Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Профессия мечты: сценарист

30.03.2012

Кто такой сценарист: гений или каторжник?

В кинематографической триаде «режиссер-продюсер-сценарист» последний неприметен: он считается лишь поставщиком материала, с которым в дальнейшем будут работать остальные. Но, несмотря на это, труд сценариста требует не только таланта, но и богатого жизненного опыта.

«Некоторые сценаристы даже пишут с ошибками. Ничего страшного, главное — хорошо рассказать историю, причем в картинках», — считает Елена Овсянникова, директор по развитию сценарного агентства Cinemotion_lab. В отличие от писателя сценарист думает о визуальном выражении эмоций героев: голос за кадром, как в «Семнадцати мгновениях весны», сейчас не приветствуется. Сценарист оставляет от текста только поступки, действия. «В кино не скажешь «ему показалось», «он вспомнил, что десять лет назад…» Хотя иногда проще сказать, что Вася приехал в Москву и еще даже не снял квартиру, чем долго объяснять другим путем: показывать его на вокзале, затем разговор с мамой», — рассказывает Роман Непомнящий, сценарист фильмов «Елки» и «Черная молния».

Путь в профессию долгий и очень индивидуальный. Так, Алексей Слаповский («Ирония судьбы-2») был писателем, чуть не получил литературную премию Букера, когда ему позвонил некий режиссер — тому понравился роман Слаповского «Анкета». И пошло-поехало: сериалы для Первого канала («Любовь Надежды», «Гаражи»), продолжение фильма-легенды. Слаповский считает, что главное для сценариста — жизненный и духовный опыт, иначе запаса впечатлений и раздумий может хватить на один кораблик, да и тот бумажный. Молодым он советует работать: не таскаться годами по студиям, а писать второй, третий... десятый сценарий. Непомнящий с ним согласен: сценарий фильма «Выкрутасы», над которым он сейчас работает, был переписан целиком уже пять или семь раз.

Гений или каторжник?

Обычно сценариста воспринимают как обслуживающий персонал. Но можно добиться и высокой оценки коллег, хорошей оплаты. «На телевидении больше самостоятельности, особенно если работаешь не на «мыльные оперы», а на собственный проект. Тогда сценарист вообще во главе угла, его любят, холят и лелеят. В кино же он — создатель основы, от которой мало что остается», — говорит Слаповский. Киносценаристу нужно приготовиться к безвестности и работе «на других фронтах» — иначе помрешь с голода. Помимо таланта нужна еще колоссальная работоспособность. Иначе не сумеешь написать пять сценариев в стол, чтобы шестой наконец пробил себе дорогу.

Образование может быть самым разным. Слаповский учился на филфаке в Саратове, Непомнящий — заочно во ВГИК, сценарист «9 роты», «Стиляг» и «Страны глухих» Юрий Коротков — в Литинституте им. Горького. Здесь параллельно с обучением можно наладить знакомства, «влиться в струю» и при уверенности в своих силах начать работать. ТНТ, СТС и «Россия» всегда готовы принять на рассмотрение сценарии молодых авторов. Хорошая возможность показать себя — участие в конкурсах. Сценарий для новогоднего хита «Елки» киностудии Bazelevs отбирался на конкурсной основе. Существует так называемая «Большая восьмерка» российских киностудий: это Central Partnership, «Профит», Art Pictures, «Рекун», «ТриТэ», СТВ, Bazelevs и «Дирекция кино». Каждая из них ищет таланты.

Можно начинать с рекламных клипов. Непомнящий проработал здесь десять лет и считает, что реклама — хорошая школа перед выходом в «большое кино»: «Нужно придумать какой-то слоган, очень точно и кратко выражающий мысль; это дисциплинирует. Короткие сюжеты очень полезны для профессиональных навыков». Со съемок рекламы для ТВ начинал и режиссер Тимур Бекмамбетов («Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен»). Клипы делают маленькие киностудии, которые называются продакшн-хаусы. Но сценарист клипов, копирайтер, часто работает не в самом продакшне, а в крупном рекламном агентстве. Например, BBDO, Leo Burnett, АДВ (у этой компании есть кафедра на журфаке МГИМО). Конечно, делать рекламу «сникерсов» не слишком престижно, зато помогает научиться выражать мысли героев быстро и ярко.

Тем, кто уже закончил вуз, стоит учиться в Центре дополнительного образования при ВГИК или на Высших курсах сценаристов. Чтобы попасть туда, надо пройти творческий конкурс. Кроме того, есть еще Высшая школа журналистики на базе ГУ-ВШЭ, Первая национальная школа телевидения, курсы кинокомпании «Амедиа» Института повышения квалификации работников телевидения, курсы Александра Митты, курсы при агентской компании Cinemotion.

На творческий конкурс во ВГИК предоставляют несколько произведений объемом 20–40 страниц в любом жанре, а затем проходят экзамен по мастерству в три этапа. Первый — написание кинематографического этюда на заданную тему. Второй работа над фильмом (анализ драматургии, домысливание концовки). Третий — собеседование с мастером курса.

Судьба эмигранта

В России работы мало, «на телевидении еще так-сяк, а в кино — худо», считает Слаповский. «Нет индустрии, нет мейнстрима, есть, с одной стороны, похабно-коммерческое кино, где хорошие сценаристы не нужны, и, с другой стороны, авторское, где бал правит режиссер, а сценарист всего лишь помощник. В середке дыра огромная. Один и тот же сценарий может в одном месте показаться слишком хорошим, а в другом слишком плохим». Нет массового зрителя — нет и «стандарта» кино, такого, как в Голливуде, или такого, как снимали в СССР».

Но пробиться в кино сложно и в Америке. По словам Елены Овсянниковой, на голливудском рынке крутятся более двух миллионов сценариев, и нужно быть действительно талантливым человеком, прекрасно знающим английский язык, чтобы по твоему сценарию сняли фильм. К тому же в США есть Гильдия сценаристов, защищающая интересы «настоящих американцев».

Каждый год в сентябре четыре крупнейшие американские телесети — ABC, NBC, CBS, FOX — начинают поиск идей для сериалов. «К ним приходит около двух тысяч заявок, из которых вице-президент по драме отбирает драму, вице-президент по комедии отбирает комедии, — говорит Непомнящий. — Отбирается штук двадцать, которые будут запущены в производство. По трем или шести снимаются пилоты. Производится полный кастинг. Полноценная серия. И только один-два выпускаются в эфир. То есть из двух тысяч один-два пробиваются. Там жесточайший отбор людей, и поэтому такая концентрация качества».

Алексей Слаповский

Как пишется сценарий?
— С продюсером обговаривается замысел (как правило, он мой, я практически не писал по заказам). Потом синопсис, потом собственно сценарий, включение в работу редактора и лишь в конце, уже перед съемками — режиссера. Все чего-то хотят, ты учитываешь и поправляешь, если согласен, или споришь, если не согласен. В процессе съемок сценарист нужен редко: добавить текста персонажу, изменить мизансцену. Другой вариант: ты сходишься с режиссером, начинаются придумки, потом ты пишешь, потом вы вместе ищете продюсера, в девяти случаях из десяти — не находите. Конец фильма. Или все-таки находите. Повезло.

Роман Непомнящий

В чем секрет хорошего сценария?
— Надо придумать хороший сюжет, такую ловушку… Чтобы в развлекательной оболочке зритель пережил какой-то опыт для себя. Мы все живем в мире, в котором нравственные ценности или законы воспитываются в людях с детства. Их не существует на самом деле. То есть человек рождается «как чистый лист». И его воспитывают сказками, рассказами о том, что хорошо и что плохо. И во взрослом состоянии, когда он уже понимает, что и как, ему все равно хочется верить, надеяться, понимать, что на самом деле, наверное, мир устроен правильно. И ему надо эту трансляцию все время повторять, все время ему об этом напоминать. Он будет в это верить и вести себя соответственно.
Поэтому людям, особенно когда собираются вместе большой толпой в кинозале, хочется, чтобы все было хорошо. И правильные продюсеры, сценаристы, режиссеры умеют этими эмоциями управлять.
Например, недавно шел в прокате фильм «Брестская крепость» — очень качественно сделанный, как раз глубоко затрагивает чувства. Зал рыдал, люди с каким-то патриотическим восторгом выходили. И это пример правильного фильма, который достучался до сердец. Хороший фильм так и действует. Рассказывает историю, которая людям нужна. Которую хочется пережить. Которая западает в душу.

Где учиться по специальности «Драматургия»:

Название вуза Вступительные экзамены Количество бюджетных мест Стоимость обучения на очном отделении
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова

рус./лит./ творческий экзамен

10

168 430 руб/год

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

рус./лит./ист.

-

136 800 руб/год

Литературный институт им. Горького

рус./лит.

4

60 000 руб/год

Институт журналистики и литературного творчества

творческий конкурс

34

84 000 руб./год

Источник: www.ucheba.ru
Автор: Илья Полунов



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей