Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Профессия телеведущий

27.04.2012

Как стать ведущим новостей?

Дикторы новостных выпусков составляют особую касту телеведущих. Для многих корреспондентов или журналистов стать ведущим-новостником — значит выйти на новый уровень телевизионной карьеры.

По словам известного ведущего Михаила Осокина, в последние годы на телевидении ощущается нехватка ведущих-новостников. В кадре, как и прежде, в основном работают люди, которые «просто читают по бумажке», тогда как современные реалии требуют от ведущего новостных блоков и передач быть в теме и самостоятельно анализировать и резюмировать те или иные события. Но самое главное — и в этом выражается профессиональное мастерство ведущего новостей — у каждого зрителя должно создаваться впечатление, что человек с экрана обращается персонально к нему, а не к какой-то абстрактной «аудитории». При этом ведущий не выставляет никаких личных оценок и не акцентирует своих симпатий. Парадокс профессии как раз и заключается в том, чтобы выработать свою неповторимую форму подачи новостей без демонстрации субъективного отношения к материалу. Такое под силу не каждому. Харизма — она либо есть, либо ее нет.


Ведущий новостей — это не просто человек в кадре. Это лицо канала и даже больше — лицо тележурналистики как профессии, человек, на плечах которого лежит колоссальная ответственность. Промах, оплошность или ошибка ведущего — и под вопросом авторитет всей команды. Помимо хорошей школы, ведущий новостей должен побывать в шкуре корреспондента, журналиста или редактора информационных программ. Многие известные новостники далеко не сразу пришли на телевидение. Например, Екатерина Андреева, ведущая информационной программы «Время» на Первом канале, окончила Московский педагогический институт им. Крупской, училась на вечернем отделении Всесоюзного юридического заочного института, работала в Генеральной прокуратуре в отделе делопроизводства следственного управления. И уже после окончания всех институтов поступила на курсы для работников радио и телевидения. Школу дикторов она прошла у легендарного Игоря Кириллова.

Кстати, сам Игорь Кириллов в свое время окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Надо заметить, что среди современных ведущих-новостников немало выходцев из театральных вузов, в том числе ВТУ им. Б. Щепкина и Московского государственного института культуры. Еще одно наблюдение: у телевизионных ведущих за плечами, как правило, не одно, а два или даже три высших образования, одно из которых, так или иначе, связано с журналистикой. Рамочных, базовых требований к телеведущему немного, в них нет ничего запредельного. Но сочетание специальных умений и навыков с телегеничной внешностью и быстрой, внятной и эмоциональной речью вносит определенные ограничения.

От ведущего информационных программ требуется прекрасное знание русского языка; умение работать в кадре и «на ухе» (то есть быстро формулировать и преподносить «горячие» новости, поступающие прямо в момент эфира); свободное владение несколькими иностранными языками (английский в обязательном порядке); умение оперативно «читать» информационную картину дня; знание специальных аудио- и видеопрограмм и навыки (хотя бы базовые) работы со звукозаписывающей и видеоаппаратурой. А еще для ведущего крайне важны хорошая дикция и скорость речи. Это все. Ну или почти все.

Как стать ведущим новостей?

Дмитрий Ясминов, ведущий информационного выпуска «Новости 24», РЕН ТВ
— У Высоцкого в его «Дорожной истории» есть такие слова: «Я вышел ростом и лицом — спасибо матери с отцом…» Это справедливо и для нашего брата — ведущего. Но сами понимаете, что этого недостаточно. После начала работы на телевидении у меня была защита диплома на факультете журналистики, служба в армии — чем не еще один университет! Потом пять лет пахоты корреспондентом новостей на РЕН ТВ. Я ездил на работу вместе с первыми чеченскими министрами — и попадал под обстрел. Стучал зубами на мурманском причале — ждал рыбаков с «Электрона», которые ушли от норвежской погони. Сдавался в плен повстанцам на Восточном Тиморе — чтобы снять о них спецрепортаж. Было почти все — и только потом мне предложили должность ведущего утренних выпусков.

И вот тут выяснилось, что в двадцати минутах новостного выпуска спрессованы все эти события. В каждой минуте буквально. И каждую секунду может произойти что-то новое, о чем в следующую секунду ты должен уже рассказывать. Внутри ведущего во время выпуска живет невидимый зрителю мир. Вот он смотрит в камеру — доброжелательно или тревожно — и одновременно подсматривает в монитор — что за картинка там идет в это время. Речь его льется свободно, а сам он обратился в слух. В левое ухо наушник передает ему все, что параллельно творится в аппаратной. И вместо спокойного режиссерского «В кадре!» он может услышать крик шеф-редактора: «Даем горячку!!!» И как при этом сохранить хорошую дикцию, темп, нормальную, деловую реакцию? Переполох, творящийся за рамками кадра, ведущий представляет телезрителям как четкий, последовательно выстроенный, интересный выпуск. Но это все будет только в том случае, если ведущий подготовит выпуск, желательно сам. За ним окончательная правка. Писать подводки к сюжетам и «устняки» ведущий должен лучше своих редакторов, искать и видеть новость — лучше продюсеров, знать языки — не хуже «международников». Мне, например, часто не хватает китайского и испанского, при том, что английский — как само собой разумеющееся. Плюс нужно оставить время на то, чтобы переодеться, наложить грим, пробежать еще раз глазами выпуск. Одни плюсы. Из минусов для меня — только бритье по утрам. Поэтому на свободной неделе я напоминаю героев сюжетов с Кавказа.

Куда расти телеведущему? Я, например, до сих пор не могу забыть корреспондентской работы. И хочется, и колется. В какое учебное заведение нужно войти после школы, чтобы повторить этот путь? На выбор есть факультеты и журналистики, и филологии, и иностранных языков. Исторический, наконец.

Источник: www.ucheba.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей