Проблема: компьютерная зависимость!
О проблеме XXI века – компьютерной зависимости – рассказывает профконсультант Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Фёдор Булатов.
О проблеме XXI века – компьютерной зависимости – рассказывает профконсультант Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Фёдор Булатов
Как практикующий психолог я постоянно слышу жалобу: «Ребёнок играет на компьютере».
Но что это такое – компьютерная зависимость? Опыт консультаций показывает, что под грозным названием «компьютерная зависимость» скрываются самые разные явления. В этой статье я постараюсь дать краткую справку по теме компьютерных игр и зависимости.
Зависимость – это навязчивая, малоконтролируемая потребность в определённой стимуляции (например, алкоголем, наркотиками). Игра на компьютере сама по себе НЕ равна зависимости. Игра на компьютере – это просто развлечение, способ провести время. Этот способ намного безопаснее, чем экстремальный спорт или ночные прогулки по спальным районам. Он намного полезнее для интеллектуального развития, чем просмотр ситкомов. Да, это не единственный способ проведения досуга, но он имеет такое же право на существование, как прогулки или просмотр телесериалов.
Однако порой игра на компьютере действительно перестаёт быть просто одним из способов времяпровождения – иногда она превращается в зависимость.
Несмотря на огромную обеспокоенность со стороны общественности, врачи не сумели выделить компьютерную зависимость как самостоятельное расстройство. В 2013 году Американская Психиатрическая Ассоциация рассматривала этот вопрос, но сочла симптомы игровой зависимости недостаточными для определения её в качестве медицинского расстройства. Эта зависимость даже в самых ярких формах значительно слабее алкоголизма или наркомании. Тем из вас, кто хочет подробнее ознакомиться с медицинскими критериями зависимости, я рекомендую обратиться к справочникам МКБ и DSM.
Однако некоторые черты игровой зависимости признаются большинством исследователей:
-
• Зависимость сопровождается изменением мотивации. Вещи, которые раньше вызывали интерес, теперь становятся несущественными. Заметьте: речь идёт об интересах, которые были незадолго до формирования зависимости, а не три-пять-десять лет назад. (На консультациях я нередко слышу, как родители противопоставляют своего пятнадцатилетнего ребёнка своим воспоминаниям о нём в пятилетнем возрасте.)
• Зависимость сопровождается резким снижением активности во всех остальных сферах жизни. Если, к примеру, ребёнок прекрасно учится в школе, а свободное время стремится проводить за компьютером – о зависимости говорить нельзя, так как она не влияет на его учёбу. Если ребёнок много играет и при этом много общается с друзьями – опять же, речи о зависимости не идёт, так как сохраняется интерес к общению.
• Зависимость сопровождается серьёзным изменением эмоционального фона. Зависимый человек чувствует внутренний покой только во время игры. То есть, если ребёнок, например, способен получать удовольствие от тренировок или с интересом читает, рисует – речь идёт не о зависимости.
• Зависимость сопровождается увеличением толерантности – для достижения того же удовольствия приходится тратить на игру всё больше и больше времени.
Итак, некоторые вопросы уже начинают проясняться.
Если ребёнок:
- имеет какие-либо интересы помимо игры,
- способен получать удовольствие, не играя на компьютере,
- не чувствует, что ему с каждым месяцем нужно играть всё больше и больше, –
скорее всего, зависимости нет.
Есть и ещё один критерий – очень существенный, но требующий особого рассмотрения. Это особенности жизненной ситуации ребёнка и стиля воспитания. Что в жизни ребёнка, помимо успеха в виртуальной реальности, доставляет ему удовольствие? Редкий родитель действительно знает ответ на этот вопрос. Скорее всего, если вас беспокоит компьютерная зависимость вашего ребёнка, доверие в семье утрачено.
Утрата доверия в семье – один из серьёзных признаков неблагополучия. Жизнь в семье, в которой нет места доверию, больше похожа на постоянное пребывание в лагере врага. Если подобное сопровождается неуважением со стороны учителей и проблемами в общении со сверстниками, компьютер может остаться единственным настоящим другом. В таком случае нужно сначала менять психологическую обстановку в доме, или менять школу, или вести ребёнка к психологу – и только потом думать о том, есть ли у него компьютерная зависимость.
Наконец, иногда к компьютерной зависимости приводит банальная избалованность. Особенно часто это случается, когда ребёнку с самого раннего возраста, с трёх или пяти лет, давали сколько угодно играть на планшете или на телефоне. В таких случаях компьютерные игры – это просто «дешёвый» способ получить удовольствие. Такого игрока не интересуют ни сложные игры, ни высокие достижения – он играет не ради победы, не ради удовольствия от преодоления сложных обстоятельств и от решения необычных задач, а просто от безделья. Как правило, эти игроки предпочитают играть на самых лёгких уровнях сложности, любят использовать чит-коды; почти всегда они совершенно не разбираются в компьютерах. Подобная зависимость лечится легче всего: самым обычным ограничением времени игры на компьютере. Да, на первых порах такое ограничение будет вызывать истерики и демонстративную агрессию, но это уже издержки нелёгкого процесса воспитания.
Нравится нам это или нет, но компьютеры вошли в нашу жизнь так же плотно, как ранее телефоны, радио и телевидение. Компьютерные игры превращаются в мощную индустрию, в новый вид искусства – наравне с такими мастодонтами, как литература, музыка и театр, с полюбившемся всем кинематографом. Скорее всего, через тридцать лет человек, не знающий о Half-Life или Counter Strike, будет считаться таким же невежей, как сегодня – тот, кто не знает о «Войне и мире» или «В джазе только девушки». Компьютерные игры, как и всякое интересное дело, способны затянуть и поглотить человека; но отрицать их так же неразумно, как отрицать сами компьютеры. Будущее всегда наступает.
В одной из наших следующих статей мы подробнее поговорим о пользе и вреде компьютерных игр.
Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!
Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца