|
О методике Профессьянс
Профессьянс "Формула-5" - карточная профориентационная методика, разработанная профессором Н.С. Пряжниковым для самоопределяющихся подростков на базе типологии профессий Е.А.Климова.
"Формула-5" - активизирующая по своей сути методика. Ее задача - не только и не столько информировать подростка (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробудить его интерес к миру профессий и желание взять на себя ответственность за выбор будущего, т.е. активизировать подростка, сделать активным субъектом самоопределения.
Если кратко выразить суть методики, то она заключается в том, чтобы по определенным правилам разложить на столе 45 карточек с описанием различных характеристик профессий. Всего таких характеристик пять: цели труда, его предмет, средства, условия и особые условия. Карточки выкладываются ряд за рядом в порядке предпочтения.
При раскладывании первого ряда психолог объясняет правила работы: "Перед тобой девять карточек. Это цели труда, тот результат, который человек хотел бы получить в своей работе. Разложи их в порядке предпочтения так, чтобы слева оказались самые приятные, а справа - наименее приятные". Когда первый ряд разложен, психолог просит подростка перевернуть обратной стороной карточки с теми целями, которые по какой-то объективной причине сейчас недостижимы.
При раскладывании второго ряда, когда подросток уже освоился с правилами, психолог начинает применять различные техники работы с профессьянсом, задавать уточняющие и провокационные вопросы. В процессе беседы подросток может менять карточки местами, это говорит о том, что активизирующий эффект достигнут.
Когда все карточки разложены, психолог предлагает подростку выбрать из каждого ряда по одной-две самые привлекательные карточки. Вместе они образуют формулу идеальной профессии, и теперь подросток должен подумать, какие профессии подходят под эту формулу. Если он не справляется, психолог помогает, предлагает свои варианты.
Для работы с профессьянсом понадобится свободный стол, например, школьная парта, на которой поместятся 5 рядов по 9 карточек 6?8 см и формула профессии, состоящая из 5-8 карточек.
Обычно консультация занимает 1-1,5 часа. Бывают подростки, которым трудно сосредоточиться на вопросе, не отвлекаться от темы, не уходить в несущественные для этой работы подробности. Некоторые очень долго думают над раскладом. Бывают и психологи, которые любят поработать основательно, обсудить буквально каждую карточку. В этом случае работа может сильно затянуться, и это грозит переутомлением подростка, снижением мотивации к работе с профессьянсом. Важно вовремя заметить такую тенденцию и постараться работать несколько собраннее, жестче, динамичнее.
Важно также, чтобы консультация, по возможности, проводилась в первой половине дня, когда человек находится в оптимальном физическом и умственном состоянии.
Несколько слов о позиции консультанта. Задача работы с профессьянсом - активизировать субъекта самоопределения, т.е. помочь подростку самостоятельно задуматься о своих интересах, особенностях характера, способностях и выборах, увлечь его этой темой, подтолкнуть к размышлениям о своем соответствии той или иной профессии, о том, как лучше себя реализовать в труде. Если вспомнить известную пословицу ? "Хочешь один раз накормить человека - дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбу ловить", то в нашем случае "накормить рыбой" - это давать советы о том, что подходит или не подходит, "как правильно", т.е. предлагать готовые решения. Кроме того, что такие советы не развивают подростка, они делают консультанта ответственным за решения о дальнейшем профессиональном пути оптанта.
Активизирующая методика "Формула-5" - как раз один из способов, который "учит ловить рыбу": она предоставляет подростку средство анализа ситуации выбора (в нашем случае это карточки, наглядно представляющие основания классификации профессий) и правила пользования им. Поэтому для психолога важно свести к минимуму свои объяснения, не навязывать свою точку зрения, а стараться, чтобы подросток сам объяснил свое понимание характеристик труда и высказал отношение к ним. Не убеждать в чем-то, не спорить, а умело задавать наводящие вопросы. Насколько они будут эффективны с точки зрения активизации субъекта самоопределения, зависит от психолога-консультанта, его понимания ситуации, его включенности в работу и гибкости мышления.
Особые приемы и техники
О некоторых техниках, таких как разделение формулы профессии на молекулы или активизирующие вопросы, рассказывал в своих книгах и на лекциях сам Н.С. Пряжников, некоторые возникли в процессе нашей работы с методикой. Попробуем их обозначить.
1. Провокации. Наряду с уточняющими вопросами ("Что для тебя значит то, что написано на этой карточке?", "Почему ты положил эту карточку сюда (в конец/в начало)?", "Эта карточка перевернута - как бы ты это объяснил?", "Как можно это преодолеть?", "Ты пользовался когда-нибудь этим средством?", "Что это дает тебе?" и т.п.) могут быть вопросы с подковыркой в духе "А что если…". Их консультант задает, если какое-то расположение карточек в раскладе кажется ему спорным, если у него возникло ощущение, что подросток плохо понимает содержание каких-то карточек и их взаимосвязи. Провокации помогают подростку глубже осознать спорные, противоречивые ситуации и вызывают желание поработать с ними.
Например, психолог может попросить подростка отвернуться и переставить какие-то карточки местами и спросить, изменилось ли что-то в раскладе. Если подросток хорошо осознает свои предпочтения, он заметит перемену. Если нет, это повод для разговора. Как правило, такая техника, напоминающая игру, вызывает азарт, желание в следующий раз быть внимательнее и осознаннее работать с раскладом.
Можно переставить одну из перевернутых или вызывающих неприязнь карточек в самое начало и спросить подростка: "Каким бы ты был, если бы положил эту карточку сюда?" Можно на этапе работы с формулой профессии назвать какую-нибудь явно неподходящую под нее профессию и посмотреть, как оптант отреагирует.
Среди карточек есть и сами по себе провокационные, вызывающие яркую эмоциональную реакцию. Наиболее показательна в этом смысле карточка особых условий "Возможность выпивать и ругаться на работе" (О3), которую большинство подростков не раздумывая кладут в конец.
2. Сопоставление карточек, поиск парадоксов. Можно сопоставить цели и средства (по аналогии с методикой М. Рокича "Ценностные ориентации"), а также любые другие карточки из любого ряда, которые привлекли внимание своим сочетанием (или несочетаемостью).
Например, подростку нравятся карточки "Руководить, организовывать людей" и "Преобразовывать сознание человека", но карточку "Ответственность" он поставил в конец ряда как неприятную. В этом случае можно поговорить с подростком о том, что такое ответственность, в каких профессиях она нужна больше, а в каких меньше и почему, насколько она важна для руководителя и почему и т.д.
3. Разделение рядов. Этот прием возник в процессе работы с одним из подростков, пришедших на консультацию в наш центр. Можно предложить подростку разделить каждый ряд карточек на две или три зоны: наиболее привлекательные, не вызывающие сильных эмоций и наиболее отталкивающие. Это позволяет отчетливо увидеть некоторые особенности восприятия подростком мира профессий и самой ситуации выбора, например, негативизм (когда мало что из указанного на карточках радует и большинство из них сдвинуто вправо, в зону неприязни), или неопределенность (когда карточки трудно разделить на зоны, все нравится, все интересно) и при необходимости обратить внимание подростка на это.
Все описанные приемы работы помогают достичь активизирующего эффекта, который может проявляться по-разному. Например, поразмышляв вместе с психологом над некоторыми парадоксами своего расклада, подросток начинает вносить в него изменения, перекладывать карточки, осознавая по-новому степень их значимости для себя. Бывает так, что в начале встречи подросток дает на вопросы психолога "готовые ответы", усвоенные от учителей и родителей, от сверстников или из СМИ. Ближе к середине сеанса, всерьез озадачившись некоторыми несоответствиями в своих не до конца осмысленных взглядах, подросток выглядит немного озадаченным, но к концу становится увереннее, начинает сам обосновывать свои решения.
Еще один интересный эффект работы с профессьянсом проявляется иногда на заключительном этапе работы - при построении формулы профессии, когда психолог предлагает подростку выбрать любые 6-8 карточек, наиболее близких и важных для него. Здесь случаются неожиданности. Можно было бы ожидать, что карточки будут отобраны с первых мест, ведь раскладывались они в порядке предпочтения. Но карточки берутся как из начала, так и из середины, будто в сознании произошло какое-то переключение, инерция преодолена и приоритеты выстроились по-новому. Это один из явных показателей, что работа проведена не напрасно и подросток смог всерьез задуматься о том, что для него важно и почему.
Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления
Наибольшая сложность - это установка на чудо и неочевидность результата для родителей, которые иногда приходят на консультацию. Они рассчитывают (особенно если услуга платная) получить готовый, четко обоснованный ответ на вопрос, какая же профессия, профильный класс, учебное заведение и т.д. подходят их ребенку, и когда психолог говорит, что результат неявный, отсроченный, что самоопределение - это длительный процесс, заметно становится разочарование взрослых. Для них показателем эффективности консультации была бы бумажка с "чудесным рецептом". Профессьянс же не предполагает никаких распечаток, результат его возникает в самом процессе беседы по карточкам и переходит в те изменения, которые в случае успешной работы психолога с подростком начнут происходить в его сознании и проявляться в его решениях. Проверить эффективность этой работы очень непросто. Доказать родителю, что мы не "просто пораскладывали карточки и поговорили", а получили результат, бывает затруднительно.
Препятствиями для успешной профориентационной работы могут оказаться также особенности самого психолога: его тревожность, неуверенность в себе, неумение принимать быстрые решения, оперативно реагировать на вопросы подростка, проблемы с вниманием и памятью, недостаточная осведомленность о современных профессиях и т.д. Некоторым психологам нужно время для того, чтобы разобраться в ситуации своего клиента, и необходимость оперативно подобрать несколько профессий к формуле оказывается для них стрессом.
Иногда бывает, что сам подросток плохо идет на контакт, негативно настроен или просто устал; встречаются подростки, отстаивающие свое мнение и не склонные менять свою точку зрения; бывают пассивные ребята, которых трудно разговорить. И к каждому нужно найти свой подход, чтобы результат встречи, активизирующий эффект был достигнут.
Встречаются ситуации, когда подростку (или его родителю) мешает образ конкретной профессии. Расклад карточек делается в соответствии с ней и отойти от него трудно. Работа может оказаться непродуктивной, если психолог вовремя не заметит этого и не обратит внимание клиента на проблему.
Чтобы избежать трудностей, о которых мы говорили выше, предлагаем несколько советов по подготовке к работе с профессьянсом, позволяющие эффективнее проводить профориентационную работу с использованием активизирующих методов.
1. Перед тем, как работать с профессьянсом, потренируйтесь на себе и на знакомых. Разложите профессьянс для себя. Скорее всего, вы хорошо себя знаете, поэтому вам проще будет понять особенности работы с карточками и освоить все приемы без лишней суеты. Пофантазируйте, как бы вы разложили карточки, будучи подростком. Предложите своим друзьям пройти у вас профессьянс и обсудите вместе с ними результаты.
2. Поработайте с каждой карточкой, вникните в ее содержание, продумайте примеры современных профессий и специальностей. Каждая карточка может стать поводом для развернутой беседы, и вы должны быть готовы поддержать ее.
3. Поработайте с сочетаниями карточек, чтобы не было затруднений на этапе работы с формулой профессии. Для этого можно:
Цели/Предмет
|
Техника
|
Знаковые системы
|
Общественные, экономические, социально-политические системы
|
…
|
Оценивать, проверять, контролировать |
Механик автосервиса, техник-контролер
|
Редактор, корректор
|
Налоговый инспектор
|
…
|
Исследовать что-либо, делать открытия |
Инженер-конструктор, летчик-испытатель
|
Филолог, психолингвист, программист, математик, физик
|
Политолог, экономист, психолог
|
…
|
Перемещать, транспортировать что-либо |
Водитель, летчик
|
Почтальон, курьер, логистик
|
Инкассатор
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Чем больше получится список профессий по каждому сочетанию, тем лучше, тем шире диапазон выбора.
4. Изучайте современный мир профессий, старайтесь регулярно обновлять свои знания о мире профессий и рынке труда - просматривать статьи об учебных заведениях и специальностях, изучать банки вакансий на сайтах по трудоустройству, изучать материалы профессиональных сообществ, общаться с представителями различных профессий, сотрудниками коммерческих и государственных организаций, чтобы лучше понять специфику их деятельности. Пользуйтесь справочниками по вузам и профессиям [8, 9]. Попробуйте взять случайные специальности из них (например, бренд-менеджер, инженер-технолог легкой промышленности, летчик-испытатель, воспитатель детского сада) и сделать для них расклад профессьянса.
5. Тренируйте гибкость мышления, развивайте находчивость и память. В этом вам помогут книги по развитию памяти, по креативности и творческому мышлению. К примеру, с помощью мнемосхем, описанных в книгах Тони Бьюзена, вы сможете удобно структурировать большой объем постоянно изменяющейся информации об актуальных профессиях, составить свою удобную классификацию специальностей (например, по предметам труда), которая поможет вам находить подходящие к формуле профессии, не пытаясь перебирать все случайно приходящие на ум варианты.
6. Заранее уточняйте запрос клиентов: подойдет ли им "Формула-5" или нужна другая форма помощи? Иногда к нам обращаются родители с просьбой определить, какой профильный класс подходит их ребенку - гуманитарный или математический, или с жалобой на трудности с обучением, вниманием, усидчивостью и т.п. В этом случае профессьянс если и поможет, то косвенно. Скорее всего, методика даст активизирующий эффект, но основной запрос удовлетворен не будет. В любом случае для психолога очень важно уметь понять, чего же на самом деле хочет клиент, какая проблема на самом деле скрывается за его просьбой.
7. Используйте профессьянс в комплексе с другими профориентационными методиками. "Формула-5" может использоваться как самостоятельная методика, но если проводить ее после какой-нибудь методики объективной диагностики, как это, например, происходит в Центре тестирования и развития "Гуманитарные Технологии", подросток (и в еще большей степени его родители) более удовлетворены результатом. "Формула-5" хорошо дополняет профориентационный комплекс тестирования "Профориентатор": уже имеется список наиболее подходящих специальностей, полученный в результате прохождения серии тестов для диагностики склада личности, мотивационной сферы и структуры интеллекта, и работа с профессьянсом позволяет уточнить этот результат: остановиться на нескольких специальностях из списка и наглядно показать, что же из него подходит, а что ? нет, и почему, понять, что мешает выбору, над чем можно поработать. Иными словами, являясь дополнением к профориентационному тестированию, "Формула-5" позволяет снять неопределенность в выборе, а также сформировать заинтересованность в самостоятельном принятии решения.
8. Отчет-заключение о сеансе профессьянса. Можно заготовить бланки, на которых сразу после завершения беседы можно написать краткий отчет для родителей с формулой оптимальной профессии и списком рекомендаций. Рекомендациями в нашем случае могут быть как специальности и учебные заведения, где им можно обучиться, так и просто темы для размышления, которые показались вам актуальными, "проблемными зонами" проведенной встречи. Однако нужно помнить, что в стандартную схему работы по профессьянсу такая процедура не входит и даже в чем-то противоречит ее принципам: заинтересовать подростка, вызвать желание разобраться в своей ситуации самостоятельно, не давая советов и готовых рецептов.
9. Рефлексия и обратная связь. Старайтесь после каждого сеанса профессьянса ответить себе на вопросы о том, что получилось хорошо, а что вызвало трудности и как можно их избежать в следующий раз. Кроме того, вы можете попросить своих клиентов заполнить анкету обратной связи или устно поделиться с вами своими впечатлениями о встрече. Это поможет вам более объективно оценить результат своей работы и понять, над чем имеет смысл поработать.
10. Записывайте расклад каждого сеанса. Запись расклада позволит вам вернуться к ситуации любого клиента, проанализировать разные случаи, поискать закономерности. Это также может пригодиться, если подросток через некоторое время вновь обратится к вам за помощью, и вы сможете восстановить его расклад. Расклад можно быстро записать с помощью сокращений, а динамику перестановок карточек в процессе беседы можно передать с помощью стрелочек. Пример реального расклада 12-летнего подростка приведен на рисунке.
Итак, профессьянс - полезная, а для некоторых подростков незаменимая профориентационная методика, позволяющая сделать выбор более осознанно. Однако располагать хорошим средством оказания помощи недостаточно, важно уметь им пользоваться. Надеемся, что этот материал поможет вам освоить "Формулу-5" и с легкостью обойти все подводные камни, с которыми сталкиваются психологи-профконсультанты.
Подробнее о Профессьянсе и других активизирующих профориентационных методиках Вы можете узнать из книг их автора, Н.С. Пряжникова, а также на сайте Центра или по телефону (495) 504-3479.
Также в нашем Центре Вы можете приобрести набор карточек для Профессьянса "Формула-5", предварительно заказа их по телефону: (495) 504-3479, 642-2434.
Профконсультирование по методике
"Профессьянс" Вы можете пройти в Центре тестирования
и развития "Гуманитарные технологии". Подробнее о консультации