Профориентация 360 – интервью с автором программы Екатериной Финкельштейн
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Профориентация 360 – интервью с автором программы Екатериной Финкельштейн

17.04.2017

Одно из самых ярких желаний подростков и родителей, обращающихся в наш Центр за помощью, - найти профессию, которая бы соответствовала способностям, была бы интересной и доходной. 

В ситуации, когда вузы сокращают бюджетные места в гуманитарных направлениях за счет технических, когда получение второго высшего образования стоит немалых денег, возникает резонное желание – не тратить время и средства на образование, которое не пригодится, на освоение профессий, востребованность которых  через 10-20 лет вызывает сомнения.
Поэтому роль качественной профориентации возрастает. Становится  важно, начиная с 8 класса, а то и раньше, учить подростков выбирать, знакомить с профессиями, помогать ребятам в изучении их собственного внутреннего мира и понимании своих желаний.

Профориентационная программа ПРОФОРИЕНТАЦИЯ 360 - одна из популярных в Москве и самая популярная в Санкт-Петербурге. В преддверии проведения программы в Северной столице (22-23 апреля), сотрудники ЦТР "Гуманитарные технологии" (филиал в Санкт-Петербурге) решили пообщаться с Екатериной Филькинштейн (Саулиной) - автором и ведущей курса "Профориентация 360°" в Москве. 


 

Екатерина Финкельштейн
Директор отдела развивающих программ ЦТР "Гуманитарные технологии" (Москва)
Автор и ведущая профориентационных курсов: "Профориентация 360°" и "ПрофПогружение".


- Екатерина, ты работаешь с подростками более 10 лет. Изменились ли за это время запросы и проблемы? Что актуально сейчас  для современных старшеклассников? 
Екатерина: Есть проблемы, которые были актуальны, актуальны сейчас и будут актуальны в будущем:
- обретение близких друзей и комфортной среды общения;
- поиск ответов на вопросы: кто я и как понять других?
- определение своего будущего: кем стать?
- обретение самостоятельности, признания взрослыми их прав на самостоятельные решения.

В последнее время одной из актуальных проблем становится компьютерная зависимость, сильная погруженность подростков в игры и социальные сети, потеря мотивации к достижениям в реальном мире.
Еще одной из "вечных" проблем подростков является поиск взаимопонимания со старшим поколением, которое нередко отвергает значимость интересов и потребностей подростков.

- Как создавалась программа Профориентация 360? 
Екатерина: Мне хотелось сделать максимально объективный и включающий подростков метод помощи с профессиональным самоопределением, объединив в него эффективные методики из различных направлений профориентации, потому что каждая по отдельности имеет свои ограничения.
Так, в программе 360 используется тест, чтобы получить объективные данные о способностях, интересах и личности в сопоставлении с большим спектром подходящих профессий.
Тренинговый метод нужен, чтобы участники сами разобрались, как делать этот сложный жизненный выбор и взять на себя за него ответственность.
Ассесмент с HR-экспертом помогает получить живую картину потенциала подростка, которая сразу проявляет возможные погрешности теста.
Работа с программой "Профэксперт" позволяет участникам лучше понять, чего им не хватает для достижения профессии мечты и составить план развития.
Ну а консультация с детьми и родителями по итогам способствует созданию общего пространства взаимопонимания между ними относительно подходящих профессий и помогает всю полученную об участнике информацию расставить по своим местам.

- Какая, на твой взгляд как автора программы, главная «фишка», особенность программы 360?
Екатерина: Главная фишка программы именно в идее подхода 360 градусов: когда задача определения профессии решается за счет воздействий и сбора информации с совершенно разных сторон, это дает действительно глубокий, понятный и надежный результат.

- Когда родители записывают своих детей на тренинг, чего они чаще всего хотят получить от программы, каковы ожидания участников тренинга?
Екатерина: Участники тренинга и родители, как правило, хотят одного и того же: определиться с будущей профессией.

- Безусловно, это центральный вопрос программы. Но, если конкретизировать задачи, как они звучат в практике?
Екатерина: Ок, у всех участников различные ситуации и различная степень готовности к выбору профессии. Кому-то нужно выбрать из двух альтернатив. Кто-то хочет понять себя, потому что плохо представляет свой потенциал и к чему его можно применить. Бывает конфликт представлений о будущей профессии между детьми и родителями. А кто-то совершенно не разделяет беспокойства родителей о том, что уже пора выбирать, и нуждается в обретении мотивации к конструированию своего будущего. 
Программа построена таким образом, чтобы каждый смог значительно продвинуться в решении своей задачи в контексте итоговой цели: выбрать будущую профессию.

-  Беседуя с профессионалами, мы всегда спрашиваем о собственном профессиональном выборе.  Расскажи, пожалуйста, когда и почему ты решила заняться психологией? Как развивался и развивается твой карьерный путь?
Екатерина: Психологию я выбрала только в середине 11 класса, до этого хотела стать физиком. На мой выбор повлиял позитивный опыт участия в тренингах, я была поражена их эффективностью. Осознание того, что у меня, скорее всего, нет ярких способностей к физике и психология -  это другая область, где можно, с одной стороны, изучать глубокие фундаментальные вещи о человеке, а с другой, быть частью более живой и творческой среды, чем это возможно в области точных наук.
Я выбрала клиническую психологию как наиболее фундаментальное и приближенное к изучению биологии и физиологии психических процессов направление, чему рада до сих пор - изучать было очень интересно!
На данный момент я уже более 13 лет работаю в области социальной психологии и психологии развития, исследую способности, мотивацию и создаю проекты для подростков, которые помогают им раскрыть свой потенциал, найти мотивацию и начать более конструктивное и позитивное движение по своей жизни.
Это очень интересная и многогранная область, в которой еще много чего предстоит сделать.
Отдельной профессиональной любовью является метод тренинга, который является сложным и очень эффективным психологическим инструментом фасилитации развития и полезных изменений. Обучаю ему с удовольствием молодых специалистов.
Последние 4 года более углубленно занимаюсь темой профориентации, так как она является достаточно сложной и интересной, чтобы использовать весь обширный профессиональный и жизненный опыт.

В дальнейшем хочу больше внимания уделять разработке практических методов помощи подросткам в вопросах потерянной мотивации, с чем профориентация, кстати, связана очень сильно.

-  Можешь дать совет родителям, чьи подростки не знают, кем стать? Подросткам, которые не могут определиться с выбором, что же им делать, чтобы выбор состоялся?
Екатерина: Нужно собрать независимые экспертные оценки своих способностей, своего потенциала. Попробовать себя в разных видах активности, прислушиваясь к тому, что действительно цепляет, чем интересно заниматься. И ни в коем случае не путать интерес и способности, что делают часто. Интересно не значит, что это легко и получается. И наоборот.

Подумать о том, а что бы хотелось от будущей профессии: зарабатывать много денег, приносить пользу обществу, стать знаменитым или иметь стабильную спокойную работу?
И, наконец, обратиться к специалисту по профориентации, чтобы узнать, в каких профессиях можно применить такие способности, удовлетворить интересы и воплотить мечты.
Не стараться принять это решение в одиночку. Выбор профессии - это такая область принятия сложных решений, где очень важно собрать максимальное количество информации и не стесняться обращаться за поддержкой в этом вопросе выбора.

Программа Профориентация 360 в Санкт-Петербурге состоится 22-23 апреля. 
ЗАПИСАТЬСЯ >>

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.




Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность