Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Тактики врачебного искусства: среднее специальное образование

31.08.2012

В медицину после колледжа

Выпускник 9-го класса, поступивший в среднее специальное учебное заведение, похож на того солдата, который носит в своем рюкзаке маршальский жезл. Рост популярности среднего образования можно объяснить несколькими факторами: во-первых, в колледж или училище поступить все-таки пока легче, чем в вуз. Во-вторых, в ближайшие годы прогнозируется спрос на специалистов-практиков («синих воротничков»), а студенты колледжей и училищ проходят практику и стажировки уже с первого года обучения. И, в-третьих, намечается тенденция девальвации ценности не только высшего образования, но и научной степени кандидата наук: за последние 10 лет в стране открылось множество вузов, репутация которых, мягко скажем, сомнительна. Средних специальных заведений эта тенденция почти не коснулась: как известно, подделывается только то, что пользуется спросом.

В России средние специальные учебные заведения (ссуз) подразделяются на училища и колледжи, предлагающие студентам уровень подготовки и систему обучения, приближенную к вузовской. Программы колледжей предполагают многопрофильное образование и базируются на университетских методиках, академический год делится на семестры, а занятия проходят в форме лекций и семинаров. В результате выпускники колледжа, решившие продолжать обучение в вузах, оказываются более подготовленными к принятой в институтах и университетах системе обучения, чем вчерашние школьники. У многих средних учебных заведений существуют партнерские отношения с профильными вузами, и выпускники колледжей имеют как абитуриенты некоторые льготы.


Перечень специальностей, по которым сегодня ведется подготовка в системе отечественного среднего специального образования, включает в себя более 260 пунктов. Медицина – одна из них, и в ней можно с успехом рекомендовать строить персональную стратегию образования по системе «школа-училище/колледж-вуз/работа-дополнительное образование». Медицинское образование было и остается одним из самых престижных – не в последнюю очередь благодаря тому, что специалисты-медики будут востребованы всегда. Конкурс в ведущие медицинские вузы стабильно растет; это, с одной стороны, не может не вызывать оптимизма, поскольку позволяет надеяться на выбор достойнейших, с другой – вызывает определенные опасения. Главным образом – фактор притока в профессию случайных людей, пришедших в нее не «по зову сердца», а благодаря стечению обстоятельств и модным поветриям.

Да, для школьника, решившего стать врачом, легче поступить в медицинский колледж или училище после 9-го класса, чем в престижный профильный вуз после 11-го. Но в данном случае решающим оказывается фактор не «легкости» или «сложности» поступления, а соотношения мечты и действительности. Вокруг медицины как профессии существует миф, одни компоненты которого сложились еще в советское время, а другие привнесены новейшей историей. Не в последнюю очередь благодаря СМИ и киноиндустрии актуализируются такие направления, как косметология, психология и стоматология: кажется, что все представители этих специальностей успешны, а их деятельность так же эстетична, как, например, работа фитодизайнеров. На практике все обстоит по-другому, и разительный контраст между действительностью и «глянцевой картинкой» – первое, с чем сталкиваются будущие медицинские работники. Студент, поступивший в колледж или училище, имеет большее пространство для маневра и больше возможностей сменить профессию, чем его старший товарищ, после серьезной подготовки поступивший в медицинский вуз… и разочаровавшийся в нем. Для ребят, решивших посвятить себя медицине, как ни для кого другого является актуальным одно преимущество получения среднего профессионального образования – возможность изменить выбор. Согласитесь, случайных людей не хочется видеть ни в одной специальности, но в медицине – особенно.

Если же увиденное только укрепило молодого человека в его стремлении к медицине, то учеба в училище или колледже может рассматриваться как подготовительная ступень к продолжению образования в институте. Студенты средних специальных медицинских учреждений с первого же года начинают проходить практику в лечебных учреждениях, приобретая столь необходимый им опыт.

Одно из приоритетных и наиболее востребованных направлений обучения в медицинских колледжах и училищах – подготовка младшего и среднего медицинского персонала по специальности «Сестринское дело».

В системе отечественного здравоохранения отчетливо прослеживается мировая тенденция, в русле которой существенно пересматривается роль медицинских сестер в лечебном процессе. Участники Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Галицино, 1993 г.) дали следующее определение сестринскому делу: «Часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленная на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды». Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе Дороти Холл (Dorothy Hall), «многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука».

Хочется надеяться, что нынешнее положение дел, когда отечественное здравоохранение страдает от несбалансированности медицинских кадров, а функции сестринского персонала сводятся к выполнению технической работы, останется в прошлом. Медсестра может и должна рассматриваться не как помощник, а как полноправный партнер врача. «Врачи в первую очередь отвечают за стратегию, а медицинские сестры – за тактику. И ни одно сражение не будет выиграно, если не будут решаться тактические задачи», – высказывание преподавателя одного из ведущих медицинских колледжей Москвы полностью соответствует концепции развития сестринского дела как научной дисциплины.

Как самостоятельное направление в медицине сестринское дело возникло в середине XIX в. Его основоположница американка Флоренс Найтингейл в своих знаменитых «Записках об уходе» (1859 г.), придавая особое значение чистоте, свежести воздуха, тишине и правильному питанию, охарактеризовала сестринское дело как «действия по использованию окружающей пациента среды для его выздоровления». С начала ХХ в. сестринская практика стала постепенно трансформироваться в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. В 1952 г. в свет вышел первый международный научный журнал по сестринскому делу – «Nursing Research».

На сегодняшний день в России уже создана многоуровневая система подготовки медицинских сестер, которая включает в себя базовую (основную) подготовку; повышенный (углубленный) уровень с присуждением квалификации «медсестра-организатор» и высшее сестринское образование. С сентября 2002 г. началось обучение медицинских сестер по Государственным образовательным стандартам, отвечающим международным требованиям к уровню подготовки младшего и среднего медицинского персонала с перспективой выдачи дипломов международного образца.

Как наука, направленная в том числе на решение потенциальных проблем со здоровьем, сестринское дело играет большую роль в профилактике заболеваний. С постепенным переходом здравоохранения России с участкового принципа на модель семейной практики сфера деятельности медицинской сестры существенно расширится: младший и средний медицинский персонал будет оказывать не только лечебную, но и психологическую, социальную и другие виды помощи, а также проводить работу по оздоровлению и планированию семьи.

Однако в медицинских колледжах обучают не только медсестер. Еще одно из направлений, по которым ведется подготовка студентов медицинских колледжей и училищ – «Лечебное дело». Срок обучения по этой специальности – 3 года 10 месяцев, выпускникам присваивается квалификация «Фельдшер».

Фельдшер – работник среднего медицинского персонала, оказывающий населению доврачебную медицинскую помощь. Слово пришло из немецкого языка: в средневековой Германии так называли военного врача, сопровождающего армию во время походов. В переносном смысле это значение сохранилось: фельдшер – всегда «на передовой», он должен обладать широким спектром знаний, профессиональной интуицией и теми личными качествами, которые имел в виду Гиппократ, сказавший: «Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному искусству». Медицинская этика связана с естественным стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Фельдшер общего профиля может занимать весь спектр должностей для работника среднего медицинского звена, работать на здравпунктах крупных предприятий, речных и морских судах, на железной дороге, при аэропортах, и, конечно, в воинских частях.

Программы подготовки по специальности «Лечебное дело» в медицинских училищах и колледжах очень насыщены. На первом курсе студенты изучают такие дисциплины, как анатомия, фармакология, сестринское дело, этика и философия медицины. В этом же году начинается практика. На втором курсе появляются пропедевтика, терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Третьекурсники изучают реанимацию, историю медицины, психологию, экономику, политологию и пр. Практика проходит на станциях скорой медицинской помощи, в больницах, медпунктах и травмпунктах.

Большинство медицинских училищ и колледжей заключают договора о прохождении студентами факультета «Лечебное дело» практики на станциях «Скорой помощи» и учреждениях социальной сферы. Работа на «Скорой» – настоящая школа профессионализма: фельдшеры, имеющие там несколько лет стажа, легко трудоустраиваются в любые, в том числе и частные, клиники. Другое дело, что сотрудники «Скорой» редко меняют специфику работы: говорят, что столько адреналина не получат нигде.

Для всех сотрудников среднего медицинского звена приоритетными направлениями деятельности являются предупреждение и профилактика заболеваний; с развитием семейной и страховой медицины возрастет роль среднего персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, планирование семьи и безопасное материнство.

Впрочем, к тому же кругу «тактиков» врачебного искусства – среднему медицинскому звену – принадлежат и специализации, чья непосредственная задача – верно определить исходные данные для «стратегии» лечения. Если исходить из справедливого предположения, что грамотно сформулированная задача уже наполовину решена, то правильно поставленный диагноз дает если не 50% гарантию выздоровления, то уж 30% – точно. Лабораторная диагностика – определение состояния объекта исследований (биоматериалы, пробы воды, воздуха и т.д.) на профессиональном оборудовании. За три года лица со средним образованием могут получить специальность лабораторный техник (с присвоением 8-10 разряда), за четыре – лабораторный технолог (9-11 разряд). Выпускники по этой специальности всегда были востребованы (собственными лабораториями располагают крупные больницы, диагностические центры общего типа и по диагностике СПИДа и вирусных гепатитов), но до недавнего времени абитуриенты не слишком охотно выбирали лабораторную диагностику как направление обучения. Ситуация изменилась, во-первых, с появлением коммерческих лечебных заведений, во-вторых, с ростом интереса «широких масс» к экологии и превращении науки об окружающей среде чуть ли не в политический инструмент, в-третьих, с реальными достижениями современной медицинской науки в области генетики, генной инженерии и клонирования – классического примера узкоспециализированной темы, получившей широчайшей резонанс во всем мире. Рост популярности специальности лабораторного техника и технолога только начался: и если сейчас абитуриент или студент готов смириться с низкой зарплатой в начале своей карьеры, то лет через 5 у него появится реальный шанс стать высокооплачиваемым сотрудником в области, где настоящих специалистов немного, и каждый – на вес золота. Престиж специальности в глазах «простых граждан» будет только расти: об этом позаботится реклама медицинских центров коррекции веса и эстетической хирургии, в свое время сделавшая настоящих «звезд» из стоматологов, диетологов и пластических хирургов.

В медучилищах и колледжах изучается «классика» – клиническая лабораторная диагностика, исследующая состав образцов биоматериалов. В рамках единой специальности выделяется ряд специализаций: общеклинические исследования, клиническая биохимия, лабораторная гематология, коагулология, цитология, лабораторная генетика, молекулярная биология, иммунология, изосерология, бактериология, вирусология, микология, паразитология, химико-токсикологические исследования, терапевтиче- ский мониторинг лекарств. Но с дипломом медучилища или колледжа обязательно нужно учиться дальше, получать узкую квалификацию: лабораторная диагностика – наукоемкая специализация. В названии профильных дисциплин доминирует слово «современный»: Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике; Современные методы биохимических исследований в лабораторной диагностике; Современные требования к заготовке крови и ее компонентов и т.д. В учебных программах увеличивается доля технологических исследований с применением современного отечественного и импортного медицинского оборудования. Согласно официальной позиции Минздрава, врач клинической лабораторной диагностики должен постепенно освобождаться от вала рутинных исследований, переключаясь на изучение сложных, осложненных и нетривиальных случаев заболеваний, расширяя применение цитохимических, иммунохимических, молекулярно-биологических методов исследований. Диагностическое оборудование с применением компьютерных анализаторов изображения, созданных на основе цифровых видеокамер и программ обработки изображений – сегодняшний день любой крупной клиники и, хочется верить, ближайшее будущее всех остальных.

Среди специализаций, предлагаемых медицинскими колледжами необходимо выделить еще одну. Это акушерское дело. Ведь акушерка – первый человек, которого видит новорожденный. Если перевести разговор на шутку, можно сказать, что от первого взгляда впечатление зависит на 90%. А может, и правда, наше мировоззрение и характер обусловлены во многом тем, насколько заботливыми и профессиональными будут руки, которые впервые коснутся нас в незнакомом огромном мире?

Акушерство (от франц. accoucher – рожать) – медицинская дисциплина, заключающая сведения о детородной функции женщины и методах профессиональной помощи во время нормального или патологического течения беременности, родов и послеродового периода. Важной областью акушерства является профилактические мероприятия по сохранению репродуктивной функции женщины и планированию семьи, а также действия, направленные на предупреждение патологий беременности.

Первые указания на некоторые приемы оказания медицинской помощи при трудных и осложненных родах встречаются еще в древнеегипетских папирусах Эберса (III-II тыс. до н.э.). Соран Эфесский и Гален (II в. н.э.) разработали и осуществили поворот плода на ножку, применяемый с незначительными изменениями в современной акушерской практике. История профессионального акушерства в России начинается с указа Петра I, изданного в 1712 г.: «По всем губерниям учинить шпиталеты для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от незаконных жен рождены...». «Отцом русского акушерства» называют Нестора Максимовича Амбодик-Максимовича (1744-1812) – ученого-энциклопедиста, создателя медицинской русской терминологии, автора нескольких словарей (хирургического, анатомо-физиологического и ботанического). Написанное им первое оригинальное русское руководство по акушерству «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» оставалось лучшим пособием по этой теме вплоть до середины XIX в.

Современное акушерство занимается проблемой регуляции родовой деятельности, изучением строе-ния и физиологии плаценты, закономерностей про-никновения через нее питательных веществ и медикаментов, изучением акушерской эндокринологии. Сфера профессиональной деятельности акушеров – выпускников российских медицинских колледжей и училищ – это работа в женские консультациях, родильных домах, гинекологических отделениях больниц, смотровых кабинетах, кабинетах и центрах планирования семьи, специализированных учреждениях санаторно-курортного типа, научно-исследовательских институтах и учебных центрах акушерско-гинекологического профиля, на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП).

«В основе акушерства лежат максимальная забота, внимание и предупредительность, но эти простые, казалось бы, понятия плохо согласуются с традициями, утвердившимися в нашей культуре и особенно в медицине. Врачей не учат искусству ухода, не учат доверять своей интуиции, в своей практике они, как правило, используют стандартные процедуры, а такой стандартный подход никогда не привлекал женщин», – эта фраза из книги американки Элизабет Дэвис «Сердце и руки» могла бы быть написана и акушеркой из России. В отечественной медицине долгий период беременность рассматривалась как болезнь, а не естественный процесс. Отсюда и специфика деятельности акушерок носила характер врачебного вмешательства. С развитием коммерческой медицины стала усиливаться тенденция, прямо соотносящаяся со знаменитой сентенцией Ж.-Ж. Руссо «Назад, к природе!».

Начали развиваться центры подготовки к родам, на занятиях в которых присутствовали, во-первых, не только будущие мамы, но и папы, а во-вторых, беременность здесь рассматривалось как естественное и очень комфортное для женщины состояние, в котором она открыта всему прекрасному, что есть в мире. Эта ситуация сохраняется: более того, постепенно меняется и общепринятые стереотипы. Следуя современным медицинским тенденциям, акушерство – это искусство гармонизации знания и опыта акушерки, естественных природных процессов и резервов женского организма. Акушерка и мать составляют единую команду, отношения в которой построены прежде всего на доверии.

Согласно международному определению, «акушерка должна быть в состоянии осуществлять наблюдение и уход за женщинами во время беременности, родов и послеродовой период, принимать роды и осуществлять уход за новорожденными. Этот уход включает в себя меры профилактики, обнаружение патологических состояний у матери и ребенка, обеспечение доврачебной и, при необходимости, неотложной медицинской помощи. Акушерка также обязана обеспечить медицинской информацией не только своих пациенток, но также членов их семей. В круг ее профессиональных обязанностей входит обсуждение вопросов гинекологии, дородового образования, подготовки к материнству, планирования семьи и ухода за детьми. Акушерка может практиковать в больницах, клиниках, медицинских центрах».

Современные российские образовательные стандарты – не только для акушерского дела, но и для всех специализаций среднего медицинского образования разработаны с учетом международных требований: дипломы, которые получают выпускники колледжей и училищ, принимаются лицензионными комиссиями большинства стран (исключение составляют лишь специалисты, подготовленные на базе девятилетнего школьного образования, а также студенты, прошедшие очно-заочное обучение). Чтобы получить этот диплом, необходимо успешно пройти Итоговую государственную аттестацию (ИГА), определяющую соответствие уровня подготовки выпускников государственным образовательным стандартам и квалификационным характеристикам специальности.

По новому положению, ИГА проводится в виде междисциплинарного комплексного экзамена и включает компьютерное или письменное тестирование и практическую часть – дифференцированный зачет по итогам стажировки и решение проблемно-ситуационной задачи и задачи по неотложной помощи пациенту.

…Учеба в медицинском колледже или училище – только первая ступень профессионального роста. Выпускник, освоивший основную профессиональную программу повышенного уровня среднего профессионального образования, не только может, но и должен продолжать обучение. Будет ли это программа дополнительного образования по избранной специальности, или же получение высшего образования с присуждением квалификации «врач» – решать уже ему.

Источник: www.gde-uchitsa.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей