Как стресс влияет на обучаемость ребенка
О том, что такое стресс, можно ли им управлять и как он влияет на обучаемость ребенка - Дарья Шамина, психолог-консультант, и.о. директора отдела развивающих программ ЦТР "Гуманитарные технологии", тренер.
Управление стрессом – возможно ли?
|
О том, что такое стресс, можно ли им управлять и как он влияет на обучаемость ребенка - |
То есть, когда мы говорим, "у ребенка много стресса", это не обязательно значит, что у него объективно много сложных и трудных событий. Это значит, что он так реагирует на эти события, что часто находится в состоянии тревоги и дискомфорта. Это важно понимать так как:
✔ Если стресс это внутреннее состояние – то этим можно управлять. Далеко не на все внешние события мы можем оказать влияние, а научиться управлять своими реакциями можно почти всегда.
Выводим вторую часть определения: стресс – это способность организма мобилизоваться и пройти "испытания". Испытаниями могут быть самые разные ситуации. По большому счету любая ситуации неизвестности – это испытание, для прохождения которого наш организм мобилизуется. Мобилизуется – значит приходит в состояние особой активности и готовности предпринять какие-то действия. В обучении очень много ситуаций неизвестности. От новых неизвестных правил русского языка и алгоритмов решения примеров по математике и до публичных выступлений и презентаций. Вспомните свое состояние, когда вы первый раз решали уравнение с дискриминантом или учили таблицу умножения – вы, наверняка, чувствуете эту мобилизацию, сконцентрированность и собранность. Да, в этом случае стресс не влияет пагубно, но это та же самая реакция стресса только в меньшем размере. Есть разные уровни сложности ситуаций, и есть дети с разными характерами и особенностями нервной системы. Одному ребенку заговорить с незнакомым учителем в школе сложно и волнительно, а другому одно удовольствие. Поэтому:
✔ Если ребенок испытывает стресс в каких-то определенных ситуациях в школе, то это не значит, что нужно исключить ребенка из этих ситуаций, и это также не значит, что с ребенком что-то не так. Это значит, что этому ребенку нужно чуть больше поддержки, времени и различной помощи, чтобы его реакция стресса не зашкаливала и не мешала ему проходить эти испытания.
На примере – если ребенку сложно заговорить с незнакомым учителем или учеником, то это не значит, что этого не надо делать никогда, и это не значит, что этот ребенок не в порядке. Это значит, что ему нужно учиться это делать постепенно, получая поддержку и помощь друзей, родных, используя специальные приемы, которые помогают меньше тревожиться и справляться с сильной телесной реакцией страха. Он может сначала просто смотреть на незнакомых людей, устанавливать контакт глаз на 1 секунду, потом на 3 секунды, потом спросить что-нибудь незначительное и безопасное типа "Сколько времени?". Потом что-нибудь попросить – "Пожалуйста, покажите, где находится кабинет 305?" и так далее, постепенно наращивая сложность.
Стресс становится губительным, когда наши реакции зашкаливают, когда у ребенка нет возможности в своем ритме адаптироваться к неизвестности. А обучение – это сплошная неизвестность! Познание – это и есть узнавание нового, процесс превращения неизвестного в известное. И важно понимать, что, опять же в силу особенностей характера, нервной системы и своей природы все дети с разной скоростью и интенсивностью осваивают новые знания. И это нормально! И также совершенно нормально, что школа не может дать возможность всем детям идти по программе с разной скоростью. На это есть объективные и понятные причины. Но зачастую давление среды, негласные требования успешности от социума, гонка за хорошими оценками, а не знаниями, конкуренция между сверстниками, ожидания нас, родителей, от своих детей – это все не дает детям возможности постепенно тренировать способность выдерживать стресс и учиться проходить испытания в своем ритме.
Любое обучение проходит несколько этапов. И сначала это всегда этап проб и ошибок. Вспомните, как вы учились кататься на коньках, водить машину, играть на фортепьяно. Это такой прекрасный этап – когда сначала ничего не получается, а потом уже получается немного - всего на несколько секунд, а потом опять ошибаешься, и все сначала… Без этого этапа никак не попасть в этап мастерства, когда ты уже не задумываешься, как это делаешь. И этот этап постепенного обучения требует времени и поддержки.
✔ Если в этапе постепенного обучения ребенок попадает в состояние повышенного стресса (например, из-за требований делать это быстрее, чем его нервная система может обработать и усвоить информацию), то эффективность его обучаемости и деятельности падает в десятки раз.
После этого последует одна из двух возможных реакций, которые вы точно не раз наблюдали и у себя и у своих детей:
① Первая реакция - это состояние чрезмерного старания "как белка в колесе" – когда тело постоянно находится в мобилизации, мышцы в повышенном тонусе, тревожность повышается, внимание рассеивается. Мы торопимся, начинаем упускать детали, терять концентрацию, опаздываем. В таких состояниях обычно тяжело бывает уснуть. Все наши процессы – и умственные и физиологические – работают на пределе своих ресурсов и, таким образом, эффективность обучения и деятельности снижается.
② Второе состояние – это состояние вялости. То, что обычно в простонародье называется ленью. Как ни странно, лень это тоже реакция на стресс. В этом состоянии у нас нет сил, нет желания ничего делать, тело вялое и слабое, хочется все время лежать или заниматься делами, не требующими концентрации внимания и затрат энергии. В этом состоянии потенциал наших ресурсов вообще не используется – и эффективность тоже пропадает. Эта реакция возникает, когда наш организм считает тщетными попытки мобилизоваться и что-то предпринять и как бы сдается. Наше тело этой вялостью и ленью говорит: "Я даже не буду пробовать, все равно ничего не получится".
Но стрессом можно научиться управлять!
28 - 29 августа в нашем центре пройдет тренинг для подростков "Управление стрессом", где психолог поможет ребятам подробно разобраться, что же с нами происходит в состоянии стресса и как этим управлять. Ребята будут обучаться различным техникам преодоления стрессовых реакций чрезмерного старания и вялости, а также они освоят эффективные инструменты быстрого восстановления сил и концентрации.
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ И ЗАПИСАТЬСЯ >>
Автор: Дарья Шамина, и.о. директора отдела развивающих программ ЦТР "Гуманитарные технологии"
Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!
Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца