Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Почему интерес к профориентации растет?

17.08.2016

Почему интерес к профориентации растет, с какими проблемами сталкиваются школьники при выборе будущей специальности и как их решить - об этом в интервью онлайн-школы "Фоксфорд" рассказал Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентационного консультирования в Центре тестирования и развития "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук.

Фоксфорд (Ф.): За последние 2 года снова возрос интерес к теме профориентации для детей и подростков. С какими основными факторами, по Вашему мнению, это связано?

Кирилл Кузнецов (К.К.): Одна из самых серьезных причин — экономический кризис в стране. Он спровоцировал последствия, побуждающие родителей и детей серьезнее относиться к вопросу профориентации.
Например, рост безработицы среди молодежи. В некоторых странах Европы до 50% выпускников вузов не могут найти работу. По исследованию ВШЭ, у нас эта цифра не такая большая, но достаточно серьезная и имеет тенденцию к росту. Родителей тревожит, что их дети могут получить образование, которое не будет востребовано на рынке труда через несколько лет. Поэтому многие задумываются о профориентации ребенка еще в средней школе.

Также, на рост интереса к теме профориентации влияет сокращение бюджетных мест в вузах. Многие вынуждены получать образование платно, поэтому родители серьезнее относятся к профессиональному выбору ребенка. Образование должно быть в точку — иначе это будет инвестиция с отрицательным результатом.

Ф.: С какими проблемами чаще всего сталкиваются дети и родители, которые понимают необходимость прохождения профориентации?

К.К.: Родителям не всегда понятно, что такое качественная профориентационная услуга — это основная проблема. Рынок пока не сформирован, появляется много псевдоуслуг — профориентация по отпечатку пальцев, маги, гадалки. Кого-то это привлекает, но определять интересы и способности человека по отпечатку пальцев — это лженаука.
Есть еще одна проблема: в школах должны проводить профориентационную работу с детьми. Но актуальных эффективных методик под это не разрабатывают — используют старые (например, дифференциально-диагностический опросник). Сейчас он уже не работает корректно — все методики должны обновляться и адаптироваться под современное общество.
Сейчас непростое время для школ: у многих нет ресурсов на помощь с профориентацией учеников — возможностей хватает только на хозяйственные и учебные вопросы. Из-за недостатка финансирования приходится отказываться даже от психолога.
Еще возникают педагогические и психологические трудности: ребенок вообще ничего не хочет. В этом случае школьнику нужно дать средства для самоопределения: диагностировать его личностные черты, способности и попросить проанализировать их самостоятельно. После этого ребенок может понять, как его способности и интересы можно применить на практике комплексно.
Современному работодателю нужен не просто сотрудник: человек должен уметь многое, часто даже не в рамках одной сферы — поэтому важно учиться распознавать все свои способности и наклонности.

Ф.: Какие современные методы профориентации наиболее эффективны для 5-11 классов? Как, на Ваш взгляд, выглядит идеальная система профориентации для подростков?

К.К.: Разумеется, нужен системный подход. В идеале он включает:
1. Информационный метод: рассказываем о современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Многие школьники часто просто не знают, из каких профессий им выбирать будущую специальность.
2. Диагностику. Самому распознать, систематизировать и проанализировать свои интересы и способности в разных сферах, и к тому же еще личностные особенности — трудная задача. В этом случае рекомендовано обратиться к специалисту-профконсультанту.
3. Метод профессиональной пробы: лагеря, профессиональные погружения. Информации о самоопределении будет пустой, если человек не попробует сделать что-то на практике.

Есть формула профориентации, созданная Е.А.Климовым: "Хочу - Могу - Надо". Она основана на том, что любой профориентационный выбор — это компромисс между тремя этими компонентами. Человек оценивает, что может делать, чем интересуется и сводит это с современным рынком труда.
Часто этот компромисс найти сложно, но приходится: учиться самостоятельно делать выбор нужно еще в школе.

Источник: Фоксфорд



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей