Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка
Предлагаем вашему вниманию статью Николая Федоровича Родичева, кандидата педагогических наук.

Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка,
прежде чем говорить о профориентации в школе начала 21 века...
|
Автор: Николай Федорович Родичев
Кандидат педагогических наук |
Вступление
Начиная разговор о мифах, связанных с проблемой профессионального самоопределения, мы понимаем под мифом не только то, что сказано об этом явлении в словарях и энциклопедиях. Миф - это не только некая могущественная установка, мнение или идея, объясняющие то или иное явление и обладающие огромной силой воздействия на человека. Миф - это также и защитный механизм, который спасает человеческое сознание от неизбежного "шока", возникающего при попытке осмыслить какую-либо неординарную проблему (в нашем случае - проблему профессионального самоопределения и становления человека). В этом контексте миф является тем инструментом, который человек вынужден изобретать сам для того, чтобы установить диалог с окружающим миром . А мир профессий и путей продолжения образования является частью этого мира и с ним тоже надо как-то выстраивать отношения и посредством мифов защищаться от неизбежной встречи с его реалиями. Но, как и во многих похожих случаях, этот "защитный" механизм не всегда выполняет функцию этой защиты.
По данным психологических и социологических исследований, большинство "образованных" людей начала XXI века с большой охотой обращаются к услугам не только "квалифицированных" мифотворцев, представляющих политические и экономические силы. Они с полным доверием внимают увещеваниям современных магов, астрологов, псевдоцелителей и прочих умельцев, создающих и культивирующих весьма примитивные мифы, используемые для манипуляции человеком.
Примеры манипулирования человеком с использованием его потребности в мифотворчестве в области профессионального самоопределения очевидны. Так, в 90-х годах во многих центрах занятости посетителей встречали на входе плакаты с "профориентационной астрологией". В настоящее время у ведущих операторов мобильной связи можно "пройти профориентационное тестирование", используя СМС-услуги на мобильном телефоне.
Сам же человек, творя свои собственные мифы о профессиональном самоопределении, охотно снимает с себя ответственность за совершаемый выбор, перекладывая ее на своих помощников, как самостоятельно выбранных, так и навязанных ему социальной средой.
Таким образом, человек одновременно и не может без мифотворчества, без жизни в собственных и чужих мифах, но и не может жить, не освобождаясь от них. Во многом это касается и "профориентационных" мифов.
Попробуем перечислить основные группы таких мифов:
► Мифы о подростках как о субъектах профессионального самоопределения
► Миф о родителях как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении
► Миф об общем образовании как о помощнике в профессиональном самоопределении
► Мифы об учителях как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении
► Мифы о психологах как о помощниках школьнику в профессиональном самоопределении
► Мифы о послешкольном профессиональном образовании
► Мифы о рынке труда в постиндустриальном обществе
► Мифы о профессии и том, как ее выбирают
Источник: Журнал "Инфо-Net-Поиск", выпуск 5, 2006 год
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!

Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца