Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка, прежде чем говорить о профориентации в школе начала 21 века
Записаться

Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка

Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка,
прежде чем говорить о профориентации в школе начала 21 века...


Автор: Николай Федорович Родичев

Кандидат педагогических наук
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Участник Международной сети школ продуктивного образования
Соавтор учебно-методического комплекта к курсу «Твоя профессиональная карьера», курсов «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования» и «Мой выбор»


Вступление

Начиная разговор о мифах, связанных с проблемой профессионального самоопределения, мы понимаем под мифом не только то, что сказано об этом явлении в словарях и энциклопедиях. Миф - это не только некая могущественная установка, мнение или идея, объясняющие то или иное явление и обладающие огромной силой воздействия на человека. Миф - это также и защитный механизм, который спасает человеческое сознание от неизбежного "шока", возникающего при попытке осмыслить какую-либо неординарную проблему (в нашем случае - проблему профессионального самоопределения и становления человека). В этом контексте миф является тем инструментом, который человек вынужден изобретать сам для того, чтобы установить диалог с окружающим миром . А мир профессий и путей продолжения образования является частью этого мира и с ним тоже надо как-то выстраивать отношения и посредством мифов защищаться от неизбежной встречи с его реалиями. Но, как и во многих похожих случаях, этот "защитный" механизм не всегда выполняет функцию этой защиты.

По данным психологических и социологических исследований, большинство "образованных" людей начала XXI века с большой охотой обращаются к услугам не только "квалифицированных" мифотворцев, представляющих политические и экономические силы. Они с полным доверием внимают увещеваниям современных магов, астрологов, псевдоцелителей и прочих умельцев, создающих и культивирующих весьма примитивные мифы, используемые для манипуляции человеком.

Примеры манипулирования человеком с использованием его потребности в мифотворчестве в области профессионального самоопределения очевидны. Так, в 90-х годах во многих центрах занятости посетителей встречали на входе плакаты с "профориентационной астрологией". В настоящее время у ведущих операторов мобильной связи можно "пройти профориентационное тестирование", используя СМС-услуги на мобильном телефоне.

Сам же человек, творя свои собственные мифы о профессиональном самоопределении, охотно снимает с себя ответственность за совершаемый выбор, перекладывая ее на своих помощников, как самостоятельно выбранных, так и навязанных ему социальной средой.

Таким образом, человек одновременно и не может без мифотворчества, без жизни в собственных и чужих мифах, но и не может жить, не освобождаясь от них. Во многом это касается и "профориентационных" мифов.

Попробуем перечислить основные группы таких мифов:
Мифы о подростках как о субъектах профессионального самоопределения
Миф о родителях как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении
Миф об общем образовании как о помощнике в профессиональном самоопределении
Мифы об учителях как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении
Мифы о психологах как о помощниках школьнику в профессиональном самоопределении
Мифы о послешкольном профессиональном образовании
Мифы о рынке труда в постиндустриальном обществе
Мифы о профессии и том, как ее выбирают



Источник: Журнал "Инфо-Net-Поиск", выпуск 5, 2006 год



Контакты
Администратор
Адрес

Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315

ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы

Время работы
Будние дни: с 09:00 до 20:00
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
Как проехать
По Кутузовскому проспекту из центра
С Третьего Транспортного Кольца