Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Ленская: ЕГЭ по английскому перегружен грамматикой

26.06.2012

ЕГЭ по иностранному языку должен стать обязательным

Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для старшей школы предполагает, что ЕГЭ по иностранному языку должен стать обязательным. О необходимых изменениях в содержании экзамена рассуждает в интервью РИА Новости руководитель Отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, как вы оцениваете то, что ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным?
- Я всегда ратовала за это, еще с 2001 года. Знание иностранного языка, прежде всего английского, дает преимущества на рынке труда. Сейчас многие по окончании школы его не знают: на старшей ступени учителя часто перестают обращать внимание на тех, кто не собирается сдавать экзамен. При обязательности ЕГЭ по иностранному нужно будет работать со всеми.

- Говорят, преподавание иностранного языка затратно...
- Затратность отчасти надумана, отчасти есть следствие нашей практики деления классов на малые группы. Двадцать пять, даже тридцать человек в группе - для европейских учителей это норма.
В России учителя иностранных языков поставлены в условия, равных которым по комфортности работы нет нигде, кроме других стран постсоветского пространства. Я не призываю отказываться от этого преимущества - если мы могли себе позволить такие условия обучения даже в годы жесточайших кризисов, есть смысл их сохранить. Но и не жаловаться. Затраты на лингафонные кабинеты уже не оправданы - мультимедийные установки их полностью заменяют. И речь, собственно, не о расходах школ, а о затратах государства и регионов для повышения квалификации учителей.


- Должны ли измениться экзаменационные задания?
- Они должны измениться в любом случае. Сейчас тест не сбалансирован. Много сложных заданий - по грамматике, явно превышающих уровень B1 Европейской языковой рамки, на который мы изначально ориентировались, а задания, связанные с написанием самостоятельного текста, удивительно примитивны. Знание английской грамматики на уровне, какой задает сегодняшний ЕГЭ, нужно лишь будущим лингвистам. Хорошая письменная речь - полезный навык в условиях, когда весь мир переписывается по электронной почте.
Причин, почему у нас такой «перекос», несколько. Составители тестов представляют интересы лингвистических факультетов ведущих вузов. Экзамен по английскому языку сдают их потенциальные абитуриенты. Неоправданно сложная грамматика - дополнительный способ отсечь «нежелательную» часть поступающих.
Кроме того составление тестов - это ремесло, им нужно владеть в должной степени. Когда в создании КИМов ЕГЭ по английскому принимали участие прошедшие глубокую и длительную подготовку в Кембриджском экзаменационном синдикате школьные учителя, он был гораздо более адекватным и сбалансированным. Но этих авторов изначального дизайна экзамена по английскому языку не только вытеснили статусные профессора, но даже их фамилии перестали упоминаться.
Новые задания должны учитывать потребности тех, кому иностранный язык будет нужен в первую очередь для коммуникации. А те, кому сложные грамматические формы действительно нужны, смогут освоить их в вузах.

- Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил о возможности введения устной части ЕГЭ. Известно: преподавание английского в России - разного уровня. Не станет ли устная часть проблемой для школьников из деревень, малых городов?
- Ввести устную часть необходимо. Вряд ли это приведет к тому, что кто-то из школьников окажется в худшем положении. Против устной части возражали лишь московские учителя. Но им, в условиях Москвы не способным научить детей элементарной речи, пора искать другую работу.
В малых и средних городах ситуация с педагогическими кадрами совершенно нормальная. Экзамен с устной частью шел практически во всех регионах России несколько лет, и проблем не возникало - экзаменаторы были обучены, сбоев с приемом устной части практически не было.
Иное дело - ребята из сельской местности, где иностранный порой преподают педагоги без профильного образования. Введение устной части ничего не изменит - дети из таких школ и сейчас, увы, в заведомо худших условиях.

Сложности в приеме устной части ЕГЭ нет - нужно только хорошо подготовить экзаменаторов. Это можно сделать быстро: во многих регионах такие экзаменаторы уже есть. А там, где их нет, могут помочь тренеры, в свое время обученные Британским советом. Я принимала участие в создании в Красноярске, Самаре, Санкт-Петербурге и Сочи центров подготовки экзаменаторов, сейчас этих людей еще можно найти и предложить им стать тьюторами для специалистов по приему устной части ЕГЭ. Задача - провести со школьником короткую беседу. Темы должны быть разными (учеба, карьера, проблемы молодежи), но на одном уровне сложности, и диалог должен быть организован по одной и той же процедуре. Раньше возникали трудности с фиксацией результатов - сейчас цифровые технологии позволяют делать это недорого и надежно.
Устную часть вводить нужно: если ее не будет, многие школы никогда не будут учить детей разговаривать.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости
Источник: www.ria.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей