Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Логистика без мистики

18.01.2007

Логистика - роскошь или необходимость?

О том, кто такой логистик, я спросила своих знакомых. "Это кто-то очень умный. Который двигает науку", - сделав утомленно-задумчивое лицо, сказал преуспевающий программист. Другой не смог сказать ничего. И только третий пробормотал что-то невнятное о таможнях и самолетах. Добавив при этом: "...Но живьем такого не встречал". Между тем логистика -это уже не просто отрасль, но священная корова западного бизнеса

История вопроса

По поводу возникновения логистики есть две версии, не исключающие, впрочем, одна другую. Одна гласит, что еще в Римской империи была разработана специальная система распределения продовольствия.

Другая версия, более распространенная и близкая, связана с участием американских войск во Второй мировой войне. В недрах американских генштабов были разработаны (а во время войны применены) новые технологии снабжения армии. Они были направлены, если можно так выразиться, на повышение комфортности боевых действий: чтобы снаряды не приходилось доставлять на позицию по-пластунски и чтобы после обеда ни один американский солдат не остался без привычной чашки кофе и жевательной резинки. Все должно было быть в нужном количестве, в должном месте и в расчетное время.


Искусство снабжения было отшлифовано на театре военных действий настолько, что после войны практичные американцы не могли не применить его в гражданской жизни. Был учрежден Совет по менеджменту логистики, который определил: "Логистика -это процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков, их складирования и хранения, предоставления соответствующей информации обо всех этапах их продвижения от места отгрузки до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры".
К 70-м годам логистика окончательно сформировалась как прикладная дисциплина, а сам термин стал активно применяться во всем западном мире. Примерно тогда же началось бурное развитие розничных сетей, стали появляться первые супермаркеты (в настоящем смысле этого слова). И возникла необходимость налаживать прямые связи между поставщиками и продавцами, чтобы товары доставлялись каждую неделю непосредственно в магазины. Тогдашние логистики, еще не названные таковыми, "вручную" регулировали наполнение полок магазинов и поддержку ассортимента. Неувязки компенсировались складскими запасами.
Уже через 10-15 лет этого стало недостаточно. Появились промежуточные звенья: дистрибьюторские центры, куда привозили товар поставщики, транспортные компании, которым заказывали основные перевозки в магазины, и т.д. Стало очевидно, что невыгодно хранить запасы на складах, а потому нужно увеличивать так называемую оборачиваемость товарных запасов (тот срок, за который товар успевает быть продан, чтобы его место занял другой).
Вскоре логистика легко перешагнула через простое распределение товара. Показав свою эффективность, она оказалась особенно полезной в наше время.

Дело в том, что западный рынок сегодня охвачен идеей минимизацией издержек. Это и понятно: большинство товаров имеет почти одинаковые свойства, примерно равные цены и часто производится на одних и тех же заводах. И единственный шанс выжить в этой жесточайшей конкуренции - экономить. На мелочах, незаметных деталях - метрах, минутах, центах... По подсчетам специалистов, в развитых компаниях сокращение так называемых логистических издержек на 1 % эквивалентно почти 10% увеличения объемов продаж. Это гигантские цифры. За них стоит побороться.
И тут на сцену выходят специально обученные люди - логистики (они же логисты).

Что делают ЛОГИСТИКИ?

Если внимательно прочитать все сложные определения этой загадочной специальности, то можно подытожить: это экономия. Логистика призвана экономить средства, продукцию, время, деньги, площади, оборудование и т.д. Логист, по меткому выражению одного из журналистов, это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей цепочке от производителя до потребителя думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить.

Логистикам, таким образом, подконтрольны все процессы, где можно эту экономию осуществить. А это закупки, поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами, упаковка, продажи. Выстроив сложную структуру взаимной связи элементов, логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, магазину - ждать завоза продукции.
Итак, нужный продукт требуемого качества в необходимом количестве в назначенное время должен быть доставлен в подходящее место с минимальными затратами для потребителя.
Если все эти правила выполнены, можно считать, что логистик выполнил свою задачу. И сегодняшнее превращение логистики в крупный бизнес с большими затратами (в промышленно развитых странах -20-30% ВВП) говорит лишь о том, что задача эта не из простых.

Вот пример работы логистика. В московское отделение компании "Кодак" товары поступают более чем от 40 поставщиков. Еще недавно все эти грузы приходили из-за рубежа на разные московские терминалы, иногда подолгу там хранились (после чего компания вынуждена была платить штрафы), требовали большого количества транспорта, сотрудников и т.п. Эти расходы составляли около 1 млн. в год.
При помощи логистов было найдено оригинальное решение. Все товары стали свозить на один склад в Финляндии, а оттуда морем (что дешевле всего) переправлять в Россию. Общее время доставки сократилось в три раза! Поскольку грузы стали приходить на один терминал, вместо восьми человек ими занимаются теперь трое. Здесь, помимо прочего, сработал еще и наш, отечественный фактор сведение к минимуму контактов с таможенными службами. Оказалось, что легче ввозить товар в объезд, но работать с одной, а не с пятью таможнями.

Логистика по-русски

Вот мы и подошли к важной теме. Приживается ли этот заморский фрукт на нашем черноземе?

Несколько десятилетий назад некое подобие логистики существовало и в СССР. Оно становилось актуальным, когда научно-исследовательские институты вычисляли оптимальное место строительства ВАЗа или КАМАЗа и последующих грузопотоков. Успехов эти изыскания, правда, не приносили, потому что были очень уж локальны и подвержены административному давлению партийных комитетов разных уровней.
Во времена социалистического хозяйства существовали легендарные снабженцы, которые колесили по всей стране в поисках сырья и комплектующих. Их работа была направлена не столько на оптимизацию процесса производства, сколько на то, чтобы этот процесс вообще не остановился.
Были и директора складов, и экспедиторы, и те, кто занимался поставками. Но поскольку их работа не была связана с реальным коммерческим интересом, то вагоны с грузами могли спокойно неделями стоять в депо, заводы - простаивать в ожидании запчастей, а овощи - гнить в хранилище.

Сегодня логистика становится все более необходимой. За исключением тех компаний, которые бездумно следуют кадровой моде, многим, особенно торговым и транспортным предприятиям, без нее не обойтись. По оценкам экспертов, еще два-три года назад менеджеры по логистике работали в основном в российских отделениях транснациональных корпораций - таких как IBM, Procter&Gamble, Coca-Cola, Johnson&Johnson, TNT, L'Oreal, Shell, British Petro-leum и других.
Сегодня же логистические концепции все активнее применяют и компании со смешанным либо российским капиталом, например ОАО "Шереметьево-Карго", "Русский алюминий", "Северсталь", крупные торговые сети ("Диал электронике", "Седьмой континент" и др.)
По большому счету все, кто занимается планированием в области торгового, промышленного, транспортного, складского и экспедиторского бизнеса сегодня, могут с некоторой натяжкой отнести свою деятельность к логистике.

Например, при проектировании и оснащении складов прежде всего нужно выяснить, для каких грузов будет предназначен склад, запланировать товарооборот, длительность хранения, количество работников. И после полного выяснения потребностей заказчика логистик предлагает схему расположения стеллажей и необходимый комплекс оборудования. Это значит, что в дальнейшем повысится скорость обслуживания на этом складе, сократятся затраты на персонал и будет выбрано наиболее подходящее помещение.
Кстати, во многих странах логистика призвана вообще исключить пребывание чего бы то ни было на складе. В Германии на заводе "Фольксваген" ликвидировали склады для комплектующих деталей. Было решено подвозить комплектующие маленькими партиями, чтобы хватало на одну смену. В результате завод экономит на арендной плате помещений, на оплате света, отопления, складских сотрудников.

В России уже появились специализированные фирмы, предлагающие услуги логистов, профессиональные объединения и учебные заведения, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. Спрос на специалистов растет. Это связано отчасти с тем, что происходит сближение с западными компаниями, которые не мыслят себе работы без логиста. А еще - с отчаянной необходимостью, вызванной особенностями нашей страны, с ее огромными расстояниями, привычной необязательностью и плохими дорогами.
Но у России есть один большой козырь. Мы можем воспользоваться многолетними наработками западных ученых и практиков. Это тот самый случай, когда учиться на чужих ошибках оказывается выгоднее. Изучая историю этой дисциплины, выбирая одну из множества существующих ныне логистических концепций, мы можем подобрать именно те решения, которые лучше всего отвечают нашим условиям.

Логистика и карьера

Как мы уже выяснили, большинству наших соотечественников слово "логистика" представляется таким же загадочным, как некогда "кибернетика" или "генетика". И руководители компаний здесь не исключение. Многие, прослышав где-то о том, как это современно и модно, создают отделы или берут на работу специалистов, не понимая толком, чего от них требовать.
Часто логистику воспринимают утилитарно - как совмещение набора функций транспортировки, складирования, грузоперевозки, таможенной очистки, страхования грузов. Однако на самом деле функции логистов гораздо шире. Они просчитывают совместно с финансистами последствия принятия того или иного решения, участвуют в планировании рынков сбыта и производства.

В западных компаниях руководитель отдела логистики занимает положение на один уровень ниже ведущих топ-менеджеров. Иногда, правда, логистик может стать вторым лицом в фирме: вице-президентом или директором по логистике. Среднее же звено менеджеров по логистике выступает в качестве координаторов работы разных отделов внутри фирмы и налаживает внешние связи.
В последнее годы логисты все чаще работают на основе высокотехнологичного программного обеспечения. По мнению экспертов, именно в IT-разработках для логистики Россия имеет все шансы вырваться вперед на мировом рынке этой науки.

Кадровые компании утверждают, что с каждым годом они получают все больше заявок на логистов. Зарплаты этих специалистов уже сегодня выше, чем до кризиса. Эксперт по логистике компании "Русский проект" Дмитрий Збитнев говорит: "В Москве реальная зарплата - от тысячи долларов в российской до полутора в западной компании для специалиста среднего звена". А рекрутинговые компании заявляют, что руководитель отдела логистики может рассчитывать минимум на $3-4 тыс.
Как утверждают директора крупных российских компаний, найти хорошего логистика даже в Москве чрезвычайно трудно. Поэтому многие фирмы идут на то, чтобы доучивать и переучивать тот персонал, который раньше управлял подразделениями транспорта, склада или таможни. Вместе с тем постепенно в России складывается и своя система подготовки менеджеров по логистике, с учетом особенностей отечественного бизнеса, но на основе общеевропейских требований.

Логистика - это идеальный вариант карьеры для тех, кто не любит ходить в строю. При уникальных возможностях карьерного роста логистик всегда должен быть первым пытающимся просчитать не-сколько ходов вперед. При этом он использует самые современные информационные технологии, применяет новейшие бизнес-стратегии. И кроме того, осваивает множество параллельных профессий.

А потому логистиками могут быть не все, а лишь те, кто удовлетворяет основным требованиям этой увлекательной профессии.
Во-первых, необходимо базовое техническое образование и системное мышление. Во-вторых, умение оптимизировать свою собственную жизнь (хотя бы!). Если удается планировать свой рабочий день, выполняя несколько дел одновременно, объединять вокруг себя единомышленников и с выгодой добиваться участия окружающих - вы на полпути к профессии.
Необходимость логического мышления нe исключает интуиции и прекрасной реакции-умения быстро находить выход из сложной ситуации. Некоторые из специалистов вообще считают, что "хорошим логистиком, как и настоящим пекарем, может быть только игрок "от Бога" -не умеющий угадать по глазам желание шефа, а наделенный талантом двигать товары и грузы, как фигуры на шахматной доске, к блестящей развязке".

Весьма полезны и коммуникативные качества, умение найти общий язык с разными людьми (от водителей грузовиков до директоров заводов и чиновников Таможенного комитета) и высокая степень концентрации (ведь необходимо одновременно работать с большим количеством информации в параллельном режиме).
Плюс - математические и экономические знания, и, конечно же, понимание основных законов бизнеса, как в глобальном, так и в прикладном смысле.

Автор: Ольга Черномыс
Источник: Журнал "Обучение в России"



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей