Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Кружалин: о популярности вуза нужно судить не только по среднему баллу

22.09.2011

Необходимо повышать популярность социально значимых направлений подготовки

На низкие баллы ЕГЭ по отдельным направлениям подготовки должны обращать внимание не только ректоры вузов, но и правительство, считают авторы мониторинга "Качество приема в вузы - 2011". Необходимо повышать популярность социально значимых направлений подготовки таких, как "Морская техника" или "Эксплуатация авиационных систем". О том, как это возможно, в интервью РИА Новости говорит директор Института комплексных исследований образования МГУ Виктор Кружалин.

- Виктор Иванович, по данным ЕГЭ-мониторинга, некоторые вузы набирают абитуриентов со средним баллом ЕГЭ 40-50. На ваш взгляд, о чем это свидетельствует?
- Если на какие-то направления вуз стабильно набирает абитуриентов с такими баллами, то, конечно, это плохо. Если сильные абитуриенты туда не идут, значит, за ним закрепилась репутация слабого вуза.
Конечно, нельзя судить о качестве вуза по результатам только среднего балла ЕГЭ. Многие вузы принимают не только по результатам ЕГЭ, но и победителей и призеров олимпиад. Нужен более комплексный подход в оценке качества приёма в вузы. Если при таком подходе вуз ежегодно находится в хвосте рейтинга, принимает слабых абитуриентов, значит, он не популярен среди абитуриентов и их родителей, а если проанализировать ситуацию глубже, то и среди работодателей. И при этом ничего не делает, чтобы изменить ситуацию.

- Как вы относитесь к идее резкого сокращения набора по отдельным направлениям? Может быть, если нет спроса у отличников, то и не набирать на бесплатные места?
- У нас, действительно, создана гигантская сеть вузов, доступ к высшему образованию стал практически всеобщим. В 1992 году после распада Советского союза в России было 628 вузов и около 70 филиалов. Сейчас 3500 вузов с филиалами – и государственных, и негосударственных. Если раньше было 2,5 миллиона студентов, то сейчас 7,5 миллионов. Если образовательная система не в состоянии обеспечивать качественную подготовку такого количества студентов, значит, маятник должен качнуться в другую сторону – необходимо сокращение.
Другое дело, что за любыми цифрами стоят живые люди – не только преподаватели, сотрудники вузов, но и выпускники школ, ведь все не могут поехать учиться в другой город.
Чтобы не было социального напряжения, надо анализировать ситуацию в регионах. Если сокращать, то те направления, которые представлены на рынке в избытке. А те, что в дефиците, поддерживать.

- Авторы ЕГЭ-мониторинга отмечают, что проблему слабого набора по некоторым социально значимым направления подготовки не решить усилиями вузов. Спрос на инженерные специальности надо стимулировать на уровне государства. Какие меры, по-вашему, возможны?
- Я согласен с тем, что усилий вузов часто недостаточно. Нужна планомерная работа госорганов. Нужны временные преференции для этих вузов. Крупные серьезные работодатели должны в СМИ рассказывать о потребностях в кадрах. Правильно, например, и то, что по отдельным приоритетным для страны направлениям сейчас повышают стипендии.
Главное, чтобы абитуриенты и их родители видели, что кадры востребованы, что молодые люди после окончания вуза находят работу. Я могу привести пример Орловского государственного технологического университета. Еще в 1994 году по инициативе этого университета в Орловской области был создан учебно-научно-производственный комплекс, в котором были объединены несколько вузов, техникумов, ПТУ, отраслевые НИИ и 15-20 промышленных производств области.
Этот комплекс стал по существу саморегулируемой системой: студенты проходили практику на производствах, там же отрабатывались научно-исследовательские ноу-хау, и не возникало такой проблемы, как востребованность выпускников инженерных и технических факультетов. Надо анализировать, почему подобный опыт не получает массового распространения. На мой взгляд, определяющим является желание руководства что-либо изменить.
Кстати, в этом году в целом ряде технических вузов конкурсы выросли. Интерес к таким направлениям образования снова начинает возрождаться. Это хорошо, потому что дефицит инженерно-технических кадров, на самом деле, очень сильный.

- На пресс-конференции по ЕГЭ-мониторингу говорилось о возможности создании сводного рейтинга с учетом информации о карьере, зарплатах выпускников. Как вы думаете, будут ли работодатели открывать данные о зарплатах?
- Важно отслеживать информацию "на входе", то есть баллы ЕГЭ, и "на выходе" - карьеру, зарплаты выпускников. Рейтинг на входе говорит о популярности вуза, его бренда. Но второй показатель, на мой взгляд, важнее. Молодые люди идут в вузы, чтобы получить хорошее качественное образование и сделать успешную карьеру. К сожалению, эти данные почти не изучаются. Конечно, их надо собирать. И лучше, если бы этим занималось рейтинговое агентство при государственной поддержке, как это делают в других странах. К примеру, один из известных и авторитетных мировых рейтингов - "шанхайский" - финансируется правительством Китая.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости
Источник: www.ria.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей