Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Ступени довузовского профессионального образования

01.12.2011

Как выглядит образовательная лестница на самом деле

Танцы на лестнице

Казалось бы, любой современный текст о среднем профессиональном образовании призван намекнуть читателю, чтобы тот смелее поступал в какой-нибудь техникум, – и теми или иными способами доказать необходимость этого шага. Всё. На самом же деле этот вариант образования сегодня интересен в том числе и сам по себе, как объект для изучения: оно неизбежно, если выбирать профессию осознанно. Тем более что прежняя лестница «школа – училище или техникум – вуз» сегодня во многом меняется. Самое любопытное, что это происходит не только потому, что выпускники школ, минуя среднее профессиональное звено, в основном идут в вузы.

Дело еще и в том, что деление образования по ступеням вообще не универсально! Например, в англоязычной Википедии professional development рассматривается не по видам образовательных учреждений с их статусом выше или ниже, а по методам – например, уроки, коучинг или case-study. Ведь в вузе, как кажется, будет делаться акцент, скорее, на знаниях, чем на умениях, тогда как в средних учебных заведениях от методов передачи и обретения умений просто некуда деваться! (А на работе – от их применения.)

Итак, как же выглядит знакомая по стереотипу образовательная лестница на самом деле?


Ступенью больше, ступенью меньше

20 октября этого года по решению Госдумы начальное профессиональное образование – то, которое в старину давали в ПТУ, – упраздняется. Впрочем, его и так всё время путали со средним: можно было пойти в училище, а можно – в техникум. Но, строго говоря, это были разные уровни профессионального образования. Кроме того, следует ожидать объединения ряда учреждений среднего профессионального образования с вузами. Так, в сентябре Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных стал един с Российской академией музыки имени Гнесиных. И это далеко не единичный прецедент.

Менее резко, но от этого не менее неуклонно в образовательную практику вводится понятие прикладного бакалавриата. Такую форму «вузовского среднего» образования предложили Правительству в Общественной палате. На реализацию этого проекта планируется выделить до трети бюджетных мест в высших учебных заведениях. А это более 100 тысяч мест.

Хочешь в вуз? Можешь попасть в прикладной бакалавриат, быстро получить уровень бакалавра и необходимую профессиональную подготовку технолога. С вузом же – сразу после этого распрощаться. Или пойти поработать – и потом вернуться в альма-матер, поступив в магистратуру.

А вузы будут готовить крепких профессионалов среднего звена – вместо того, чтобы зазывать к себе плохо подготовленных абитуриентов с магистерскими амбициями.

Есть программы не столь массовые – и при этом заслуживающие пристального внимания – например, немецкая двойная система, которая в Германии привлекательна наравне с вузами и охватывает 400 специальностей. Местные компании (Volkswagen и другие) вкладывают деньги в подготовку персонала. Двойная система со следующего года придет и в Россию: в Германии полагают, что именно она поможет нашим согражданам научиться работать по немецким технологиям на российском рынке. Видимо, решения по ней будут приняты на государственном уровне, ведь и в самой Германии эта система находится в ведении государства, тогда как университеты – в ведении земель.

Уже сейчас разработаны 4 соответствующих российско-немецких проекта. Они касаются возобновляемых источников энергии, энергоэффективного строительства, металлообработки, технологии обработки поверхностей. Германские предприятия готовы инвестировать в образование – именно с этого шага и начинается работа системы, в которой принципиально сделан упор на практику и которая готовит самых образованных рабочих в Европе.

Впрочем, эту же систему используют также в Австрии, Швейцарии и странах бывшей Югославии – да и не она вспоминается первой, если уж речь заходит о зарубежном образовании.

По странам и континентам

В подготовке иностранных пекарей, столяров и др. прослеживаются еще исторические следы – со времен средних веков. От ученика к подмастерью, а от подмастерья к мастеру – вот какой была знаменитая образовательная траектория тогда, причем ее второй пункт появился не сразу.

За рубежом и по сей день распространены эти координаты мышления – настолько, что даже написание научной работы по окончании вуза под руководством профессора рассматривается как аналог ученичества – того самого, в процессе которого приобретается более «простая» профессия. Впрочем, уже раннее североамериканское ученичество было не тем же самым, что и европейское овладение секретами мастерства: такой «ученик», indentured servant, был эмигрантом из Европы и служил «за еду».

Разумеется, средневековый ученик – не то же самое, что «пэтэушник» из XX века, подмастерье не равен студенту техникума, а мастер – педагогу среднего профессионального учебного заведения или мастеру на заводе, работающему с юными практикантами. Но всё же изучать эти вопросы лучше в сравнении, находя интересное в зарубежных системах и постепенно учась видеть новые возможности своего профессионального развития как в отечественных учебных заведениях, так и в процессе самообразования.

Например, в Турции путь от состояния ученика к статусу мастера длится от 11-летнего возраста до возраста двадцати пяти лет. А в Австралии за то, чему будут учить будущих профессионалов, отвечают Skills Councils (Советы по навыкам) и соответствующие отрасли, а не просто чиновники от системы образования. Как видите, первый пример побуждает и вас самих пораньше задумываться о своем призвании, а второй – возможно, наводит вас на мысль непременно общаться с состоявшимися профессионалами, чтобы понять, чему учиться.

И, конечно, тот факт, что от подмастерьев требовали странствовать – это было одним из условий овладения мастерством, – вообще приучает сравнивать условия и нюансы учебы в разных странах, путешествуя хотя бы виртуально! К тому же всем известно, что за рубежом работяги, в отличие от многих наших соотечественников, не стесняются отсутствия университетского диплома. Как у них это получается?

А для желающих реально прикоснуться к миру «простых» профессий в России есть дни открытых дверей в колледжах и техникумах, образовательные выставки, а также дни профессионального образования (такие прошли с 18 по 24 октября в Москве).

Кроме того, сегодня можно изучить даже старинные русские ремесла – для этого стоит заказать экскурсии в места народных промыслов, где вам покажут мастер-классы.

То ли колледж, то ли вуз

Там изучают в том числе историю и философию. Там работают психологи. Там может быть музей. Там согласуют учебные планы с работодателями. Там предоставляют общежитие. Там проходят конференции на актуальные темы – и открытые лекции об исследовательском труде как интеллектуальном наслаждении (это реальная тема лекции, прочитанной в одном из таких учебных заведений). Туда всё чаще приходят люди, у которых уже есть одно высшее образование. В этом году туда поступило существенно больше народу, чем в прошлом. Большинство тамошних выпускников работает по профессии, и им неплохо платят…

Всё это сказано об учреждениях среднего профессионального образования, хотя кажется, что о вузах. И это в очередной раз заставляет понять, насколько условны ступени образовательной лестницы.

Источник: www.edunews.ru
Автор: Татьяна Карпеченко



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей