Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Программы модернизации профессионального образования: что они дадут выпускникам

14.12.2010

Готовим профессионалов, нужных стране

Парадокс сегодняшней жизни: выпускники школ ломятся в вузы, а получив диплом, многие оказываются без работы или трудятся не по специальности.

В то же время далеко не во все колледжи есть конкурс, а ребят с дипломами о среднем профессиональном образовании работодатели разыскивают днем с огнем. Так все-таки как изменить систему образования, чтобы выпускать востребованных специалистов? Чтобы люди были успешными, хорошо зарабатывали и развивали экономику страны?

Как раз сейчас началась серьезная перестройка всей системы профессионального образования. Как она проходит? Что это даст людям? Об этом мы и разговаривали с экспертами на «Круглом столе» в «Комсомолке».

А. Никитов: - Министерство образования и науки вместе с регионами начало разрабатывать проект комплексной модернизации системы профобразования в субъектах Российской Федерации. Его основная особенность - в увязке в программах сфер ответственности развития регионального и федерального уровней. Эти программы разрабатываются для того, чтобы ответить на понятные вопросы:

- Кого нужно учить? В каждом регионе нужен такой прогноз. Но не абстрактный, а строящийся на стратегии социально-экономического развития региона, его роли в межрегиональном взаимодействии и экономике всей страны.

- Чему учить? Со следующего года система образования переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарты в основном готовы, но разработка примерных образовательных программ еще идет.


- Как учить? Это вопрос технологии образования. Должны быть образовательные учреждения и преподаватели, которые реализуют все поставленные задачи.

- Кто учит? Обучение и подготовка преподавателей - мощнейший фактор развития системы образования. И тут возникает еще один вопрос - как оценивать качество работы преподавателей, образовательных учреждений? Систему, позволяющую оценивать эффективность и качество, мы тоже закладываем в разрабатываемые проекты.

 Дополнительный стимул для модернизации - грядущий демографический спад, который грозит стать тестом на выживаемость для многих учебных заведений. В этих условиях, если не определить приоритеты и размазывать господдержку тонким слоем по всей системе образования, проиграют все. Необходимо концентрировать средства на тех направлениях, которые будут иметь ключевое значение в развитии. Это стимулирует учебные заведения перегруппироваться. Мы сможем заранее переподготовить преподавателей, а общество получит ясный сигнал, как дальше планирует развиваться регион и какие специальности будут востребованы в будущем.

Считается, что у нас существует серьезный перекос в сторону высшего образования. Колледжи и лицеи иногда считаются учебными заведениями «второго сорта». Но на самом деле, большое количество учреждений НПО-СПО, особенно поддержанные в ходе нацпроекта «Образование», стали лучше многих вузов, не занимающихся своим развитием. Там установлено современное оборудование, подготовлены сильные преподаватели, методисты.

А. Милкус: - Существует пять пилотных регионов. Каким образом они отобраны?

А. Никитов: - Регионы отобраны так, чтобы между ними были существенные отличия по структуре производства, структуре образовательных учреждений. Идеология проекта такова: после апробации проекта в пяти субъектах Федерации формируется типовая программа комплексной модернизации, со всеми возможными развилками, с дорожной картой с проектами нормативных документов для ее реализации. Затем в начале следующего года во всех регионах будет проведена работа по разработке таких программ. А Министерство образования и науки оказывает им методическую помощь.

А. Милкус: - Как эти программы скажутся на колледжах,  училищах, лицеях, вузах в регионах?

А. Никитов: - По сути это программы развития всей системы профобразования. Там будут прописаны цели и задачи профобразования субъекта Российской Федерации, как они увязаны с задачами его социально-экономического развития, какие нужны кадры на перспективу. Там же будет определено, как существующая образовательная сеть может решать эти задачи. А если не может, то что надо сделать, чтобы она смогла это сделать. Будет зафиксировано, какие необходимо разработать учебные программы на всех уровнях, какие создать ресурсные центры, объединения образовательных учреждений. Вся стратегия реализации прописывается. Как правило, срок действия программы - десять лет.

КВАЛИФИКАЦИИ НЕ ХВАТАЕТ

С. Лозинский: - При разработке образовательных программ мы стремимся учесть несколько ключевых моментов. Во-первых, делаем упор на то, чтобы максимально учесть запросы реальных работодателей. Причем ставку делаем на наиболее перспективные, наиболее важные для региона предприятия. Как показали наши исследования и в Тульской области, и в других регионах России, существующий уровень подготовки специалистов, особенно по приоритетным направлениям развития региона, во многом не соответствует ожиданиям руководителей предприятий. В них, с одной стороны, много лишних, устаревших дисциплин и курсов, с другой - не хватает того, что может понадобиться в работе предприятий. Например, станочников учат работать с ручной дрелью, но опыта работы с современными станками у них нет.

Во-вторых, мы изучаем и будем внедрять лучший международный опыт.

И в-третьих, мы стараемся рассмотреть каждую программу с точки зрения экспертов, преподающих данные курсы студентам. Сделать программу такой, чтобы она была практически реализуемой, логичной и системной.

Скажем,  в Тульской области для разработки программы модернизации профессионального образования был проведен комплексный анализ социально-экономического положения региона. В сопоставимых отраслях производительность в Тульской области, как правило, оказывалась намного ниже среднероссийского уровня. Ключевой проблемой являлась технологическая отсталость значительного числа местных предприятий. А для того чтобы внедрять новые технологии, нужны подготовленные кадры. Эту задачу и призвана решить комплексная модернизация профессионального образования.

Причем образовательные программы, которые разрабатываются для приоритетных специальностей, будут выполнять роль ориентира для других программ. За ними должна «подтянуться» вся система образования. То же самое можно сказать о приоритетных направлениях развития региона. Выбраны те отрасли, модернизация которых может дать мультипликативный эффект - создать новые рабочие места и подтолкнуть к развитию и другие сферы экономики.

М. Ходимчук: - Важным этапом комплексной модернизации профобразования субъекта РФ является прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах. Для решения данной задачи разработан целый программный комплекс. Он позволяет рассчитать количество рабочих мест, необходимых экономике региона, определить дисбаланс с имеющимися в этот момент кадровыми возможностями и разработать рекомендации по его устранению.

В рамках проекта уже подготовлен прогноз кадровых потребностей для Забайкальского и Пермского краев. В каждом из них выделено по три наиболее перспективных сектора экономики и определена численность работников, необходимая для решения поставленных задач. К примеру, в Перми в число перспективных для экономического роста и развития конкурентоспособных наукоемких технологий попали традиционно сильные в регионе транспорт и связь, энергетика и машиностроение. В Забайкалье - добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, строительство.

Сейчас по этим направлениям разрабатываются образовательные программы для всех уровней обучения.

Программный комплекс - это инструмент моделирования, который дает возможность проиграть сценарий того или иного экономического события и заранее оценить его возможные последствия. Например, система позволяет определить достаточность кадровых ресурсов при открытии того или иного предприятия, инвестиционного проекта и в случае дефицита людей вычислить, насколько выполнимы заявленные планы. Или определить, какой должна быть производительность труда, чтобы нивелировать нехватку кадров. Также можно посмотреть, каких конкретно специалистов и в каком объеме нужно выпускать учебным заведениям для обеспечения приоритетных отраслей кадрами, какой должна быть зарплата (например, в бюджетной сфере), чтобы привлечь необходимое количество работников.

При этом программу можно настраивать под местную специфику и использовать в любом регионе. Интерес к программе уже проявили Татарстан, Калужская и Архангельская области.

ЗАРПЛАТЫ РАБОЧИХ ВЫШЕ ЗАРПЛАТ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

А. Каспржак: - У нас сложилась порочная система, когда учебные заведения в борьбе за абитуриента делают упор на «модные» специальности - юристов, экономистов и т. д. Их готовят все и вся, в большинстве своем мало заботясь о качестве образования и о том, что люди с соответствующими дипломами экономике будут не нужны.

Первым шагом на пути решения проблемы в Тверской области стало формирование перспективного заказа на специалистов со стороны бизнес-сообщества. Когда этот запрос будет реализован, мы получим не только соответствующие требованиям работодателя кадры, но и уменьшение безработицы. Просто потому, что целевая подготовка будет гарантом трудоустройства выпускников.

Хочу подчеркнуть, что речь идет не только о людях с высшим образованием. В обозримом будущем региональной экономике будет необходимо достаточно большое количество высококвалифицированных рабочих. Уже сейчас зарплаты многих из них превосходят зарплаты выпускников вузов. Действует одно из главных правил рыночной экономики - спрос рождает предложение. Думаю, что высокая зарплата будет одним из основных мотивирующих факторов при выборе специальности.

Кроме того, обучение по приоритетным для региона направлениям будет гарантировать получение качественного образования, основанного на использовании самых передовых технологий. Учебный процесс будет проходить не в морально устаревших и обветшалых мастерских и лабораториях, а в современных компьютеризированных комплексах с достойными условиями. Будут квалифицированные педагоги, система дополнительного образования, позволяющая развивать таланты и способности, овладевать смежными профессиями, активная внеурочная жизнь: кружки, театр, участие в конкурсах и выставках. Все это в конечном итоге станет стандартом для всех учебных заведений и всех специальностей. В будущем система профобразования будет учить любого человека всегда находить свое место жизни.

Участие в проекте позволит региону сформировать гибкую и мобильную систему профессионального образования. Это значит, что она станет оперативно реагировать на изменение внутренних и внешних запросов, учитывать, что хотят студенты и работодатели.

В конце концов мы должны прийти к тому, чтобы система профобразования давала не только определенную квалификацию, а учила человека адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, быть мобильным, готовым к постоянному саморазвитию. Только тогда он сможет будет успешным в жизни.

ГОТОВЬТЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Е. Махиненко: - У нас 18 филиалов расположены в различных регионах России. Каким образом эта программа будет распространяться на них? Как мы должны учитывать особенности регионального развития?

А. Никитов: - Для образовательных учреждений все очень просто. Надо активно участвовать в общественной жизни региона, готовить востребованных специалистов. И вообще идти к реализации тезиса об образовании в течение всей жизни.

Н. Розина: - Университетские комплексы - это идея, которая развивается уже более 20 лет. Вот пример: когда Министерство путей сообщения стало превращаться в РАО «РЖД», все железнодорожные вузы впитали в себя железнодорожные техникумы, чтобы не утратить систему подготовки кадров для отрасли.

Дети, которые приходят в колледжи на базе девяти классов, быстро взрослеют, потому что окунаются в практическую жизнь предприятия. Мальчишки зачастую из шпаны превращаются во взрослых сознательных людей. Иногда приходят с тройками, потеряв в школе интерес к обучению. А в колледже просто расцветают!

А. Милкус: - В последние годы среднее профобразование развивается быстрее, более динамично, чем высшее - потому что его выпускники востребованы. Значит ли это, что, когда программы заработают, больший упор в подготовке специалистов будет делаться на местные колледжи, а не на вузы?

А. Никитов: - Среднее образование более динамичное, быстрее реагирует на потребности бизнеса. Это его суть. Там и цикл обучения короче, и технология другая. Оно направлено на то, чтобы быстро подготовить кадры для предприятия. Однако комплексные программы модернизации профобразования будут учитывать все потребности региона в кадрах. Мы можем сколько угодно рассказывать о том, какое у нас хорошее среднее профобразование, но пока люди больше идут в высшее образование и важную роль в этом, как уже было отмечено, играет уровень зарплат, предлагаемых по окончании вуза работодателями.

Надеюсь, что ситуация носит конъюнктурный характер и через какое-то время изменится. Но сегодня многие приходят в вузы, не думая о том, чем будут заниматься, когда они его закончат. Наша задача и в высшей школе готовить специалистов, востребованных экономикой региона, чтобы, получив диплом, ребята знали, на каком предприятии будут работать, сколько зарабатывать. И чтобы эта работа была и по душе.

КОЛЛЕДЖИ - СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ

Н. Розина: - Но зачастую родители даже не знают, что есть колледжи, техникумы, училища, кого они готовят, какие перспективы у выпускников таких учебных заведений.

Наш Финансовый университет имеет в своей структуре 11 колледжей, которые разбросаны по всей стране. Это бывшие колледжи Министерства финансов России. В советские времена образовательные учреждения обеспечивали кадрами и районные центры, куда выпускники вузов из крупных городов никогда и не доедут. У нас есть колледж и в Звенигороде, и в маленьком городе на Валдае Осташкове, и в совсем небольшом городе на Урале Бузулуке. Эти колледжи готовят финансистов, банковских служащих, экономистов для бизнеса и для государственных структур.

Выпускники работают в муниципалитетах, в казначействах, в банках и в экономических службах предприятий. И делают свое дело не хуже, чем специалист с высшим образованием.

Ребята поступают в колледжи и техникумы как после девяти классов, так и после одиннадцати. Получив диплом, они могут либо пойти работать, либо продолжать обучение в вузе.

Такие университетские комплексы, как наш, дают преимущества. Выпускники наших колледжей со всей страны могут приехать в Финансовый университет продолжить обучение. По конкурсу поступить на сокращенные программы высшего образования. И через три года получить диплом специалиста или бакалавра.

Л. Нечаева: - У нас специализация - финансы по отраслям, мы готовим по специализациям «Налоги и налогообложение», «Казначейское дело» и «Государственные муниципальные финансы». Сотрудничаем с казначейством по Московской области. Наших студентов берут на работу уже на третьем курсе. А вообще 90 процентов выпускников нашего колледжа трудоустраиваются.

К сожалению, сейчас закрывают специальность «Финансы», мы переходим на новую специальность - «Экономика и бухгалтерский учет».

Н. Розина: - Надо вернуть в среднее профобразование специальность «Финансы по отраслям». Выпускники именно этой специальности работают в муниципалитетах, казначействах, налоговых службах. Произошла какая-то ошибка. Она гораздо более востребованная, чем «Банковское дело», которое осталось.

Л. Нечаева: - После девяти классов конкурс в колледж - два человека на место. Для поступления нужно либо предоставить результаты государственной итоговой аттестации за 9-й класс, либо сдать экзамены в нашем колледже - русский язык и математику.

А. Володарский: - Вопросы среднего специального образования в России в последние 20 лет практически не решаются, в связи с чем мы видим отсутствие высококвалифицированных рабочих. Среднее специальное образование нуждается в координальной системной перестройке.

Во-первых, необходима связь бизнеса, нуждающегося в высококвалифицированных рабочих, с образовательными учреждениями, вплоть до предложения бизнесу открывать собственные ссузы. При этом необходимо освободить бизнес от налогов по организации и функционированию ссуза.

Во-вторых, необходимо заняться популяризацией среднего специального образования по успешному примеру Республики Татарстан.

В-третьих, необходимо мотивирование и стимулирование абитуриентов для поступления в ссузы с помощью механизмов регулирования налогообложения заработной платы молодого специалиста-рабочего, а также особыми условиями медицинского и социального страхования.

В-четвертых, необходимо тесное программное сотрудничество в цепочке школа-ссуз-вуз.

Это минимальный набор условий, при котором возможно реанимирование системы среднего специального образования в России.

Е. Махиненко: - Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса со следующего года будет введена во всех школах. Поступление в колледж будет только по ее результатам.

В МЭСИ 18 филиалов, которые реализуют программу среднего профобразования. У нас 15 специальностей - от финансов и банковского дела до бухучета, маркетинга прикладной информатики и права. Мы при подготовке специалистов учитываем потребности регионального рынка труда. Чтобы быть конкурентоспособными, нужно выращивать специалистов на местах.

Совместно с префектурой ЗАО Колледж МЭСИ разработал и с 2003 года реализует программу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши технологии позволяют организовать личностно-ориентированное обучение по индивидуальной траектории. По окончании колледжа выпускники приобретают современную востребованную специальность, а значит, конкурентоспособность на рынке труда и в жизни.

Л. Поддубная: - Что такое колледж сегодня? Это прекрасный выбор для вчерашнего школьника получить квалифицированную профессию. Это - возможность поступить в вуз на профильные специальности минуя ЕГЭ. На факультете Среднего профессионального образования Московской финансово юридической академии студенты получают навыки, которые помогают обрести уверенность в себе и стать успешными в жизни. Выпускники нашего колледжа при желании получают высшее образование по сокращенным программам в нашем же вузе. Всем выпускникам колледжа оказывается помощь в трудоустройстве. При колледже существуют программы дополнительного образования в области фотоискусства, изучения иностранных языков, международные программы.

Патриотическое воспитание молодежи, формирование гражданственности и активной социальной позиции является приоритетным направлением воспитательной работы в колледже. Хотелось бы, чтобы родители школьников понимали, что обучаясь в колледже и получая специальность, востребованную на рынке труда, подростки находятся в сфере пристального внимания и заботы квалифицированного педагогического коллектива.

СПРАВКА «КП»

Какие регионы стали пилотными


Перед началом этого учебного года состоялось совместное заседание Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященное развитию профессионального образования. По его итогам Президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение субъектам Федерации разработать комплексные программы модернизации профобразования, увязанные с программами развития регионов. Первые из них - в пяти пилотных регионах: Пермском и Забайкальском краях, Саратовской, Тверской и Тульской областях - должны появиться в декабре, в остальных регионах - к февралю будущего года.

Модернизация коснется всей системы, начиная с учреждений начального и среднего профобразования (бывших училищ и техникумов) и заканчивая вузами и курсами профессиональной переподготовки.     

УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»

Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ Артемий Владимирович НИКИТОВ

Заместителя губернатора Тверской области Алексей Анатольевич КАСПРЖАК

Директор компании Strategy Partners Сергей Викторович ЛОЗИНСКИЙ

Руководитель практики консалтинга в образовании Департамента по работе со сферой образования компании IBS Марина Александровна ХОДИМЧУК

Сопредседатель комиссии по образованию научного Совета РАН, руководитель Экзаменационного центра Кембриджского университета в РФ Амет Александрович ВОЛОДАРСКИЙ

Проректор Финансового университета при правительстве РФ Нелли Михайловна РОЗИНА

Директор Звенигородского финансово-экономического колледжа, филиала Финансового университета при правительстве РФ Людмила Николаевна НЕЧАЕВА

Проректор Московской финансово-юридической академии Лилия Газиевна ПОДДУБНАЯ

Директор колледжа Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Елена Николаевна МАХИНЕНКО

Ведущий «Круглого стола» - редактор отдела образования газеты «Комсомольская правда» Александр Борисович МИЛКУС

Отчет подготовлен отделом образования «КП».

Авторы: Марина ВОЛОСЕВИЧ и Александр МИЛКУС
Источник: Комсомольская правда



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей