Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Профессия - копирайтер

15.12.2011

Как стать копирайтером

Эту профессию, как правило, выбирают молодые и энергичные. Среди нынешних копирайтеров едва ли найдется много людей старше 35 лет, поскольку те, кто начинали писать рекламные тексты еще в 1990-х, сегодня либо покинули рекламный бизнес, либо, напротив, уже давно руководят собственными агентствами.

Общее описание
Название профессии происходит от английских слов copy (в одном из значений – текст рекламного объявления) и write (писать), что действительно соответствует обязанностям копирайтера, которые заключаются в написании текстов рекламного характера – от названия рекламируемого продукта и слогана до целой статьи или сценария ролика. Цель специалиста – сообщить ярким и доходчивым языком информацию в заданном формате о преимуществах рекламируемого товара или услуги.


Образование
Сегодня ни в одном российском вузе не обучают такой профессии, как копирайтер, поскольку рекламный рынок в нашей стране еще очень молод. Не существует и независимых курсов, на которых бы посвящали в основы этого ремесла. Однако есть школы-студии и подготовительные программы при крупнейших рекламных сетях. Также имеется возможность получить первоначальный опыт в ходе стажировок или прохождения практики в рекламных агентствах, многие из которых организуют тренинги для своих сотрудников, но для того чтобы в них участвовать, нужно добиться зачисления в штат компании.

Успех в этой профессии может ждать тех, кто умеет мастерски работать со словом: журналистов, лингвистов, филологов, переводчиков, выпускников Литинститута или сценарных факультетов ВГИКа и ГИТИСа . Главное – понимать, для кого и с какой целью пишется текст. Из всех вышеперечисленных специальностей ближе всего к пониманию особенностей аудитории стоят журналисты, поэтому соответствующее образование является предпочтительным, и среди вузов, которые наиболее котируются у работодателей, – МГУ им. М. В. Ломоносова и МГИМО . Высоко ценятся и талантливые выпускники РГГУ, РУДН, МГЛУ и других гуманитарных вузов, дающих системное образование.

Чаще всего при приеме на работу сотрудников без необходимого опыта работодатели руководствуются не записями в дипломе, а результатами творческих конкурсов и тестовых заданий для начинающих.

Смежные карьеры
В большинстве случаев на должность копирайтера приходят журналисты, специалисты с филологическим и лингвистическим образованием. На ней вполне возможна частичная занятость и разные режимы работы (удаленная, фриланс), поэтому зачастую на эту позицию претендуют молодые специалисты, стремящиеся к креативной деятельности и построению карьеры в рекламной индустрии.

Вообще, стать копирайтером может любой человек, обладающий:

    • аналитическим мышлением, поскольку требуется правильно задать направление мысли;
    • творческими способностями, для того чтобы подойти к решению задачи нестандартно, придумать идею (вместе с арт-директором), которая будет соответствовать брифу и отвечать потребностям клиента;
    • хорошими знаниями русского языка, позволяющими выражать мысли образно, ярко и доходчиво для определенной целевой аудитории.

Функциональные обязанности
Среди основных обязанностей копирайтера можно обозначить следующие:

    • участие в выработке стратегии рекламной кампании;
    • предложение креативных идей для продвижения рекламных продуктов;
    • создание статей рекламного характера, слоганов, сценариев;
    • адаптация и редактирование рекламных текстов.

«Функциональные обязанности копирайтера, если уточнять формулировку „написание рекламных текстов“, довольно сильно варьируются в зависимости от конкретного агентства, – свидетельствует Наталья Ясинская, HR-директор Sorec Group. – В наших агентствах функционал копирайтера очень широк: специалисты работают с текстами разных форматов и на разные темы для всех носителей, предлагают свои идеи при разработке рекламных кампаний. Однако им почти не приходится иметь дела с адаптацией, то есть с переводом идей и текстов, созданных зарубежными рекламными фирмами. В других же агентствах, напротив, могут специализироваться на адаптации, или на определенном медианаправлении, или на задачах клиентов из узкой сферы бизнеса, например фармацевтики или туризма».

Помимо умения писать для копирайтера крайне важным является умение слушать, анализировать и задавать вопросы, чтобы выбрать из всего объема информации о рекламируемом продукте наиболее важные для целевой аудитории сведения, расставить их в порядке приоритета и использовать для создания рекламных текстов.

Навыки
Копирайтер в рекламном агентстве должен уметь работать в команде, нередко в авральном режиме и в любой обстановке. Писатель, нуждающийся в полной тишине и отдельном кабинете, для того чтобы творить, не сможет стать копирайтером. Помимо отличного владения русским языком и чувством стиля, в большинстве компаний авторам рекламных текстов необходимо свободно знать английский язык, в том числе для адаптации иностранных рекламных текстов, а также уверенно пользоваться ПК и Интернетом.

Плюсы и минусы
Основным плюсом профессии копирайтера в рекламном агентстве является широкий спектр поставленных перед ним задач. Работая с разными форматами и жанрами, специалист постоянно расширяет свой кругозор, оттачивает и наращивает необходимые навыки – становится «профессионалом-многостаночником».
В крупных агентствах, где большой штат копирайтеров делится по направлениям, такого «охвата» может и не быть, зато в узкой специализации, к примеру, в написании сценариев радиороликов, копирайтер станет асом. Правда, называть его будут уже сценаристом радиорекламы.
Основной минус в работе копирайтера – отсутствие возможности отдохнуть от нее. Включившись в процесс и начав думать над поставленной задачей, увлеченный профессионал продолжает вынашивать мысль и после работы, и на выходных, пытаясь черпать идеи из всего, что происходит вокруг.

Оплата труда
На уровень зарплаты копирайтера влияют такие факторы, как его опыт, место работы, регион, причем разброс может быть очень большой – от $400 до $3000. В ряде агентств предусмотрена система бонусов для творческой команды в случае победы в тендере. Обычно гонорар в процентах от оклада или суммы договора обсуждается с каждым сотрудником конфиденциально. В зависимости от таланта копирайтера и степени участия в победившем проекте размер бонуса может существенно варьироваться – от премии в треть оклада до 10% от прибыли агентства с полученного контракта.
Активный и трудоспособный копирайтер имеет возможность зарабатывать не только на своем основном месте работы, но и «на стороне», если такая практика не запрещается трудовым договором. Написание статей, рецензий или рекламных текстов в качестве фрилансера может приносить довольно ощутимую прибавку к зарплате.

Перспективы
Талантливый копирайтер, обладающий художественным вкусом, способен довольно быстро вырасти до руководителя креативной группы или до креативного директора. А развивая карьеру в горизонтальном направлении, такой специалист может предложить свои услуги по написанию текстов в другой профессиональной области (например, в политическом пиаре, где четкое знание целевой аудитории и виртуозное владение словом очень востребовано), стать спич-райтером, журналистом или писателем.

Источник: www.planetahr.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей