Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Профессия – бизнес-аналитик

09.05.2011

Интервью с Олегом Ена, первым заместителем генерального директора ЗАО «Авикомп Сервисез»

«У бизнес-аналитика должен быть широкий кругозор, тяга к знаниям… Главное, чтобы человек не выбирал себе одну узкую нишу, а приобретал опыт в различных сферах».

— Олег Валерьевич, не так давно в России появилась профессия с пока еще для многих непонятным названием «бизнес-аналитик». Кто это, и чем такие специалисты занимаются в вашей компании?
— Основная задача бизнес-аналитика – изучение бизнес-процессов компании-заказчика для наиболее эффективного внедрения информационных систем. Ему надо не только владеть методиками и инструментами анализа, но и уметь общаться с людьми, выяснять, какие у заказчика информационные потребности – и с помощью каких технологических решений их можно удовлетворить. Скажем, сотруднику организации, который никогда не слышал о технологии, надо объяснить, что это такое и как это поможет в работе, какие задачи будут решаться, и чем способы их решения отличаются от тех, что предлагают другие производители программной продукции.


Деятельность нашей компании исторически связана с разработкой инновационных технологий. В компании есть свой исследовательский центр, где работают более 60 человек. Основная задача исследовательского центра – поддержание темпа технологических инноваций, поскольку информационные технологии – очень динамичная отрасль, в которой непрерывно появляются новые продукты и технологии.
В нашей компании работа бизнес-аналитиков связана с направлениями деятельности, сложившимися со времени основания компании, с 1991 года.
Во-первых, это проекты, связанные с разработкой финансовых и казначейских технологий. В числе заказчиков компании – Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Департамент финансов Москвы. Работа бизнес-аналитиков связана с описанием и сопровождением сложных процессов деятельности финансовых органов и учетом актуальных изменений нормативно-правовой базы. От грамотного своевременного учета бизнес-аналитиками множества важнейших факторов деятельности зависит работа важнейших финансовых организаций государства.
Второе важное направление деятельности бизнес-аналитиков «Авикомп Сервисез» - медико-социальные технологии. Самый крупный заказчик здесь – Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. Информационные системы, в проектировании которых участвуют бизнес-аналитики, обрабатывают сведения обо всех медицинских услугах, которые оказываются в более чем 600 лечебных учреждениях Москвы – а это ни много, ни мало, 50 миллионов услуг в месяц. Представьте, что будет, если вы накапливаете такую информацию в течение 10 лет – её необходимо эффективно хранить и анализировать. Здесь нужны революционные технологические решения – над ними работают и бизнес-аналитики, и программисты, и специалисты по тестированию, и технические писатели.

— Какой проект в медико-социальной сфере был наиболее интересным за это время?
— Это наш главный медико-социальный проект – автоматизация деятельности системы обязательного медицинского страхования города Москвы. Для него был создан специальный программно-аппаратный комплекс, с помощью которого сейчас любой врач в любой момент в любом медицинском учреждении может ввести номер полиса пациента и проверить, действительно ли это его полис, какие медицинские услуги ему уже были оказаны, чтобы правильно подобрать методику лечения и т.д. А аналитическая система в контрольном управлении выявляет, правильно ли предоставляются данные о пациентах и медицинских услугах.

Программный комплекс непрерывно эволюционирует: на данный момент в системе накоплена информация за 15 лет обо всех медицинских услугах лечебных учреждений Москвы. Информация о застрахованных гражданах является «источником истины» для всех медицинских учреждений и страховых организаций и помогает разрешать споры при проведении взаимозачетов между субъектами обязательного медицинского страхования.
В таких случаях методический и математический аппарат, заложенный в систему бизнес-аналитиками, помогает корректно сопровождать социально важные процессы мегаполиса. В этот проект мы, кстати, очень охотно берем студентов: они учатся методически правильно работать, создавать сложнейшие информационные системы с нуля, видеть все элементы и циклы их разработки.

— Сколько времени в среднем занимает разработка программного комплекса для предприятия? И какой карьерный рост возможен для бизнес-аналитика в таких проектах?
— Обычно мы стараемся делать так, чтобы проекты длились не больше двух лет – это связано с особенностями бюджетирования российских министерств и ведомств. Но вместе с тем большие проекты, начатые в начале 1990-х годов, длятся и по сей день – каждый год продолжается их развитие, появляются новые информационные и функциональные потребности. Люди, которые пришли туда студентами, сейчас уже являются методологами, главными архитекторами и конструкторами комплексных решений. Не обладая изначально специальными знаниями, они уяснили, как должен быть правильно организован весь процесс; принимали участие в реализации всех ключевых решений и сейчас достигли очень высоких позиций. Это руководители проектных направлений, ведущие бизнес-аналитики, системные архитекторы и т.д.

Компания использует различные подходы к разработке информационных систем – как сильно формализованные, так и более гибкие методы. Мы с основания компании изучали различные методологии, смотрели, какие задачи решаются специалистами по бизнес-анализу, и пытались сами воспитывать в компании специалистов, которые смогли бы работать как бизнес-аналитики. Знания, полученные нашими бизнес-аналитиками, являются фундаментальными, с очень широкой областью применения. Меняя компанию, уезжая на работу в другие страны, наши сотрудники чувствуют себя уверенно с обширным багажом востребованных знаний.
Вообще, людям, склонным к получению новых знаний, у нас очень комфортно. В этом плане у нас довольно свободная среда: мы приветствуем, когда люди уделяют внимание исследованию новых трендов, новостей, посещают конференции, форумы, семинары, выступают с докладами, обмениваются мнениями.

— А на что вы обращаете внимание при приеме на работу нового сотрудника?
— Когда мы проводим собеседования, мы ориентируемся в первую очередь на квалификацию и опыт работы – без наличия ключевых навыков специалист не сможет эффективно у нас работать. У бизнес-аналитика должен быть широкий кругозор, тяга к знаниям.
При рассмотрении кандидатов мы больше приветствуем тех, кто в ходе своей деятельности занимался разными областями деятельности, обладает междисциплинарными знаниями. Главное, чтобы человек не выбирал себе одну узкую «нишу», а приобретал опыт в различных сферах. Относительно студентов, не имеющих стажа работы, мы в ходе собеседования пытаемся выявить, что человек на самом деле любит познавать, изучать новое, у него много интересов – такой человек сможет у нас работать.

Нестандартность мышления очень важна – ведь многие виды деятельности компании являются сугубо инновационными. Сейчас кроме классических направлений деятельности «Авикомп Сервисез» у нас появилось еще одно, самое трендовое – семантические технологии. В США и Европе они развиваются очень интенсивно уже на протяжении 10 лет, но в России пока этим занимается небольшое количество компаний. Так что здесь зачастую приходится следовать интуиции: самим проводить исследования, принимать архитектурные решения, понимать, что они были не оптимальными и нужно что-то другое. Это путь постоянных проб и ошибок – наш исследовательский центр как раз ориентирован на такого рода исследования.

— Где же будут применяться эти семантические технологии?
— Семантические технологии имеют большое количество применений. Например, есть большая организация, руководителя которой западные партнеры приглашают обсудить вопросы сотрудничества. Организации необходимо подготовить справки по каждому из потенциальных партнеров: что у него за репутация, чем он занимается, кем работал ранее и т.д. – так с ним легче будет найти контакт и правильно выстроить стратегию переговоров. Помимо этого, следует сделать справку по организации – область деятельности, развитие, технологические решения, патенты, торговые знаки, наличие региональных подразделений и пр.
Найти такую информацию через тот же Google достаточно трудно. Как правило, 6- 10 высококвалифицированных аналитиков в течение недели исследуют Интернет и по крупицам собирают информацию. Но даже в этом случае область поиска сильно сужена, в Интернете сейчас по 5 страниц на каждого жителя Земли – просмотреть все невозможно.

Семантические технологии позволяют круглосуточно собирать информацию с десятков миллионов источников и «раскладывать её по полочкам». Когда возникает потребность, справка на человека, организацию, продукт выдается нажатием одной кнопки. Дальше остается красиво оформить результаты и отдать материалы руководителю. Технологии помогут ответить на самые разнообразные вопросы: конкурентное окружение, законодательная активность и т.д.
Можно использовать семантические технологии для работы в режиме «сторожевых наблюдений»: если в отрасли возникают важные события, уведомление об этом мгновенно поступает на электронную почту, мобильный телефон. Потребность в таких системах очень велика – это широкое рыночное «окно», которое призван заполнить программный комплекс, создаваемый компанией «Авикомп Сервисез» вместе с Высшей школой экономики при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ. Этот проект будет реализовываться в ближайшие три года – и большая нагрузка ляжет именно на бизнес-аналитиков и математиков.

— Понадобятся ли бизнес-аналитикам какие-то дополнительные знания в будущем?
— Такие знания, безусловно, нужны – но проблема в том, что сейчас получить их затруднительно. Потребуется время для создания качественных учебных планов и начала подготовки по ним специалистов.
Но это ключевое направление информационных технологий, и чем быстрее и интенсивнее мы будем развивать семантические технологии, тем большее преимущество получит наше государство в одном из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Источник: www.ecsocman.edu.ru
Беседовала: Мария Салтыкова



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей