Нейропсихологический подход к профориентации
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Нейропсихологический подход к профориентации

22.01.2015

Профориентация для самых маленьких

Нейропсихология – это фундаментальная специальная отрасль психологии, изучающая структурно-функциональные мозговые основы психической деятельности. Она была основана в середине XX века выдающимся отечественным психологом – А.Р. Лурия. В первые десятилетия своего существования нейропсихологическая наука преимущественно была направлена на изучение работы мозга взрослого человека, однако в последнее время всё большее внимание уделяется закономерностям развития детского мозга и формированию психических функций в индивидуальном развитии.

Успехи нейропсихологии и психофизиологии позволили подойти к существенному расширению возможностей школьных психологов и педагогов. Диагностика нейропсихологических причин трудностей обучения позволяет определять актуальный уровень развития высших психических функций, выявлять сильные и слабые стороны психического развития ребёнка и осуществлять выработку наиболее эффективной стратегии дальнейшего педагогического сопровождения и коррекции. В последние десятилетия были предложены многочисленные технологии повышения эффективности обучения с учётом принципов работы мозга. Разработан ряд нейропедагогических подходов, позволяющих осуществлять нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение учебного процесса, организовывать дифференцированное обучение, базирующееся на индивидуальных различиях в мозговой организации психических функций. Дифференциация обучения по нейропсихологическим показателям открывает большие возможности для реализации скрытого потенциала школьников, раскрытие которого сильно затрудняется при несовпадении индивидуальных стратегий обработки информации с особенностями предъявления учебного материала.

Нейропсихологами в настоящее время становятся не более 10% выпускников психологических факультетов (для получения специализации "нейропсихолог" необходимо получить диплом клинического психолога).  Между тем роль нейропсихолога в школе крайне велика. В настоящее время увеличивается число детей со специфическими проблемами обучения, связанными с минимальными мозговыми дисфункциями (расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков – дисграфия, дислексия, дискалькулия, расстройства развития двигательных функций, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения). Увеличивается нагрузка на детей, повышается утомляемость. Систематическая перегрузка энергетического обеспечения психической деятельности в раннем возрасте приводит к необратимым (или обратимым только при специальной коррекции) изменениям. Увеличивается число литературы, предназначенной для самостоятельных занятий родителей с детьми. Однако большая часть такой литературы создана неспециалистами, не учитывающими закономерности мозгового обеспечения психических функций. Увеличиваются школьные требования при приёме в первый класс. Это обуславливает форсированную подготовку ребёнка к школьному обучению, противоречащую закономерностям созревания и специализации мозговых структур.

Нейропсихолог может осуществлять клиническую диагностику детей с органическими поражениями мозга и особенностями развития психических функций, а также решать задачи по повышению эффективности обучения, его дифференциации или индивидуализации. Консультация нейропсихолога позволяет родителям ещё до поступления ребёнка в школу выработать оптимальную траекторию обучения и подготовить будущего школьника к решению новых задач, не нарушая закономерности развития его мозга. В процессе диагностики нейропсихолог определяет особенности мозгового обеспечения психических функций, выявляя слабые и сильные звенья и связи между ними. У старших дошкольников и школьников можно диагностировать состояние развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи, слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля, двигательной сферы), учитывая особенности их мозгового обеспечения. Внешне одинаковые проблемы могут быть следствием различных нарушений, связанных как с исходной органической слабостью определённых участков мозга, так и с особенностями обучения ребёнка в семье и детском саду. Для каждой функции существует свой сензитивный период, когда она наиболее чувствительна как к развитию, так и к негативным влияниям среды. Исследуя не только актуальный уровень развития функций, но и потенциальные возможности ребёнка (зону ближайшего развития), нейропсихолог может сделать вывод о том, какие функции следует развивать, а на какие можно опираться в процессе коррекционно-развивающего обучения. Дальнейшие занятия позволяют развить слабые стороны ребёнка с опорой на сильные при его эмоциональном вовлечении в совместную деятельность со взрослым. Данная деятельность должна отвечать тем задачам, которые ребёнку предстоит решать не только в процессе школьного обучения, но и в реальной жизни.

В последнее время всё большую актуальность приобретает возможность участия нейропсихолога в профориентации. В процессе диагностики нейропсихолог может выявить задатки ребёнка, обусловленные индивидуальными особенностями мозговой организации психических функций. На этом основании возможен выбор кружков, секций и других дополнительных занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также выбор профиля обучения в средней и старшей школе. При существенном расхождении интересов школьника с его возможностями рекомендуется проведение курса развивающего обучения, позволяющего в ряде случаев развить требуемые для определённого профессионального пути способности, не нарушив при этом другие функции. Следует отметить, что некоторые нарушения, которые в будущем накладывают ограничения на возможности выбора профессии, не замечаются родителями в раннем возрасте, когда ещё есть возможность их коррекции. Своевременная диагностика и проведение коррекционно-развивающего обучения позволяют расширить возможности профессионального самоопределения в будущем.

При проведении профориентационной консультации обычно учитываются три блока психологических характеристик – способности, интересы (мотивация) и особенности личности. Нередко ещё в дошкольном или младшем школьном возрасте у ребёнка возникает недоразвитие тех или иных психических функций, которое накладывает ограничение на развитие его способностей. В ответ на это ребёнок спонтанно начинает приспосабливаться к своему дефекту, что обуславливает как возникновение новых (вторичных) дефектов в случае неудачной компенсации, так и возникновение патологических компенсаторных перестроек личности, возникающих в ситуации приспособления к основному дефекту (третичных дефектов). Очевидно, что всё это не может не сказываться на психологическом состоянии школьника, который начинает знакомиться с миром профессий и задумываться над тем, кем ему стать. Возникающие профессиональные интересы могут не соответствовать актуальному уровню развития способностей и имеющимся качествам личности, что приводит к неудовлетворённости своей жизнью и затруднениям при выборе будущей профессии. Именно поэтому нейропсихологический подход к профориентации открывает новые возможности в оказании помощи ребёнку. При своевременном проведении консультации нейропсихолог может помочь выявить особенности развития психических функций и предложить программу коррекционно-развивающего обучения, прохождение которого существенно расширит возможности дальнейшей профориентации.

Нейропсихолог ЦТР "Гуманитарные технологии"
Хохлов Никита Александрович

См. также: Хохлов Н.А. Нейропсихологический подход к профориентации школьников // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. – № 1/2 (14). – C. 28-30.
  
В нашем центре нейропсихологический подход к профориентации реализуется при оказании услуги "ПрофПревью".



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность