Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования)
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования)

20.02.2016

Авторы: Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н., Шмелев А.Г.

Предыстория и краткое описание методики

Психологическая компьютеризированная методика "Профориентатор" разработана коллективом научных сотрудников под руководством профессора А.Г.Шмелева. Первоначальный вариант компьютерной программы-методики под названием "Тест профессиональных склонностей" был разработан еще в системе тестирования MAINTEST-DOS в 1997 году (программа MAINTEST разработана А.Г.Шмелевым - см. Shmelyov. 1996). В соответствии с решением Ученого совета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова об открытии центра профориентационного и психологического тестирования, цель методики была сформулирована ясно и очень конкретно: спрогнозировать, насколько подходит или не подходит вчерашнему школьнику та или иная профессия согласно перечню из 16-ти факультетов МГУ. С того времени методика видоизменилась, хотя принципы построения методики остались прежними - гетерогенный тест с заданиями на выбор ответа, раздельным контролем времени по субтестам на способности и автоматизированным ранжированием профилей профессии по близости к профилю тестируемого. История разработки и подробное описание данного теста опубликовано в отдельной статье (Иванова, Одинцова, 2006).

Дата выпуска версии программы-методики для ОС Windows, разработанной О.Н.Кононовым, под названием "Профориентатор" - 16 июля 2002 года. Расширились задачи, которые обслуживает методика, расширился перечень рекомендуемых направлений профессионального образования. В 2003 году компьютерный диагностический комплекс "Профориентатор" получил официальное признание на уровне Министерства Образования Российской Федерации.

Современная версия "Профориентатор" состоит из трех больших блоков тестовых заданий: на структуру интересов (восемь шкал), способностей (семь шкал) и личности (четыре шкалы).

Результаты тестирования включают:
1) шкальный профиль – с баллами в стенах по каждой шкале;
2) словесные интерпретации, подробно по каждой шкале;
3) списки наиболее подходящих тестируемому профессий, по каждому блоку и с учетом всех блоков (на основании степени сходства полученного профиля с полученными экспертным путем идеальными профилями успешных представителей более 90 профессий);
4) рекомендованные школьнику развивающие тренинги;
5) профиль рекомендуемого тестируемому дальнейшего профильного обучения (на шестилучевой диаграмме-мишени, в стенах, на основании показателей интегральных S-шкал). Подробное описание направлений профильного обучения и примеры конкретных профессий описаны ниже.

При этом научная лаборатория, возглавляемая А.Г.Шмелевым, постоянно контролировала психометрические свойства данного теста, такие как надежность, внутренняя валидность, репрезентативность.

Читать статью полностью (формат PDF)



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность