Это сложная задача. Объёмы рынка образовательных услуг, как и количество людей, занятых в сфере оценки персонала, служат вескими доказательствами трудности и значимости этой проблемы.
До последнего времени в педагогике господствовала идея оценки знаний, умений и навыков, сформулированная ещё в советские годы. Аббревиатура ЗУН включает этих трёх китов оценки развития школьника и студента:
Ярким примером для понимания различий могут служить разные уровни владения иностранным языком. Человек, владеющий только Знаниями, может процитировать те или иные грамматические правила, но применяет их лишь с очень большим трудом. Умение предполагает более глубокое погружение; построение иностранной речи уже идёт значительно проще, ошибок возникает меньше. Но всё равно уровень Умения требует периодических остановок, старательного обдумывания разных вариантов выражения своей мысли. Наконец, уровень Навыка – это то, что называется уровнем свободного владения. Человек, не задумываясь, говорит на иностранном так же чисто и грамотно, как и на родном.
Использование ЗУНов крайне популярно в педагогике, и не без причин. Главной задачей школы традиционная педагогика считает именно передачу знаний и умений – поэтому уроки и лекции являются основной формой преподавания даже в наши дни. Для того чтобы оценить степень усвоения тех или иных учебных дисциплин, концепция ЗУН подходит прекрасно. Примерами применения этой системы могут быть экзамены (ОГЭ, ЕГЭ), контрольные, учебные тестовые задания.
Но ЗУНы имеют и очень существенный недостаток: они фактически не дают возможность оценить перспективы.
В недавнем прошлом, когда технологии менялись относительно медленно, а будущая работа предоставлялась по распределению, ключевую роль играли именно Знания, Умения и Навыки.
Но современность выглядит иначе. Технологии развиваются стремительно, и те навыки, которые были крайне важны в прошлом году, могут стать невостребованными уже завтра. Нестабилен и рынок труда: востребованность профессий или требования к специалистам меняются очень быстро.
Ответом на эти изменения становится новая концепция оценки и прогнозирования успешности будущих специалистов. Мы, Центр «Гуманитарные технологии», не призываем отказываться от ЗУНов. Мы предлагаем расширить поле профессиональной ориентации, добавить новое измерение, МИЛ, состоящее из следующих элементов:
Преимущества такого подхода очевидны. Мотивация уже давно признана руководителями и специалистами по управлению персонала как одна из ключевых особенностей сотрудников. Кого-то мотивируют высокие цели и понимание общей структуры компании, кого-то – максимально комфортные условия работы; для кого-то ключевую роль играет размер оплаты, а для других – удовлетворение от процесса. Эти – и многие другие – особенности мотивации позволяют качественно изменить представления о возможностях того или иного человека, как это делается в методиках Центра «Профконсультант» и «Профкарьера».
У детей, однако же, подобные элементы трудовой мотивации ещё не вполне сформированы. В случае оценки мотивации несовершеннолетних речь скорее идёт об интересах: о тех видах деятельности, которые, скорее всего, придутся им больше по душе. Кому-то может быть комфортнее иметь дело с текстовой информацией, кому-то – с людьми; одним интересна атмосфера постоянных перемен и риска, а другие испытывают склонность к спокойной аналитической работе. Например, «Профориентатор», авторская методика Центра, предназначенная для школьников, выделяет восемь групп интересов, таких как Техника, Искусство, Бизнес и др. К слову, знание специфики мотивации помогает улучшить успеваемость школьников.
Важность оценки Интеллекта также трудно переоценить. Интеллект определяет не уже имеющийся набор знаний, он определяет потенциал к обучению, к выполнению тех или иных видов деятельности. К примеру, люди с хорошим пространственным мышлением имеют серьёзные преимущества в профессии архитектора, а обладающие сильной вербальной логикой – в профессиях из сферы юриспруденции.
Так, в методиках Центра оцениваются такие факторы, как Зрительная Логика и Абстрактная Логика, Лексика (т.е. речевые способности) и Математические способности, и т.д. Школа, к сожалению, почти не даёт возможностей для оценки интеллекта. Мешает как чрезмерная опора школьной программы на память – в противовес нестандартному мышлению – так и, к примеру, уровень педагогического мастерства того или иного учителя. Нередко успехи в том или ином предмете определяются скорее личностью учителя, его умением мотивировать ученика.
Наконец, не стоит забывать о Личности. Сразу же стоит сделать оговорку: в различных психологических теориях термин «личность» имеет очень разную трактовку. В концепции МИЛ мы не рассматриваем Личность как широкое понятие, объединяющее все черты, обеспечивающие индивидуальность каждого из нас. Мы предлагаем рассматривать Личность как совокупность индивидуальных черт и характера.
В методологии наших тестов (Профориентатор, Профконсультант и т.д.) мы опираемся на структуру факторов Большой Пятёрки. Подобные личностные черты имеют огромное значение при проведении профориентационной работы. Одному будет комфортнее усваивать информацию в одиночестве, другому – в процессе общения. Если переносить это различие на условия дополнительного обучения, то первому будет комфортнее работать с репетитором или самостоятельно, а второму – на подготовительных курсах. Кто-то склонен в любой ситуации избегать конфликта и искать компромисс, а для других на первом месте стоит желание отстоять свои интересы. Сочетание наших личностных черт уникально, как отпечаток пальца, но всё же может быть оценено и соотнесено с условиями обучения и работы.
В определённой степени применение концепции ЗУН полезно и при профессиональном отборе. В самом деле, многие профессии требуют особых навыков и знаний; на их изучение могут уйти годы. К примеру, выполнение работы инженера-проектировщика невозможно без знания «сопромата» (предмет «Сопротивление материалов») и навыков в области начертательной геометрии, для изучения и освоения которых нужно потратить много времени. Любой врач обязан иметь крайне обширные познания в сферах анатомии и физиологии человека. Но, сегодня, ЗУНы практически никогда не могут считаться полностью достаточными для профотбора. В общем и целом наблюдается такая закономерность: чем специфичнее должностные обязанности, чем больше специальных знаний и навыков они требуют – тем больший вес имеет оценка ЗУН. В то же время, чем больше обязанности связаны с умением сочетать в работе знания и навыки из различных сфер (например, деятельность в сфере услуг, продажах, в управлении и т.д.) – тем важнее МИЛы.
Отдельно отметим, что МИЛы – это не универсальные компетенции, о которых мы писали ранее. МИЛ позволяет оценить потенциал и спрогнозировать развитие этих компетенций. Метафорически выражаясь, МИЛ – это почва, а компетенции – это урожай. Чем большее поле мы обрабатываем, чем лучше земля, тем больше урожая может вырасти; но урожай зависит не только от почвы. Как ливни или засуха могут погубить всходы, так и неблагоприятные обстоятельства могут загубить талант и не дать раскрыться потенциалу. Как кропотливое и умелое земледелие позволяет получить урожай даже в неподходящем климате, так и хорошее воспитание и образование помогают людям, чей потенциал в той или иной сфере ограничен.
МИЛы – это фундамент для изменений и развития. Знание собственных МИЛов позволяет нам адаптироваться в различных ситуациях и выбирать наиболее подходящие и перспективные направления учёбы и работы. В условиях постоянно меняющегося мира именно это знание может стать маяком, позволяющим всегда оставаться на плаву.
А.Г. Серебряков, Ф.В. Булатов.
Сотрудники Центра тестирования и развития «Гуманитарные Технологии»