Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Ранняя профориентация

11.08.2015
rannyaya_proforientaciya.jpg

16 апреля в ходе «Прямой линии» молодой предприниматель Сергей Барсинов задал вопрос Владимиру Путину. Он подчеркнул, что видит одну из трудностей бизнеса в отсутствии молодых специалистов, и спросил, как государство намерено решать проблему ранней профориентации. В ответ президент сказал, что считает подготовку профессиональных кадров одним из ключевых элементов роста экономики, и признал, что профориентацию нужно начинать как можно раньше, желательно ещё в школе. «Вообще подготовка профессиональная кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время» - отметил Владимир Путин.

Одной из мер по организации ранней профориентации стал проект по созданию детских технопарков, разработанный Агентством Стратегических Инициатив. Технопарки – своего рода «дворцы пионеров», в которых дети смогут заниматься в свободное от учёбы время, осваивая на практике навыки работы с техникой. Этот проект рассматривается как «дорожная карта» для выполнения указа Путина «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки». Согласно указу, к 2020 году не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках.

Итак, профориентация школьников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. И недаром: нужда в организованной системе профориентации, привлекающей к участию специалистов в этой сфере, созрела уже давно. Структура социальных и экономических отношений в нашей стране меняется стремительными темпами – разгон, взятый в 90-е, вопреки множеству данных тогда прогнозов не замедлился.

Диктует свои условия и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растёт; возникают и совсем новые профессии, такие, как, скажем, генетический консультант. В этих условиях каждому будущему работнику необходимо иметь максимально полное представление как о мире профессий, так и о своих склонностях и способностях.

Высокую потребность России в качественной профориентации показывают и результаты исследования, проведённые социологами рекрутингового портала Superjob (www.lenta.ru). По полученным ими данным, более трети экономистов ни за что не выбрали бы эту профессию, если бы могли всё изменить. Даже среди архитекторов, оказавшихся наиболее удовлетворёнными своей сферой, примерно каждый пятый не слишком доволен выбранной профессией.

Если смотреть на эти цифры только как на безликую статистику, то они могут показаться вполне нейтральными. Но если рассматривать их через призму человеческих судеб, они выглядят очень мрачно. Вспомните, насколько востребованной и привлекательной казалась профессия экономиста в конце 90-х; а сейчас каждый второй экономист оказался недоволен своей профессией, а каждый третий утверждает, что ни за что не выбрал бы её, если бы мог выбирать снова. А ведь для того, чтобы освоить эту профессию, будущему экономисту пришлось приложить немало усилий: специальное обучение по профильным предметам в старших классах, несколько лет ВУЗа, потом поиск работы, столь трудный для молодого специалиста без опыта, первые годы работы… Порой только на третий-четвёртый год работы специалист понимает, что выбрал совершенно не ту область. И это ещё можно назвать удачным случаем: порой понимание приходит много позже – и переживается куда труднее. Ведь есть сферы, в которых требуется куда более длительное обучение: к примеру, общее время обучения на медицинскую специальность составляет 7-9 лет (с учётом ординатуры и интернатуры). Здесь молодой специалист, вплотную столкнувшись с практикой и поняв, что не может работать в медицине, попадает в очень неприятное положение.

Представьте себе школьный класс, обычный школьный класс; как правило, дети в нём сидят в три ряда. А теперь представьте себе, что дети целого ряда будут работать в совершенно скучной, неинтересной и чуть ли не ненавистной области. Довольно печальная картина, согласитесь. Но значительной части неприятностей с работой действительно можно избежать.

Корни проблемы ранней профориентации следует искать не только в стремительном развитии мира, но и в специфике школьного обучения. На сегодня состояние профориентации в образовании следует счесть совершенно неудовлетворительным. Школа ставит своей целью обучение учеников некоему набору знаний; мы никоим образом не критикуем авторов школьных программ, но в этот набор знаний, к сожалению, не входит почти никаких сведений о мире профессий. Выпускники плохо информированы о рынке труда, или о том, каким образом, к примеру, та же физика может быть востребована в их будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, школа уделяет мало внимания изучению личностных особенностей и индивидуальных способностей обучающегося. Наконец, качество школьных тестов на профориентацию оставляет желать лучшего. Доходит до того, что выводы о профориентации делаются на основании одних только психологических личностных тестов – что категорически недостаточно. Даже если мы ставим целью проверку соответствия всего лишь одной профессии, мы должны брать в расчёт не только личность, но и способности, и предпочтения (тест на профессию дизайнер). Порой вместо тестов вообще применяются опросники (подробнее о тестах и опросниках см. здесь).

Впрочем, трудно обвинять педагогов в недостаточном качестве профориентации в школах. Профориентация – отдельная, сложная тема, для представления качественных услуг в этой сфере требуется не только постоянный мониторинг рынка труда, но и прохождение дополнительных образовательных курсов. А для разработки эффективных тестов на профориентацию нужны годы трудоёмких исследований.

Мы, сотрудники Центра «Гуманитарные технологии», очень рады тому, что на самом высоком уровне подчёркивается актуальность проблемы профориентации. Мы занимаемся ей с 1996-го г., и, наверное, мало кто в России настолько же хорошо осознаёт ценность профориентации и проблемы, связанные с её слабым развитием в нашей стране. В заключение хотелось бы сделать небольшое уточнение, касающееся термина «ранняя профориентация». В контексте государственных мер ранней профориентацией называется профориентация школьников, в том числе и старших. Однако в экспертном сообществе профориентация в средней и старшей школе не называется ранней – более того, мы считаем, что начинало работы по профориентации лучше по возможности не откладывать до выпускных классов. Ранней профориентацией мы привыкли называть профориентацию детей со 2-го по 7-й классы – подробнее о ней вы можете узнать в этих разделах нашего сайта: профстарт (начальная школа) и профнавигатор (средняя школа).

Автор: Профконсультант Центра «Гуманитарные технологии», психолог Булатов Ф.В.




Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей