число бюджетных мест по очной форме обучения сохранится практически на уровне 2009 года — 418 мест в расчёте на 1000 человек», — сообщил директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко.

По программам подготовки бакалавров и специалистов планируется принять 448 тысяч человек (98,3% от объёма 2009 года), в том числе на очное отделение 344 тысячи. При этом как подчеркнул Реморенко, увеличится набор магистров на 45 процентов: с прошлогодних 34 тысяч до 50-ти. Кстати, по планам Минобрнауки их количество ежегодно должно расти на 15 тысяч, чтобы к 2014 году достичь набора в 112 тысяч (пропорция «выпуск бакалавров — приём магистров» составит 3:1). Эти показатели удастся обеспечить в первую очередь за счёт федеральных и национальных исследовательских университетов, а также МГУ и СПбГУ.

Что касается иностранных студентов, то в 2010 году предлагается принять 9978 человек, в том числе из стран СНГ 4611 человек. 



Бой с гуманитариями

Министерство образования намерено и в дальнейшем сокращать набор по гуманитарным и экономическим специальностям. Как подчеркнул министр Андрей Фурсенко «за счёт перераспределения контрольных цифр приёма мы определяем госполитику, а именно поддерживаем те профессии, которые востребованы экономикой и наоборот — уменьшаем набор по невостребованным специальностям».

За последние пять лет (начиная с 2005 года) приём по направлению «Гуманитарные науки» уменьшился на 27 процентов, по «Образованию и педагогике» — на 29 процентов, по «Экономике и управлению» — на 45 процентов.

Участники коллегии, в том числе и представители профильных вузов признали разумной подобную политику. «Мы провели специальное исследование по подготовке экономистов; результаты просто поражают, — сообщил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Меньше 10 процентов студентов-экономистов изучают эконометрику — это примерно то же самое, что выпускать инженеров без сопромата и прикладной математики. Так что я и мои коллеги из ведущих экономических факультетов поддерживаем намерение сократить эти места, несмотря на то, что они, к сожалению, привлекают наиболее сильных студентов (судя по ЕГЭ)» (см. статью «О ЕГЭ и судьбе «проигравших» вузов»).

Спрос на инженерные и технические специальности со стороны абитуриентов гораздо ниже. Тем не менее, государство пытается заинтересовать ими будущих студентов и ежегодно увеличивает приём по таким специальностям, как: «Автоматика и управление» (с 2005 года количество мест возросло на 77%), «Информационная безопасность» (на 47%), «Морская техника» (на 11%) и другим.

Эти тенденции сохранятся и в следующем году. Кроме того, планируется увеличить подготовку специалистов для сферы обслуживания. Это связано, с одной стороны, с её бурным развитием, проведением в России таких крупных мероприятий, как Олимпийские игры в Сочи, Всемирная студенческая универсиада, Саммит АТЭС. А с другой — большим интересом к этой сфере молодёжи. В прошлом году это направление оказалось одним из самых востребованных у абитуриентов: на одно бюджетное место было подано 227 заявлений. (Среди других лидирующих направлений — «Информационная безопасность» — 68 заявлений, «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» — 34).

Справка STRF.ru:
В России открыто 1 529 аспирантур, где обучается 147,6 тысяч человек, в том числе на очном отделении — 95,7 тысяч. Фактический выпуск аспирантов составляет 33 тысячи, в том числе с защитой диссертации — 8,8 тысяч (26%).
Количество докторантур — 593. Численность докторантов — 4 242 человек. Фактический выпуск — 1 216 человек, в том числе с защитой — 297 (24,4%).
С 2000 по 2008 годы количество принимаемых аспирантов увеличилось на 15 %, а докторантов снизилось на 7,3 %. Больше всего аспирантов и докторантов принимается на специальности технической отрасли наук (около 24% от общего числа принятых аспирантов и докторантов.
На 2010 год в аспирантуру планируется принять 31327 человек, в докторантуру — 1556, что выше контрольных цифр приема в 2009 году соответственно на 10,5 процентов и на 12,9 процентов.

Кто нужен экономике?

Как рассчитываются контрольные цифры приёма, на основании чего определяется, в каком количестве готовить тех или иных специалистов — эти вопросы, на которые настойчиво пытались получить ответы некоторые члены коллегии, по сути так и остались нерешёнными.

«Сложную задачу определения структуры подготовки кадров мы пытаемся решить арифметическими методами, а этого явно недостаточно, — заявил заместитель гендиректора РОСНАНО Андрей Свинаренко. — Когда я спрашивал Игоря Михайловича (Реморенко) о том, какие экономические показатели учтены при оценке контрольных цифр, я получил ответ — прогноз развития Российской Федерации до 2015 года. Но учитывались ли при этом показатели энергоэффективности, производительности и многие другие? Я всё-таки предлагаю посмотреть на эту проблему более серьёзно, например, с учётом того, что производительность труда в российских компаниях в 5 раз (в среднем) ниже, чем в западных компаниях. Речь идёт и о качестве образовательных программ всех уровней и о качестве подготовки кадров высшей квалификации. Соответственно, в структуре и по тем задачам, которые стоят перед нашей экономикой».

«Обсуждая контрольные цифры приёма, мы фактически говорим о России 2020 года, — продолжил ректор МГУ Виктор Садовничий. — Те, кто будет принят в 2010 году, как раз к этому сроку станут активными работниками. В связи с этим мы уже сейчас должны угадать, какова будет экономика в нашей стране к 20-му году. Это непростая задача. Может быть, стоит создать экспертную комиссию из представителей Академии наук, бизнеса, которые постарались бы её решить, поштурмовали бы эту проблему».

Ректора МГУ поддержал замминистра образования и науки Александр Хлунов: «Вопрос по контрольным цифрам совершенно очевидно связан с перспективами развития экономики. И действительно, структура нашей экономики такова, что сейчас на научной основе проблематично спрогнозировать те кадровые ресурсы, которые будут необходимы на среднесрочной и долгосрочной перспективе. Эту проблему надо решать с привлечением различных специалистов, способных понять, что только арифметического счёта недостаточно для понимания картины потребностей кадров. Мы же в это время должны поддерживать подготовку кадров по естественным и техническим наукам. Это наша обязанность, как государства. Несмотря на более низкие показатели по ЕГЭ, мы это должны делать, потому что такая потребность появится. Нужно заняться системной работой по бюджетному планированию, которое бы учитывало вопросы прогнозирования и эффективности».

Усугубляя неравенство

От вопросов стратегических на коллегии перешли к вопросам частным, но от того не менее сложным: каким образом бюджетные места должны распределяться между вузами. Министр образования высказал идею, что в дальнейшем могут учитываться средние баллы ЕГЭ поступающих в тот или иной вуз абитуриентов. Кроме того, не надо забывать и о демографическом спаде, который уже докатился до высшей школы и последние два года вузы его остро ощущают.

Довольно радикальные предложения высказал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Надо отказаться от контрольных цифр приёма и ввести нормативно-подушевое финансирование вузов в зависимости от среднего балла ЕГЭ. В 2010-2011 годах следует апробировать новую схему. В вузах, где студенты зачислены на бюджет со средним баллом меньше 45 из 100 по отдельным конкурсам, надо сократить треть бюджетных мест по соответствующим направлениям. В вузах, где средний балл составляет меньше 55 — на 20 процентов. При этом контрольные цифры необходимо увеличить исследовательских университетах — победителях и финалистах конкурса».

Как отметил Кузьминов, «тревогу вызывает и то, что значительное расширение магистратуры происходит при фактическом отсутствии ограничений для вузов, которые не имеют сильного научного потенциала. Это уже через несколько лет может привести к профанации самой идеи уровневого образования. Нужно уже сейчас подумать о введении ограничений».

«Рассуждая о возможном сокращении контрольных цифр, надо понимать, что речь не идёт о пропорциональном сокращении между всеми вузами, — подчеркнул Андрей Фурсенко. — Никто не будет уменьшать контрольные цифры на бюджетный приём в тех вузах, где готовят хороших специалистов. Таких вузов немного. Их можно пересчитать на пальцах двух рук (учитывая регионы). Но это означает, что кого-то мы обидим. Я сразу могу сказать, что не только на министерство, но и на представителей тех вузов, которые призывают к более жёсткой регламентации, посыплются обвинения в том, что углубляется неравенство. Естественно, мы должны поддерживать не только московские, питерские и томские вузы. Мы должны максимально поддерживать региональные вузы с хорошим качеством образования. Однако вместе с тем нужно вести более жёсткую политику в отношении филиалов, слабых вузов, которые фактически готовят специалистов не для жизни, а для улицы».

Таблица №1. Количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ

Количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ 2009 г. 2010 г.
Выпуск из 11 классов (тыс. чел.) 899 822
Прием по бакалавриату и специалитету Всего (тыс. чел.) 490,6 448,1
Количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ 545,7 545,1
Прием по бакалавриату и специалитету по очной форме обучения (тыс. чел.) 375,4 344,1
Количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ по очной форме обучения 417,5 418,6

Автор: Марина Муравьёва
Источник: www.strf.ru



Вернуться к списку новостей

ico

Подписка на дайджест новостей