Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Могут ли колледжи сегодня конкурировать с вузами?

19.10.2009

В колледже учиться выгоднее, чем в вузе

Выпускники средних специальных учебных заведений без работы не остаются даже в кризис

Обывателю, с советских времен привыкшему, что училища - этакие отстойники для двоечников, в это верится, конечно, с трудом. Но на самом деле за последние годы ситуация изменилась кардинально.

В России более 3500 учреждений начального профобразования (те самые ПТУ) и около 2700 - среднего профобразования (колледжи и техникумы). Ежегодно они выпускают более 1 млн. 400 тысяч человек. Большинство ребят с дипломами этих учебных заведений без работы не остаются даже в кризис.

Мало того, некоторые колледжи уже могут серьезно конкурировать с вузами. Правда, колледжи эти инновационные - у них и материальная база самая современная, и программы обучения разработаны под запросы работодателей.

КОНКУРС ВЫРОС

Еще несколько лет назад в техникумах конкурса не было вовсе. Бывший глава Рособразования Григорий Балыхин тогда едва успевал докладывать, что в большинстве колледжей недобор по многим специальностям. Но за какие-то три-четыре года профобразование сумело выбраться из тупика.

Как рассказала замруководителя управления учреждений образования Рособразования Татьяна Барер, сейчас средний конкурс в колледжи и техникумы по стране 1,5 - 2 человека на место. А на некоторые специальности и до 5 человек претендуют на одно местечко. Достичь таких результатов удалось благодаря конкурсу инновационных программ для НПО и СПО в рамках нацпроекта «Образование».

С 2007 года самые достойные конкурсанты получали рекордные суммы - от 20 до 30 млн. рублей - на восстановление материальной базы и развитие программ обучения. Причем если в прошлые годы, чтобы стать обладателем такой суммы, обязательно нужно было привлечь не меньшую сумму от бизнес-структур или региональных властей, то в этом кризисном году колледжам и техникумам выделяли денег даже больше, чем они требовали и не требовали равного софинансирования с местными предприятиями. Получилось, что за три года 310 образовательных учреждений - победителей конкурса нацпроекта - смогли выйти на совсем другой уровень обучения, заинтересовать абитуриентов.

ЗА ВЫПУСКНИКАМИ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ОЧЕРЕДЬ

Мечтать о том, что в начале XXI века в обычное училище придет представитель какого-нибудь солидного Газпрома и скажет, что вот в этих ребятах по таким-то специальностям концерн заинтересован, даже мечтать не смели. А уж чтобы денег на их обучение дали да еще и помогли с оборудованием и с организацией новых программ...

А сейчас концерны не только деньгами помогают победителям конкурса инновационных программ, не только «бронируют» студентов еще в середине учебы, но и своих специалистов направляют туда на переквалификацию.

- Благодаря конкурсу удалось увязать интересы государственных, социальных, экономических и бизнес-структур, - сказала Барер. - Все программы конкурсантов были не чем иным, как совместными с работодателями бизнес-проектами - программами действий, направленными на соответствие системы подготовки кадров запросам рынка труда.

То есть в колледжах, которые победили в конкурсах, не станут учить на штамповщика резиновых сапог или вязальщика рыболовных сетей. Здесь учат операторов самых современных станков, специалистов по автомобилям-иномаркам, поваров, знающих кухни народов мира, мастеров самых дефицитных строительных специальностей. Когда представители бизнеса поняли, что учреждения профобразования стали готовить нужных рынку и бизнесу.

профессионалов, то и сами стали вкладывать деньги в НПО и СПО.

- С колледжами и техникумами сейчас сотрудничают ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Росатом, Роскосмос, Ассоциация строителей России, Ассоциация рестораторов и отельеров России, и это лишь несколько примеров, - поясняет замначальника управления.

СЛЕСАРЬ? ЗАХОДИ! ЮРИСТ? ПОСТОРОНИСЬ!

Ни для кого не новость, что «синих воротничков» не хватает, что именно слесари и техники не останутся без работы в отличие от юристов и экономистов с вузовской корочкой. Но современная молодежь не торопится идти в колледжи. По данным различных исследований, это происходит из-за трех основных причин: непрестижность рабочих профессий, небольшая зарплата по сравнению с другими отраслями, отсутствие связи между школой, колледжем и вузом. Именно так и отвечают молодые люди при соцопросах. Но, по-видимому, все же основная причина нежелания идти в СПО или НПО - нехватка объективной информации о том, что происходит сейчас в сфере среднего профобразования.

В среднем по стране представители рабочих специальностей получают около 30 тысяч рублей. Правда, все зависит от престижности и востребованности специальности, ну и, конечно, уровня подготовки. Есть профессионалы, которые зарабатывают 75 тысяч рублей и выше.

Сейчас, по данным исследований Romir-monitoring, в России не хватает в первую очередь строителей, токарей, машинистов башенных и мостовых кранов, фрезеровщиков, электросварщиков, электриков и электромонтеров, сварщиков, плотников, слесарей. При этом опрошенные выпускники СПО и НПО отметили, что наилучшие условия при приеме на работу предлагаются сварщикам, станочникам, электрогазосварщикам, металлургам и машиностроителям.

- Самые востребованные специальности на рынке труда - в строительстве, машиностроении, металлообработке, металлургии. Но популярностью среди абитуриентов по-прежнему пользуются специальности в экономической сфере и в сервисе, - сетует Барер. - Хотя в любом случае выпускников качественных колледжей и техникумов принимают на работу лучше, чем выпускников вузов.

УЧИМ НА РЕАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ

Благодаря конкурсу в рамках нацпроекта «Образование» победителям удалось обновить обучающие программы и сделать их более востребованными, установить новое оборудование, тем самым в некоторых учреждениях ребята учатся на более современных аппаратах, чем установлены на производствах. Но самое главное - во всех программах, представленных конкурсантами, основной упор делался на соответствие потребностям рынка труда, увеличение часов практики на предприятиях.

- Обязательный пункт, на который мы обращали внимание, - связь учреждений профобразования между школой и вузом.

Молодежь сейчас капризная, и заманить ее только возможностью неплохо трудоустроиться сложно. Не каждый знает, что для ребят, обучающихся в колледжах, есть ряд привилегий.

После обучения в подобном учреждении ребята могут сразу поступить на второй-третий курс вуза, не сдавая ЕГЭ. Но по профилю своей специальности.

Да и при поступлении в колледж Единый не нужен. При этом каждый победитель конкурса инновационных программ гарантированно обеспечивает своих студентов местами в общежитии. Как правило, бесплатными. А ребята из малообеспеченных семей, потерявшие одного из родителей, получают бесплатное питание и льготный проезд на общественном транспорте.

И если в вузах совмещать учебу и занятия вам особо не дадут, то тут будут только рады, если вы устроитесь по специальности, да еще и помогут.

И самый важный момент: во всех инновационных учреждениях профобразования есть возможность к основной специальности получить ряд смежных за 40 - 100 часов. Причем абсолютно бесплатно. И стать еще более квалифицированным, а значит, дефицитным специалистом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Директор Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа, победителя конкурса нацпроекта «Образование» Людмила АНИЩЕВА:

- В нашем колледже на грант мы полностью обновили материально-техническую базу, поставили новое оборудование и открыли несколько новых программ опережающего обучения. Средний конкурс у нас - 1,4 человека на место.

Сейчас у нас учатся ребята из 18 регионов. Чтобы обеспечить полноценное обучение, в колледже преподают специалисты-производственники. А представители предприятий-работодателей участвуют обязательно в экспертизе образовательных программ и проведении практики.

Еще мы плотно работаем со школами: наши студенты приходят в классы, рассказывают о специальностях, которые можно получить. Мы проводим специальные диагностики для профориентации школьников, раздаем агитационные листы, развиваем сайт в Интернете. На самом деле именно в этом сейчас и заключается главная проблема среднего профобразования - школьники не знают, какие перспективы открываются для них благодаря учебе в колледжах.

Автор: Дарья Токарева
Источник: Комсомольская правда



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей