Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования)
Записаться

Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования)

Авторы: Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н., Шмелев А.Г.

Предыстория и краткое описание методики

Психологическая компьютеризированная методика "Профориентатор" разработана коллективом научных сотрудников под руководством профессора А.Г.Шмелева. Первоначальный вариант компьютерной программы-методики под названием "Тест профессиональных склонностей" был разработан еще в системе тестирования MAINTEST-DOS в 1997 году (программа MAINTEST разработана А.Г.Шмелевым - см. Shmelyov. 1996). В соответствии с решением Ученого совета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова об открытии центра профориентационного и психологического тестирования, цель методики была сформулирована ясно и очень конкретно: спрогнозировать, насколько подходит или не подходит вчерашнему школьнику та или иная профессия согласно перечню из 16-ти факультетов МГУ. С того времени методика видоизменилась, хотя принципы построения методики остались прежними - гетерогенный тест с заданиями на выбор ответа, раздельным контролем времени по субтестам на способности и автоматизированным ранжированием профилей профессии по близости к профилю тестируемого. История разработки и подробное описание данного теста опубликовано в отдельной статье (Иванова, Одинцова, 2006).

Дата выпуска версии программы-методики для ОС Windows, разработанной О.Н.Кононовым, под названием "Профориентатор" - 16 июля 2002 года. Расширились задачи, которые обслуживает методика, расширился перечень рекомендуемых направлений профессионального образования. В 2003 году компьютерный диагностический комплекс "Профориентатор" получил официальное признание на уровне Министерства Образования Российской Федерации.

Современная версия "Профориентатор" состоит из трех больших блоков тестовых заданий: на структуру интересов (восемь шкал), способностей (семь шкал) и личности (четыре шкалы).

Результаты тестирования включают:
1) шкальный профиль – с баллами в стенах по каждой шкале;
2) словесные интерпретации, подробно по каждой шкале;
3) списки наиболее подходящих тестируемому профессий, по каждому блоку и с учетом всех блоков (на основании степени сходства полученного профиля с полученными экспертным путем идеальными профилями успешных представителей более 90 профессий);
4) рекомендованные школьнику развивающие тренинги;
5) профиль рекомендуемого тестируемому дальнейшего профильного обучения (на шестилучевой диаграмме-мишени, в стенах, на основании показателей интегральных S-шкал). Подробное описание направлений профильного обучения и примеры конкретных профессий описаны ниже.

При этом научная лаборатория, возглавляемая А.Г.Шмелевым, постоянно контролировала психометрические свойства данного теста, такие как надежность, внутренняя валидность, репрезентативность.

Читать статью полностью (формат PDF)

Контакты
Администратор
Адрес

Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315

ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы

Время работы
Будние дни: с 09:00 до 20:00
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
Как проехать
По Кутузовскому проспекту из центра
С Третьего Транспортного Кольца