Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Специалист или бакалавр: последний выбор

13.05.2010

Кем стать, на какой специальности остановиться, какому вузу отдать предпочтение?

Проректор по учебной работе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), д.э.н., профессор, Виталий Григорьевич МИНАШКИН:

Весна для выпускников школ – это не только время теплых солнечных лучей, распускающейся зеленой листвы на деревьях и ожидания заслуженного летнего отдыха. Это время очень серьезного, часто решающего выбора – кем стать, на какой специальности остановиться, какому вузу отдать предпочтение? Этот выбор во многом определит дальнейший жизненный путь, род и сферу занятий, успехи и неудачи, уровень самооценки личности и уровень материального благополучия.

Для абитуриентов последних лет – это еще и выбор между получением по итогам обучения в вузе специальности или степени бакалавра. Напомню, что в октябре 2007 года Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Для России это первый и главный шаг на пути к интеграции в единое образовательное пространство Европы и взаимному признанию вузовских дипломов. Именно эта цель провозглашена в Болонской декларации, которую подписали более 40 стран, в том числе Россия. Одно из условий соглашения – переход вузов на двухуровневую систему подготовки: бакалавр сроком обучения 4 года и магистр - 2 года. Раньше вузы проводили набор на специальности, то есть осуществляли подготовку специалистов сроком 5 лет. Теперь, возможно, останутся отдельные инженерные специальности, но подготовка экономистов, менеджеров, юристов во всех вузах России будет осуществляться с 2011 года по уровням бакалавр и магистр.

Хорошо это или плохо? И стоит ли по этому поводу огорчаться тем, кто будет поступать в высшие учебные заведения в 2011 или в последующие годы? Попробуем ответить на эти вопросы.

Подготовка специалистов по узконаправленным образовательным программам была относительно оправдана в условиях плановой экономики и обязательного распределения выпускников вузов по местам их трудоустройства. Но даже и в те годы далеко не все специалисты работали по тем специальностям, которые когда-то в юности выбрали. Что же касается рыночной экономики, то здесь спланировать свою будущую работу с точность до конкретного вида деятельности еще более сложно.

Приведу пример с информационными специальностями, по которым Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) традиционно осуществляет подготовку еще с 60-х годов прошлого века, а в настоящее время возглавляет учебно-методическое объединение вузов, выпускающих специалистов данного профиля. Ориентируясь на потребности рыночной экономики и оправдывая свои лидирующие позиции в данном образовательном сегменте, в МЭСИ были открыты специальности Прикладная информатика в менеджменте, Прикладная информатика в экономике, Прикладная информатика в юриспруденции. Отметим, что также существует и прикладная информатика в других областях – искусстве, культуре, геодезии... Можно ли на всю жизнь определиться, что будешь заниматься только, например, информатикой в управлении? И ни шагу в другую область! А если будет хорошее место, предположим, в дизайн-студии или в коммерции? А у тебя в дипломе четко прописано – в управлении… Разработанный и утвержденный новый государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению Прикладная информатика снимает эти вопросы. Бакалавр по данному направлению, прежде всего, является профессионалом в области информатики, а адаптироваться к тому или иному объекту приложения своих знаний всегда можно непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Немаловажно и то обстоятельство, что получить высшее образование в бакалавриате можно на год быстрее – за четыре года. Опыт образовательного процесса в МЭСИ показывает, что уже к концу четвертого курса более половины студентов трудоустроены – начинается согласование с деканатами индивидуальных графиков посещения занятий, переноса зачетов и экзаменов по уважительным причинам. Бакалавр же к этому времени в соответствии со своими знаниями и квалификацией полностью готов к выходу на рынок труда. Те же студенты, которые почувствуют призвание к научно-исследовательской или преподавательской деятельности, имеют возможность продолжить свое обучение в магистратуре. В магистратуру на бюджетные места попадут только самые лучшие, так как придется проходить конкурсный отбор. Для всех остальных желающих вузы смогут предложить обучение в магистратуре на договорной основе. Но далеко не всем вузам будет дано право готовить магистров, а только лучшим. На сегодняшний день только 17% вузов выпускают магистров. И МЭСИ - среди них. Для специалистов же обучение в магистратуре возможно только платное. Поступать в аспирантуру смогут только магистры и специалисты.

Возможен и контраргумент, что рынок труда, в свою очередь, не готов к приему бакалавров. И в этом есть доля правды. Однако отметим, что Болонский процесс в России только набирает обороты. А критерий истины, как известно, – практика. Обратимся к практике функционирования рынка труда экономически значимых зарубежных стран. Например, приезжающие на обучение в МЭСИ студенты из Китая, экономика которого все более и более интегрируется в мировую экономику, уже пять лет назад категорически настаивали на их зачислении только на программы бакалавриата. Реализуемые в нашем вузе международные программы - российско-французская и российско-итальянская - также нацелены на подготовку бакалавров по той простой причине, что эта степень понятна и признана в этих странах. А мобильность на рынке труда, в том числе, и международная, будет постоянно возрастать. И подобные примеры можно продолжать.

Таким образом, если абитуриент полностью уверен, что его призвание, например, это – бухгалтерский учет, то на специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит он получит несколько больший объем знаний в этой области по сравнению с бакалавриатом по направлению Экономика. Но если он хочет оставить для себя определенную свободу в границах экономической деятельности, то бакалавриат более предпочтителен. В любом случае последний выбор - за абитуриентами!



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей