Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на вопросы читателей газеты «Аргументы и факты» о востребованных профессиях

11.11.2009

Об изменениях в системе образования

Родители, чьи дети учатся в школе, пристально наблюдают за изменениями в системе образования. Какие нововведения ещё планируются в ближайшие годы? Какие места в вузах попадут под сокращение? А каких, наоборот, станет больше? Где можно взять дешёвый кредит на обучение? На эти и другие вопросы читателей газеты «Аргументы и факты» ответил Министр образования и науки России Андрей Фурсенко.

- Слышал, что у нас постоянно сокращаются бесплатные места в вузах. Неужели, скоро только богачи смогут дать своему ребенку высшее образование?

Л. Желяб, Рыбинск

Во-первых, хотелось бы, чтобы все жители нашей страны были богатыми. А во-вторых, получение высшего образования зависит не от кошелька родителей, а от реальных знаний ребёнка.

Количество бесплатных мест на очном отделении вузов в этом году не уменьшилось. Более того, на 1 тысячу выпускников их было значительно больше, чем в 2008 году - более 420. Таких возможностей не было никогда, даже в советское время только каждый пятый выпускник школы мог продолжить учёбу в вузе.

Поэтому главное, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, и тогда он легко сможет поступить в лучшие вузы страны.

 - Какую профессию лучше выбирать 11-классникам в следующем году, чтобы быть востребованными в будущем?

Г. Котовский, Иваново

Мы постоянно отслеживаем, могут ли вчерашние студенты тех или иных вузов и специальностей найти работу. Мы не хотим, чтобы ребята выпускались "в никуда", поэтому на основе объективных данных ежегодно корректируем приём. В настоящее время самые большие шансы остаться без работы у выпускников со специальностями «экономика», «управление», «гуманитарные науки», «педагогика». Уменьшившийся за время кризиса рынок труда во многом ограничивает их шансы на хорошую работу и достойную зарплату. Поэтому в этом году было выделено на 7% меньше мест по направлению подготовки "Образование и педагогика", на 12% - "Экономика и управление".

Зато на 23% больше было выделено бюджетных мест на специальности, связанные с информационной безопасностью, на 22% - с физикой и математикой, на 9% - с авиа- и ракетно-космической техникой. Мы должны давать ребятам ясный сигнал, где на рынке труда переизбыток кадров и они не смогут найти работу, а по каким профессиям сейчас дефицит. Радует, что нынешняя молодёжь более целенаправленно подходит к своему выбору, ориентируясь не на красивые вывески, а на возможности получить хорошее образование и зарабатывать хорошие деньги.

По нашей оценке в ближайшем будущем самыми востребованными будут следующие специальности:

- с начальным профобразованием: «Транспортные средства», «Сфера обслуживания», «Сельское и рыбное хозяйство», «Металлургия, машиностроение и металлообработка»;

- со средним профобразованием: «Сфера обслуживания», «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии»;

- с высшим: «Физико-математические науки», «Естественные науки», «Здравоохранение», сервис, логистика, инжиниринг, информатика, а также междисциплинарные профессии. 

Справка:

Если в докризисной экономике требовалось 45% работников с начальным профобразованием (НПО); по 27,5% - со средним и высшим (СПО и ВПО), то после кризиса ожидается рост потребности в специалистах с ВПО и СПО – до 40 % и 35 % соответственно. Впрочем, это понятно – зачастую даже сегодня на сложнейшем технологическом оборудовании человек без высшего образования просто не может работать.

Одна из главных проблем - в том, что в 2011 году выпуск по группе специальностей ВПО «Гуманитарные науки» будет на 200% превышать потребности нашей страны. А по группе «Экономика и управление» - на целых 350%. А вот по группе специальностей «Металлургия, машиностроение и металлообработка» при потребности рынка труда в 40 тыс. человек выпуск составляет 23,5 тыс. человек; для уровня НПО по группе специальностей «Сельское и рыбное хозяйство» при потребности в 96 тыс. человек выпуск составляет 40,5 тыс. человек.

Мой сын учится в коммерческом вузе. Недавно услышала, что после Единого госэкзамена многие коммерческие институты остались полупустыми. Теперь их будут массово закрывать? Не останутся ли студенты на улице?

Ш. Перевощикова, Удмуртия

Действительно, набор в негосударственные вузы в этом году стал меньше. Это связано с целым рядом причин. Первая – демографический спад (выпускников школ в 2009 г. было всего 900 тыс. по сравнению с 1,3 млн. в 2005 году). Вторая причина заключается в том, что раньше негосударственные вузы "демпинговали". Они устанавливали специальные сроки приёма документов, которые позволяли поступить абитуриентам, не сдавшим испытания в госвузы. Причём условия поступления были самые щадящие.

Начиная с 2009 года все вузы принимают абитуриентов одновременно и по одинаковым условиям, что справедливо. Теперь не ребята бегают по вузам, а вузы стали бегать за ними. Единый госэкзамен позволил сделать систему приёма в вузы абсолютно прозрачной. Общество видит, какие вузы выбирают абитуриенты. Нам нужны сильные вузы с сильными студентами, а не "шарашкины конторы", штампующие корочки.

В любом случае, первоочередными являются интересы не вузов, а студентов. Если какой-либо вуз или филиал закрывается, его студентов мы переводим в другие вузы. Ни один студент, который хочет и может учиться, на улице не станется.

Много говорили о том, что вот-вот появятся дешёвые образовательные кредиты. Из моих друзей-студентов такие займы никому не дали. Кто же может рассчитывать на подобные кредиты?

Л. Тюрина, Челябинск

Новый эксперимент по господдержке образовательных кредитов предполагает, что в течение всего срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту. В течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно). При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет. Кроме того, студенту не нужно предоставлять обеспечения по кредиту (залога или поручительства), а при досрочном погашении штрафные санкции не налагаются.

Максимальная процентная ставка по таким кредитам не может быть выше ¼ ставки рефинансирования, увеличенной на 3% (на сегодняшний день это составляет 5,375 % годовых).

На образовательные кредиты могут рассчитывать те студенты, которые, во-первых, хорошо учатся, во-вторых, учатся на востребованных экономикой специальностях, и, в-третьих, в тех вузах, которые дают качественное образование. Получить кредит смогут те абитуриенты, которые показали хороший результат по профильному предмету ЕГЭ, но не добрали немного баллов до проходного – в пределах 20% от разницы между проходным баллом и минимальным баллом по этому предмету. Предположим, 60 баллов - это проходной балл на конкретную специальность по бюджету, минимальный балл – 20, в таком случае на получение кредита могут претендовать абитуриенты, набравшие от 52 до 60 баллов.

Для получения кредита студенту нужно обращаться к руководству вуза, при условии что вуз является участником государственной программы. Договор заключается между студентом (абитуриентом) и банком, который каждый семестр переводит деньги в вуз по безналичному расчёту. В соответствии с решением Правительства выдача кредитов по новым правилам начнётся уже с этого года.

Обещанный перевод студентов отличников - платников на бюджетные места, по-моему, превратился в банальный междусобойчик: кто мне ближе, того и переведу. Или я ошибаюсь? К кому имеет смысл обращаться с такой просьбой?

В. Маслий, Североморск

В каждом вузе действуют свои правила перевода, которые закреплены в уставе образовательного учреждения. Как правило, такими вопросами занимается специальная комиссия, которая рассматривает заявления студентов, а решение принимает либо Учёный совет вуза, либо ректорат.

Весной этого года мы направили в вузы рекомендации по переводу студентов платных отделений на вакантные бюджетные места. Вузам было предложено закрепить в своих уставах ряд правил. Например, главным условием перевода на вакантные бюджетные места должна являться хорошая успеваемость студентов: учёба на хорошо, хорошо-отлично или отлично, в течение не более 4 семестров подряд. Также вузам было рекомендовано осуществлять перевод студентов 2 раза в год, по итогам экзаменационных сессий.

Убеждён, что в уставах должны быть чёткие, понятные для студентов правила перевода. Например, если на одно место претендует несколько ребят, то при прочих равных критерием может выступать и участие в общественной жизни вуза. Кроме того, платные студенты, попавшие в трудную жизненную ситуацию (например, если оба родители остались без работы), должны иметь возможность перевода в первоочередном порядке при условии положительной успеваемости.

В целом, благодаря таким мерам в течение полугода было переведено на бесплатное обучение свыше 33,5 тыс. студентов госвузов, ранее обучавшихся за свой счёт.

Решено ограничить число вузов, куда можно отправлять результаты Единого госэкзамена в следующем году. Кто и как будет проверять – не превысил ли выпускник разрешительное число?

Р. Иванов, Москва

В 2009 году в среднем абитуриенты подавали заявления в 2,6 вуза. Но к сожалению, были ребята, которые подавали сразу более 50 заявлений, что существенно усложнило приёмную кампанию в ряде вузов и серьёзно запутывало остальных ребят. В этом году после длительного общественного обсуждения было принято решение установить ограничение в виде пяти вузов и трёх специальностей в каждом, что вполне адекватно интересам подавляющего большинства абитуриентов. В 18 лет каждый юноша и каждая девушка должны достаточно чётко представлять, кем они хотят стать. Печально, когда ребята мечутся и хотят поступить одновременно на почвоведение, юриспруденцию и философию.

В следующем году уменьшится до двух число документов, которые нужно подавать вместе с заявлением: копия паспорта и копия аттестата. Результаты Единого госэкзамена вуз будет проверять самостоятельно через федеральную базу свидетельств. Поскольку при проверке вуз делает соответствующую отметку, после пяти заходов система автоматически отобразит лимит у данного абитуриента и в шестой раз он в конкурсе участвовать не сможет. При этом вуз может обратиться за справкой не сразу, и в этом случае абитуриент может получить отказ в приёме документов в тот вуз, в который он хотел бы поступить больше всего. Поэтому я очень рекомендую ребятам не нарушать установленные правила и заранее выбрать те вузы, в которых они хотели бы учиться.

Автор: Виктория Никитина
Источник: Аргументы и факты



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей