«Я строю свою подготовку к поступлению в вуз как проект» – это утверждение звучит по-взрослому. Согласитесь, даже фраза «я первокурсник» звучит менее взросло!
Понарошку или нет?
Вы каждый день делаете уроки, и задачи сходятся с ответом…
С вами занимается репетитор, и вы понимаете учебный материал…
Вы записались на подготовительные курсы и потихоньку привыкаете к вузу…
Вы уже выбрали несколько ЕГЭ и решаете демонстрационные варианты…
Но всё это какая-то «детская» реальность!
Детство – это прекрасно. Просто однажды оно перестает быть уютным. Пора взрослеть. Однако из детских рамок существования так трудно заглянуть во взрослую жизнь, где у каждого есть какая-то профессия, где люди ходят на работу и строят карьеру! Им-то, выросшим, легко посмотреть и сравнить, какое дело им действительно подходит, а какое – нет. Они-то уже знают, тяжело ли дается освоение трудовых навыков, поэтому умеют оценивать не только уровень собственного профессионализма и не только качество работы коллеги, но даже и то, хорошо ли работают представители совершенно посторонних профессий!
Самое интересное, что и для вас вполне реально уже сейчас увидеть свою подготовку к поступлению так, как если бы вы были сложившимся профессионалом. По-взрослому!
А теперь у нас – проект
Взрослый человек назвал бы вашу ситуацию проектом: именно это понятие лучше всего подходит для эффективных действий в имеющихся условиях. В мире, где обитают люди с дипломами вузов, оно обозначает работу в течение определенного срока.
Ну что же, практически всё сходится! Сроки вашего проекта определены – это время учебы в старших классах. Этапы тоже налицо – выбор специальности и вуза, поиск репетитора, запись на курсы, подготовка к ЕГЭ, повторение перед экзаменами, сдача ЕГЭ, подача документов в вуз, ожидание результата. Желаемый результат – это зачисление в вуз. В составе команды – вы сами как командир и капитан (если в этом проекте главный не вы, стоит серьезно задуматься), преподаватели-болельщики (объяснят любую трудную тему), родители (одобрили ваш выбор факультета) и друзья-единомышленники (вы можете вместе готовиться к экзаменам).
А где же интересная концепция?
Эх, она-то и делает проект проектом!
Проект без концепции не проект
13 марта 2013 года в Чили, в пустыне Атакама, открыта обсерватория, на базе которой будет построен самый мощный телескоп на всей Земле. Возможно, его захотели бы сделать просто мощным, но не «самым-самым», если бы в проекте по его созданию и запуску не ставилась задача по-новому объяснить механизмы эволюции Вселенной и формирование древних звезд. Достойная концепция!
А современное мировое олимпийское движение, вовлекающее в свою эстафету сотни спортсменов, массу волонтеров и миллионы болельщиков, не появилось бы, если бы его идеолог Пьер де Кубертен не сформулировал бы соответствующую концепцию, в 1892–1894 гг. не раз обсуждавшуюся в университете Сорбонна во Франции.
Итак, очевидно: нужна мощная идея, которая двигала бы проект и вела бы его к результату. Впрочем, вышеупомянутые астрономический и спортивный проекты слишком масштабны, чтобы их было удобно напрямую сравнивать с вашим поступлением в вуз. Зато есть проекты, гораздо более близкие вам!
Стажировки для студентов и не только
Стажировки и зарубежные стипендиальные программы модны сегодня как никогда. Участие в таких мероприятиях – непременный атрибут современного успешного человека. Подобными программами интересуются множество студентов, а также немало людей постарше, которые уже получили высшее образование.
Вот только абитуриенты пока не заглядывают так далеко. И напрасно! Причем не только потому, что подобную поездку вы можете организовать себе спустя всего пару-тройку лет, но и потому, что полезно изучить, как строятся такие проекты: ведь похожим образом можно построить и свою подготовку к поступлению!
Итак, давайте сравнивать.
Вот и всё. Никаких неслыханных формул математики и правил русского языка вам сейчас не сообщили. Всего лишь новое видение ситуации. Как будто игра в то, что ваша подготовка к поступлению – это и не подготовка вовсе, а веселый и умный молодежный проект. Почему бы и нет? Проекты хороши тем, что в них есть сильное структурирующее начало. Самой своей сутью они наводят в ваших занятиях должный порядок.
Если вы хотите знать больше
В школе проектом называют – вы, наверное, это слышали – красиво оформленный доклад ученика по результатам проведенного им исследования. Простенько! Даже если вместо одного школьника соберется группа детей; даже если тему они возьмут посложнее; даже если хороший учитель научит их делать проекты самостоятельно – результат в любом случае получится не слишком масштабный.
Зато стоит нам только обратить внимание на то, что проекты существуют еще и в сфере менеджмента, как мы сразу увидим, что менеджмент действует смелее, чем педагогика. Он громоздит из проектов тактику целого предприятия (это называется «программа проектов»), а также его стратегию (это называется «портфель проектов»). Внушительная перспектива! Так что, если вы подступитесь к проектному мышлению уже сейчас, оно поможет вам учиться управлять многими серьезными вещами – собственной учебой в вузе (включая написание дипломной работы), собственной карьерой и, быть может, собственным предприятием. Кроме того, благодаря интересу к проектам, у вас разовьется кругозор, выработается привычка замечать возможности и генерировать идеи, укрепится способность к планированию и пониманию технологий, усовершенствуется навык сотрудничества с другими людьми, а еще вы воспитаете в себе чувство меры и научитесь давать явлениям экспертную оценку. Всё это очень полезно.
Источник: www.edunews.ru