Профориентация по-английски. Как выбирают профессию за рубежом
Британские исследователи проанализировали лучшие примеры в области школьной профориентации в 6 странах и разработали рекомендации для средней школы, которые помогают каждому учащемуся в профессиональном самоопределении. Что такое "хорошо" в профориентации?

8 компонентов британской системы профориентации
Британские исследователи проанализировали лучшие примеры в области школьной профориентации в 6 странах и разработали рекомендации для средней школы, которые помогают каждому учащемуся в профессиональном самоопределении. Что такое "хорошо" в профориентации?
If young people and their families know more about the rich range of careers open to people with the right qualifications,
they will have a clearer idea of the routes to better jobs.
John Holman, University of York, April 2014
Необходимость профориентации для государства очевидна. Система бесплатного среднего и высшего образования становится невыгодной для государства, если учащиеся неосознанно выбирают направление образования и не доводят образовательные курсы до завершения. Голландские исследователи посчитали, что на недоучившихся студентах Нидерланды теряют примерно 5,7 млрд евро в год.
Каждая развитая страна по-своему решает проблему профориентации учащихся. В Великобритании было проведено масштабное исследование в сфере профориентации (career guidance) учащихся старшей школы, результаты которого были опубликованы в виде отчета в 2014 году. Целью исследования, которое финансировал благотворительный фонд "Gatsby", было предложить возможные улучшения системы профориентации в стране. Для его реализации авторы посетили шесть стран - Нидерланды, Германию, Гонконг, Финляндию, Канаду, Ирландию, - а также 5 независимых школ в Великобритании. Они работали с учебными заведения, чьи выпускники показывали высокие результаты в обучении и дальнейшем трудоустройстве. Кроме обобщения литературы в области профессионального самоопределения, исследователи много внимания уделили общению с учителями, учениками, школьными психологами, представителями министерства образования этих стран. В результате они выработали 8 критериев, которые позволяют измерять качество профориентации в школе и которые являются руководством в области профориентирования для школ, колледжей и министерства образования.
Что такое "хорошо" для построения системной профориентации в Великобритании
1. Единая, понятная и стабильная программа профориентации. Каждая школа и колледж региона должны сформировать и применять определенную программу профориентации и карьерного образования. Программа должна быть известна и понятна ученикам, родителям, учителям, губернаторам, работодателям. По мнению авторов исследования, наибольшую роль в формировании программы должно иметь само учебное заведение, так как школа лучше понимает потребности своих учащихся.
2. Актуальная информация о рынке труда. Каждый ученик и его родители должны иметь доступ к качественной информации о будущих вариантах обучения и возможностях рынка труда. Чтобы почерпнуть знания о современных профессиях и вакансиях и использовать их эффективно, учащийся должен иметь доступ к специализированному профориентационному интернет-ресурсу и иметь возможность получить эту информацию от специалиста-консультанта.
3. Удовлетворение персональных потребностей. Каждый учащийся имеет различные потребности в профориентации в зависимости от возраста и его индивидуальных качеств. Профориентационная поддержка должна быть адаптирована и донесена до каждого. Программа должна сочетать равенство и разнообразие - для всех и при этом для каждого.
4. Связь обучения и будущей профессиональной деятельности. Преподаватель каждого предмета должен ясно показывать учащимся перспективы обучения и его пользу для будущей профессии. Так, учителя математики должны на уроках говорить о самых разных специальностях, в которых пригодятся знания по его предмету. Математика необходима специалистам в области аналитики, экономики, лингвистики, социологии, IT и других сферах, а также в повседневной жизни.
5. Встречи с работодателями и сотрудниками предприятий. Каждый учащийся должен иметь возможность получать профессиональные навыки, знания о работе напрямую от профессионалов. В учебном плане необходимо выделять время для экскурсий на предприятия, лекций специалистов и других видов деятельности, которые расширяют представление о профессиях, например, разработки проектов или работы с наставником.
6. Профессиональные пробы – опыт на рабочем месте. Каждый ученик должен получать опыт работы непосредственно на рабочем месте. Чтобы помочь в профессиональном самоопределении школа или колледж должны предоставить учащемуся возможность поработать в выбранной организации и/или понаблюдать за работой достаточно долгий период. Таким образом, учащийся не только пробует профессию на практике, но и изучает возможности построения карьеры в данном направлении и заводит профессиональные знакомства.
7. Встречи с представителями профессиональных и высших учебных заведений. Учащимся важно понимать не только профессиональные, но образовательные возможности. Академическое образование, профессиональные школы, колледжи, университет, повышение квалификации, дополнительные курсы – то есть все пути получения интересующих профессий.
8. Индивидуальная профориентация и наставничество. У учащегося должна быть возможность поговорить с профконсультантом (школьным или сторонним специалистом). Особенно актуальна возможность поговорить с консультантом в моменты, когда предстоит выбор направления обучения. Общение с профконсультантом должно быть доступно для всех учащихся, но уделять время специалист должен индивидуально каждому ребенку.

Читайте по теме: |
На момент исследования, как говорит один из авторов Джон Холман, ни одна из английских школ не удовлетворяла полностью всем этим требованиям, максимум 5 из 8 рекомендаций.
В рамках исследования авторы выработали ряд мер, которые помогают усовершенствовать систему профориентации, создали учебный план, включающий профориентационную работу, рассчитали финансирование, необходимое для реализации профориентационной программы в каждом учебном заведении. Для Великобритании это 54 тыс. фунтов в первый год программы и 44 тыс. в последующие, что составляет менее 1% от годового бюджета стандартной региональной школы.
По мнению исследователей, в современное британской системе профориентации не хватает тесного взаимодействия между школой и работодателями. Работодатель, в отличие от школы, имеет представление о реальных рабочих процессах, профессиональных навыках и компетенциях, востребованных на рабочем месте и может донести свои знания до учащихся при плодотворном сотрудничестве со школой.
Проанализировав компоненты успешной, с точки зрения британских исследователей, профориентационной системы, можно сказать, что в такой системе профориентации нет ни национальных ограничений, ни невыполнимых рекомендаций. При желании ее можно применить в каждой стране, в каждой школе или колледже.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"
Вы также можете пройти профориентацию в нашем Центре.
Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!

Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца