Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Какие вузы уцелеют?

13.06.2011

Высших учебных заведений в России гораздо больше, чем заданий в одном варианте ЕГЭ

Высших учебных заведений в России гораздо больше, чем заданий в одном варианте ЕГЭ. Вообще с заданиями ЕГЭ как-то всё проще: из года в год их число меняется лишь чуть-чуть. Зато половину российских вузов, по мнению президента, можно закрыть: даже навскидку их свыше тысячи! Тем более что эксперты прогнозируют: уже через 4 года студентов станет меньше, чем сегодня, на 30 %, такова демографическая ситуация.

Как в таком случае понять, куда поступать всё-таки можно, а куда – не стоит?

«Постепенно, без истерик, закрывать»

«Всеобщее» высшее образование отменяется. Сегодня диплом вуза имеет каждый третий работник, но были времена, когда лишь четверть населения могла похвастаться высшим образованием – считается, что это и был идеальный баланс. К тому же около 5% дипломированных специалистов вынуждены работать там, где их компетенция не востребована (хотя вам может казаться, что процент работающих не по специальности даже выше!)

1. Платить не потребуется. Если раньше абитуриент мог не выбрать частный вуз просто потому, что учеба там была ему не по карману, то сегодня на первый план выходят другие причины аналогичного решения. Дело в том, что платные вузы в России предлагается постепенно ликвидировать – такое мнение есть на высшем уровне, причем оно разделяется школьными учителями, консервативно поддерживающими «добрые старые» государственные вузы. Да, существует немало негосударственных высших учебных заведений, дающих качественное образование, однако эта истина не стала авторитетной настолько, чтобы уберечь молодые и интересные вузы от закрытия.

2. Бюджетное место не поможет. В государственных университетах и институтах тоже не всё гладко. Если вы рассчитываете спокойно учиться бесплатно в одном из них, то учтите, что выбранный вами вуз вполне может быстренько объединиться с пятью (а то и с десятью) другими, в результате чего количество искомых мест будет сокращено. Далеко не всем преподавателям происходящее по нраву, однако всего будет фактически ликвидировано 30% государственных вузов, хотя поглощенные вузы могут и сохранить себя как административную единицу, обретя лишь новую головную организацию.

Не столь давно объединились АНХ и РАГС (в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ); МГУТУ и РосЗИТЛП; МГУПП, Академия инноваций и университет прикладной биотехнологии. К Финансовому университету вот-вот присоединят Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Также обсуждается возможность объединения педагогического и инженерно-педагогического университетов в Нижнем Новгороде. А в Читинском университете уже сегодня объединяют студенческие группы…

У этой тенденции есть и явная положительная сторона – станет развиваться сотрудничество бывших самостоятельных вузов, а ныне частей одного вуза, в межпредметных областях. И вам будет легче проявить себя как конкурентоспособные профессионалы.

3. Осторожнее с непрофильными факультетами! Юрфаки в технических вузах закроют. И экономические факультеты – тоже! На совещании, посвященном обеспечению промышленности инженерно-техническими кадрами, президент России Дмитрий Медведев предложил запретить подготовку по непрофильным специальностям в профильных вузах – даже за деньги! В крайнем случае, такая подготовка будет минимизирована. Причина – в результате такого «непрофильного» расходования меньше средств тратится собственно на инженерное образование. Стоит заметить: не все с этим согласны. Ведь как иначе готовить экономистов и юристов, которые плотно общаются с инженерами и действительно знают специфику отрасли, где работают?

4. Учиться на инженера – это рискованно. Казалось бы, выбор технического профиля образования приветствуется на государственном уровне, что может служить настоящей охранной грамотой для юных техников. А вот и нет! Техническим вузам тоже досталось. Те из них, что будут признаны слабыми, дающими некачественную подготовку, – превратятся в учебные заведения среднего специального образования и даже профессионально-технические учебные заведения.

Сколько ограничений! А ведь дело жизни и альма-матер хочется выбирать свободно…

Что ж, можно рискнуть. И поступить в интересный вам негосударственный вуз, который «авось не тронут», пока вы студент. Или – попасть на бюджетное место государственного университета, и это место по счастливой случайности не сократят, а сам вуз не объединят ни с какими другими. Можно также несмотря ни на что попытаться отстоять свое право быть юристом или экономистом, знающим специфику инженерной отрасли. Или поступить в технический вуз любого уровня, главное – на любимую специальность, и подкрепить даваемую там подготовку самообразованием…

А если риск в ваши планы совершенно не входит?

«Вести линию на оздоровление университетов»

Если тенденция такова, что даже вполне неплохие вузы объединяются, подчиняются друг другу, закрываются, – то какие же университеты минует чаша сия?

Подсказку дал президент, в конце марта назвав критерии оценки вузов. В частности, он заявил, что качество работы российского вуза следует оценивать по числу учащихся и работающих в них иностранных студентов и преподавателей.

Другой критерий косвенно выводится из слов Медведева о том, что «в некоторые университеты просто стыдно заходить – не из-за внешней стороны, там как раз все красиво и люди современные, а непонятно, что там за образование, а ведь это наши будущие инженеры, не говоря о других специальностях». Итак, то, чем занимается вуз, должно быть «ясным и понятным» – вы приходите в учебное заведение «с улицы», и вуз должен быть к этому готов: он презентует свои образовательные услуги, предельно прозрачно излагая суть дела, четко формулируя задачи, которые он выполняет. На самом деле, умных и очень умных людей может отличать и весьма сбивчивая речь, но, если косноязычные педагоги в вузе преобладают, это ставит его существование под угрозу.

Еще один критерий – «абсолютная гармония» вуза и работодателя. Иными словами – синхронизация образовательных и профессиональных стандартов (кстати, это одна из целей работы государства с вузами. К примеру, в пользу компаний, «сочувствующих» вузам, пересматривается налоговое законодательство, а еще работодатели войдут в наблюдательные советы при каждом вузе!). Дипломированные выпускники не должны уходить «в никуда», а компаниям лучше бы серьезнее сотрудничать с вузами – это может спасти последние от закрытия. Однако если вы склонны к занятиям чистой наукой, возможно, этим критерием стоит пренебречь? Решайте, что вам дороже: спокойно доучиться либо не зависеть от политики компаний в выборе научной специализации…

Где находится вуз? Это очень важно! Причем необязательно, чтобы учебное заведение было столичным. Дело в том, что грядет разрешение регионам формировать госзаказ вузам на подготовку необходимых им специалистов. Вероятно, что на местах предпочтут работать, соответственно, с местными вузами, так что следите за ситуацией на малой родине – и не рвитесь штурмовать непременно университеты Москвы.

Итак, вуз должен быть уместным во времени и пространстве – тогда ему ничего плохого не грозит, и вы смело можете подавать туда документы! А чтобы поступить уж совсем наверняка, выбирайте ведущие вузы: именно им будет обеспечена государственная поддержка.

Однако конкурс там выше – и поступить туда сложнее.

Источник: www.edunews.ru
Автор: Татьяна Карпеченко



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей