Екатерина Саулина, психолог, директор отдела развивающих программ ЦТР "Гуманитарные технологии" поделилась своим мнением на тему вовлеченности подростков в мир компьютерных игр.
Продолжаю исследовать интересующую сейчас меня тему о том, что так сильно затягивает детей и подростков в виртуальный мир и почему так сложно возвращать их оттуда.
Согласно довольно распространенной точке зрения, мотивацию к действию побуждают неудовлетворенные потребности. Взяла у подростка небольшое интервью, расспросив, какие он удовлетворяет потребности, проводя время в игре (и мне полезно и ему - будет лучше осознавать себя). Кстати, в разговоре, фигурировало довольно много игр и они про разные потребности.
Получился следующий интересный и, кстати, довольно большой список:
Вот это было прямо очень любопытно узнать... Натолкнуло на несколько вопросов для размышления.
В реальном мире тоже можно удовлетворять эти потребности. Почему он не так сильно, как виртуальный цепляет и побуждает к этому?
Возможно, успешной стратегией переключения ребенка из online-реальности в offline-мир может быть более дифференцированный подход. Например, с опорой на понимание потребностей, стоящих за увлечением “игрой”, помочь найти в реальном мире варианты удовлетворения хотя бы одной из них, чтобы этот вариант достойно конкурировал с виртуальным. Я не играю в компьютерные игры, но мне интересно было найти, каким образом я удовлетворяю эти же потребности с помощью виртуального мира:
Тут важно добавить, что для меня перечисленные способы удовлетворения этих потребностей в виртуальном мире являются дополнительными. В реальном их намного больше и удовлетворение от них в разы полнее.
Вместо резюме: реальность виртуального мира похожа на расширение реального и дает свои специфические пространства для удовлетворения ряда значимых для нас потребностей... С точки зрения проблемы игровой зависимости детей и подростков картинка может выглядеть перевернутой: виртуальный мир может восприниматься как основной для удовлетворения этих потребностей, а реальный дополнительным. Есть ощущение, что у взрослых есть задача помочь детям освоить способы удовлетворения своих потребностей в реальном мире, им самим это не всегда удается.
Автор: Екатерина Саулина, директор отдела развивающих программ «Гуманитарные технологии»
Читайте также:
5 профессий, где используется виртуальная реальность
Нейропсихолог — о пользе и скрытых угрозах компьютерных игр
Проблема: компьютерная зависимость!