Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Как будет организована приемная кампания в 2011 году? Отвечают эксперты

23.11.2010

Как вузам набрать «своего» студента?

Второй год в российские университеты, академии и институты поступают по новым правилам. Но, увы, далеко не всегда это проходит гладко

Как будет организована приемная кампания в 2011 году? Какие новшества нас ждут? О чем важно знать родителям и абитуриентам? Мы пригласили на «круглый стол» экспертов, чтобы разобраться, к чему готовиться тем, кто собирается поступать в вузы следующим летом.

ОЛИМПИАДЫ: НОВАЯ ПЕСНЯ О СТАРОМ

В следующем году выпускников в школах будет еще меньше, чем в этом. А количество бюджетных мест останется прежним. Станет ли меньше конкурс?

А. Александров: - Приемная кампания-2010 прошла заметно спокойнее, чем прошлогодняя. Но некоторые проблемные моменты она выявила. Прежде всего стало ясно, что прием в вузы не должен осуществляться только по результатам ЕГЭ. По ним, к сожалению, вуз не может определить, насколько профессионально ориентированного студента он получил. Другое дело - портфолио, олимпиады. Например, у нас в МГТУ есть олимпиада «Шаг в будущее». В ней участвуют не только выпускники. Это всероссийская олимпиада, где начиная с 7-го класса ребята занимаются научно-исследовательскими разработками. Пусть пока на своем, школьном уровне. Но некоторые из них уже имеют патенты на свои идеи и изобретения. Это школьники, уже выбравшие свою профессию. Мы понимаем - это наш студент.


Есть олимпиада «Профессор Жуковский». В ней, помимо победы в предметном туре, участники должны успешно защитить научно-исследовательский проект. Такой абитуриент уже имеет представление о том, чем бы хотел заниматься. Олимпиады - пока единственная возможность набрать «своих» ребят. Других возможностей, к сожалению, сейчас нет. В то время как экономика инновационного характера требует специально заточенных ребят, с предпринимательской, с исследовательской жилкой. Но чтобы таких специалистов подготовить, надо иметь возможность их найти. Пути могут быть разными - от всероссийских конкурсов и олимпиад до заранее пройденных углубленных курсов по техническим дисциплинам.

В. Минаев: - В поправках к положению об олимпиадах предлагается разрешить олимпиадникам использовать свою льготу только в одном вузе. Это правильно. Но есть и надуманные вещи. Предлагается вузам проводить олимпиады в два тура. До конца января мы должны провести 1-й тур, до конца марта - 2-й. Олимпиады проводятся по школьной программе. К январю ребята еще не пройдут всю программу. Как быть? Потом есть ограничения: олимпиады только для школьников. А что, среди выпускников колледжей нет талантливых людей?

При этом, мне кажется, надо обязать всех олимпиадников сдавать ЕГЭ. И мы тогда сможем сравнить точно, что человек получил по олимпиаде и что получил по ЕГЭ.

А. Володарский: - Олимпиады трогать нельзя! Большинство ректоров согласны с этим. Кроме того, многие хотят попросить вернуться к вопросу о профессиональных подготовительных отделениях. То есть отделениях, которые были еще в советские времена, для людей, которые нацелены на конкретные вузы - РГГУ, Бауманский университет, Московский иняз. Вузы даже готовы, чтобы выпускные экзамены здесь принимались специалистами из другого вуза или Рособрнадзора, чтобы признать эту дисциплину пройденной, сданной на определенную отметку, и засчитать ее в ЕГЭ.

ЛЬГОТНИКИ: КАК БЫТЬ?

В. Минашкин: - Что касается льготников по здоровью или по социальным причинам, то здесь действительно проблема есть. Хотя эти дети в чем-то пострадали, тем не менее, когда льготников очень много и они забивают первые строчки рейтингов, другие студенты, с более высокими баллами, остаются без законных мест. Желательно, чтобы эта категория граждан свою льготу могла использовать только в одном вузе.

Н. Мамаев: - У нас более 10 лет действует межрегиональный центр образования инвалидов. Он обеспечивает подготовку лиц с ограниченными возможностями к обучению, осуществляет их сопровождение во время обучения. На сегодня их обучается более 100 человек. В условиях ежегодного сокращения контрольных цифр приема поступление инвалидов наряду с другими льготниками действительно закрывает прием на бюджетные места абитуриентам с высокими показателями ЕГЭ по дисциплинам.

Для университета это больная тема. Целесообразно либо установить квоты на прием льготников на конкурсной основе (например, не более 20% от количества бюджетных мест), либо выделять регионам дополнительные бюджетные места для реализации социальных программ.

ГДЕ НАШ СТУДЕНТ?

А. Александров: - Самое главное для университетов, особенно для технических, - найти своего студента. У абитуриента должно быть четкое понимание, кем он хочет стать: инженером, артистом, юристом, экономистом. Если инженером, то каким - конструктором машин или создателем ракет, а может, разработчиком новых материалов? Профориентация должна быть проведена задолго до того момента, как он подает документы. Возможность подавать документы в пять вузов - это хорошо. Но с точки зрения самого абитуриента и института это неправильно. Он свой выбор должен сделать раньше.

В. Иванова: - Прошедшим летом наш университет набрал больше первокурсников и даже обеспечил рост по сравнению с 2009 годом. Для нас важно, чтобы старшеклассники выбрали себе профессию, в которой они смогут быть действительно успешными. Мы разработали комплекс, позволяющий оценить интересы, личностные качества, способности подростка. Он включает три блока: первый блок диагностирует сферу интересов, второй представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей, третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей.

У нас работает программа «Стань студентом на день». Она адресована старшеклассникам, желающим узнать, чем отличается учеба в университете от обучения в школе, как стать специалистом своего дела. Мы проводим экскурсии по нашему университету. Старшеклассники бывают на настоящих и очень интересных лекциях, становятся участниками увлекательных тренингов, узнают о себе много нового на практических занятиях по психодиагностике. Мы рекомендуем перечень наиболее подходящих профессий по результатам теста. Поэтому наши выпускники востребованы на рынке труда.

В. Минаев: - Вопрос профориентации - важнейший. Допустим, человек с меньшим баллом по ЕГЭ поступает на архивное дело. Но ему действительно интересна эта своеобразная специальность, он занимается в кружках. Из него может получиться специалист. Но он не поступит, потому что на его место претендуют абитуриенты с более высокими баллами, которым все равно, куда идти - и на экономику, и на клиническую психологию, и на филологию. Мне кажется, нам надо подумать еще раз о портфолио, которое покажет способности поступающих. Что в него должно войти? Оценки за последние 4 года, резюме 2 - 3 учителей по выбору ученика, эссе ученика о себе, эссе по заданию университета и многое другое. И надо определить в баллах, сколько это будет стоить.

А. Милкус: - Уже довольно давно предлагается использовать портфолио при приеме в вуз. Попытки разработать регламент оценки способностей абитуриента по дополнительным материалам, которые он сдает в приемную комиссию, ведутся. Вполне возможно, года через два начнется эксперимент по использованию портфолио при зачислении студентов.

С. Малинин: - Планы проведения приемной кампании на 2011 год мы строили с учетом нового вектора развития, я имею в виду наш статус университета. Будущим абитуриентам мы предлагаем более широкий перечень направлений подготовки по программам как бакалавриата, так и магистратуры.

Одним из наших новых подходов является идея переориентации работы с абитуриентами. Мы вынуждены были много времени тратить на то, чтобы знакомить абитуриентов и их родителей с правилами приема. Эти правила часто менялись в последние годы. Кто-то в силу своей инерции задумывался о поступлении уже достаточно поздно, надеясь: «...приеду в вуз, мне все расскажут». Да, безусловно, мы все расскажем и объясним. Но очень обидно тратить время на ознакомление с той информацией, с которой можно было бы ознакомиться заранее.

Мы хотим принципиально менять нашу концепцию работы с абитуриентами, сделав акцент на профориентации. При проведении дней открытых дверей, при встречах с абитуриентами больше времени мы будем тратить не на то, чтобы заниматься разъяснением правил, а привлекать их к участию в деловых играх, конкурсах, викторинах, тестах, решению каких-либо практических задач. Тем самым формировать именно того абитуриента, который будет заслуженно наш, который понимает, зачем и куда он пришел.

В. Минашкин: - У нас немного другая практика. В МЭСИ реализуется проект для школьников «Молодежный технопарк»: в форме ролевых игр, тренингов, познавательных лекций школьник проходит всю цепочку тех потенциальных специальностей, которые он может выбрать, участвует в  мероприятиях по менеджменту, управлению, организации предприятий, элементам бухучета. У него формируется представление о будущей профессии.

БАКАЛАВР. МАГИСТР. ЧТО ЭТО?

Н. Розина: - Основная особенность приемной кампании будущего года - переход вузов на уровневую систему высшего образования. Ребята станут поступать в бакалавриат и магистратуру. Родители и абитуриенты должны знать, что не надо пугаться слов «бакалавр», «магистр».

Наш вуз уже три года проводил такой прием. И все это время мы идем в рейтинге самых «высокобалльных» вузов страны. Это значит, что поступление в бакалавриат молодежь не оттолкнуло. А почему? Потому что бакалавров с дипломом нашего вуза так же берут на работу, как и магистров, это люди с высшим профессиональным образованием.

Недавно прошел день открытых дверей. Абитуриентов, поступающих на программы магистров, было очень много. Это шанс для тех, кто уже имеет высшее образование, получить бесплатно специализированные знания в магистратуре. Это тоже надо разъяснять. Лицо, имеющее диплом специалиста, может бесплатно учиться в магистратуре. Мы работаем с работодателями, у них, по крайней мере в области экономики и финансов, никакой аллергии не вызывает ни слово «бакалавр», ни слово «магистр».

А. Александров: - Да, родители спрашивают, что такое бакалавр. У юристов и финансистов это аллергии не вызывает. Но у представителей промышленности это не просто аллергия, это - отторжение. Потому что бакалавр - это эксплуатационник, как он может проектировать, разрабатывать космическую или атомную технику? С другой стороны, представители промышленности до сих пор не сформулировали компетенции, которым должны соответствовать бакалавры, магистры и специалисты.

А. Шатин: - В условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования актуален вопрос сотрудничества вуза с работодателями в части разработки и реализации профессионально ориентированных программ подготовки выпускников. Методологической основой такого взаимодействия может служить Национальная рамка квалификаций, определяющая квалификационные требования к лицам с различным образовательным цензом. В 2008 году Челябинский государственный университет в составе консорциума вузов выиграл грант Европейской комиссии на «Разработку рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона» и к ноябрю 2010 года успешно завершил эту работу, получившую высокую оценку независимых экспертов.

Раньше - в 1998 - 2000 годах - наш университет участвовал в подготовке структуры и содержания европейского приложения к диплому, являясь единственным представителем от вузов России среди разработчиков документа. С 2001 года мы первыми в России освоили технологию подготовки и выдачи выпускникам университета на сертифицированных Евросоветом бланках Diploma Supplement одного из ключевых документов обеспечения академической мобильности и признания базового диплома.

НЕ ЗАТЯГИВАЙТЕ С ПРАВИЛАМИ!

А. Александров: - Настораживает то, что правила игры устанавливаются очень поздно. Мы уже начали приемную кампанию следующего года. Проводим дни открытых дверей. Родители активно задают вопросы. Мы отвечаем им по практике прошлого года. А вдруг что-то поменяется? В последние годы правила приема выходят в апреле. Это очень поздно. Нам надо добиться того, чтобы эти правила появлялись раньше.

А. Володарский: - Все просят вырабатывать правила раньше, чуть ли не к 1 сентября. Вузы просто не успевают ознакомить с ними абитуриентов. Многие даже не успевают подготовить расписание к 1 сентября. Не знают, сколько у них групп!

Н. Розина: - Если в позапрошлом году порядок приема был издан на текущий, 2009 год, то в 2010 году у документа нет временного ограничения действия. Наш вуз считает, что порядок приема есть. Естественно, законодательные инициативы министерства, которые сейчас проходят, какие-то детали изменят, но тем не менее порядок приема есть.

К ЕГЭ ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ ВУЗЫ

В. Минаев: - В последнее время курсы по истории, по русскому, по другим предметам стали называть курсами по подготовке к ЕГЭ. Что за идиотизм?! Да, мы готовим ребят по предметам, углубляем их знания. Но на этих курсах нет организационной возможности помочь поступить им в вуз. Единственная причина, по которой туда идут, - чтобы углубить свои знания.

Е. Чернышева: - Ответственность за подготовку к ЕГЭ лежит на школе, на учителе. Никакие курсы этого не заменят. С другой стороны, в школе не всегда есть возможность подготовить к ЕГЭ. Я говорю о государственных школах. Потому что средств на это не выделяется, учитель за это деньги не получает, это его собственная инициатива. Недостаточно просто знать программу. Надо ребенка подготовить к формату ЕГЭ. Знания знаниями, а важно еще и умение ребенка правильно заполнить форму... Вы видели эти формы? Они сложные. Запятую не в ту клетку поставил или цифру - и уже снижение баллов. Превышение количества слов при написании эссе - зачеркивается конец, а там может быть основная идея, смысл всего эссе.

Н. Мамаев: - Вузы порой вынуждены заниматься не своим делом. Например, есть в школах география. Сдать ЕГЭ по этому предмету на высокий балл непросто. В то же время при поступлении на ряд специальностей эта дисциплина является профильной. Администрация школ не заинтересована в сдаче ЕГЭ выпускниками по этой дисциплине, поскольку невысокие результаты снижают рейтинг школы. В этом году наш университет в рамках профориентационной работы был вынужден открыть на своей базе бесплатные курсы по подготовке к ЕГЭ по географии для обеспечения набора на специальности экологической направленности.

А У НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КАК?

А. Забелин: - Еще в 90-м году Министерство образования СССР приняло постановление о целевой контрактной подготовке специалистов. Мы обратились к работодателям, чтобы выяснить, какие специалисты им нужны, и нашли взаимовыгодный способ сотрудничества. Студенты поступают к нам бесплатно, заключают соглашение с академией и предприятием, в соответствии с которым они 3 года отработают в этой организации с получением средней рыночной зарплаты. Работодатель в соответствии с таким соглашением оплачивает обучение этих студентов, контролирует их успеваемость, принимает на практику. Мы давно занимаемся этой работой, более 500 контрактов заключено с работодателями. Это организации топливно-энергетического комплекса, крупные международные банки, юридические фирмы, нотариусы.

Этому предшествовала большая профориентационная работа в школах.

Выпускники академии успешно работают в органах государственного и муниципального управления, прокуратуре, Следственном комитете, Федеральной службе судебных приставов, префектурах и управах Москвы.

Такая работа позволила нам в этом году обеспечить прием студентов на 15 процентов выше, чем в прошлом году. Поступающие к нам абитуриенты уверены, что получат высокооплачиваемую работу в престижной организации. В правительствах Российской Федерации, Москвы и Московской области, наверное, нет подразделения, где бы ни работали выпускники МФЮА.

Л. Тычинина: - Государственное и так называемое негосударственное образование находится в неравных условиях, что заставляет внебюджетные вузы более интенсивно и качественно реагировать на реалии нового времени. На фоне демографических и экономических проблем наш институт сделал самый большой набор за последние 5 лет. В условиях жесткой конкуренции с государственными вузами я считаю это триумфом негосударственного образования.

Преимуществами негосударственного образования являются высокоэффективный менеджмент, гибкость, индивидуальный подход к формированию образовательной траектории каждого студента, готовность к быстрому внедрению новых технологий в обучении, честность и открытость в отношениях со студентами и сотрудниками и, конечно, высокое качество обучения, поэтому нередко абитуриент выбирает именно негосударственный вуз. По моему мнению, законодательно закрепленные равные условия для образовательных организаций всех форм собственности будут способствовать дальнейшему развитию и процветанию образования в нашей стране.

Е. Ростовцева: - МИРБИС - негосударственный вуз, у нас нет государственного набора, только коммерческий. И мы тоже боремся за своего абитуриента. У нас осуществляется большая профориентационная  работа в основном в московских школах на договорной основе. С чем мы столкнулись в этом году? Возросло количество абитуриентов, которые приезжают из стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году поступили много ребят с западными аттестатами, которые должны проходить процедуру эквивалентности. Процедура эта проходит достаточно долго.

По двухуровневой системе мы работаем уже давно. Но те вопросы, которые поднимались сегодня государственными вузами, стоят и перед нами. У МИРБИС аккредитованы программы бакалавра экономики и менеджмента. В большинстве своем  выпускники продолжают обучение в магистратуре. Часть бакалавров идут работать, и парадокс заключается в том, что работодатели больше знакомы с профессиональными компетенциями бакалавра, чем родители. Нужно шире освещать вопросы перехода к двухуровневой системе образования.

УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»

• Начальник отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства  Рособрнадзора Любовь Викторовна КАРАВАЕВА.
• Ректор Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Анатолий Александрович АЛЕКСАНДРОВ.
• Ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Валентина Николаевна ИВАНОВА.
• Проректор  Финансового университета при правительстве РФ Нелли Михайловна РОЗИНА.
• Первый проректор Российского государственного гуманитарного университета Валерий Владимирович МИНАЕВ.
• Начальник Управления «Приемная комиссия» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Сергей Викторович МАЛИНИН.
• Проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Виталий Григорьевич МИНАШКИН.
• Ректор Челябинского государственного университета Андрей Юрьевич ШАТИН.
• Проректор Челябинского государственного университета Николай Александрович МАМАЕВ.
Ректор Московского гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой Лариса Викторовна ТЫЧИНИНА.
Сопредседатель комиссии по образованию Научного совета РАН, руководитель экзаменационного Центра Кембриджского университета в РФ Амет Александрович ВОЛОДАРСКИЙ.
• Директор Лингвистической школы при Московском институте иностранных языков Елена Владимировна ЧЕРНЫШОВА.
• Ректор Московской финансово-юридической академии Алексей Григорьевич ЗАБЕЛИН.
• Декан факультета подготовки бакалавров и специалистов Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Елена Вадимовна РОСТОВЦЕВА.
• Модератор «круглого стола» - редактор отдела образования «КП», секретарь Общественного совета при Рособрнадзоре Александр Борисович МИЛКУС.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Л. Караваева: - Анализ ваших предложений позволяет сделать вывод: правила и порядок приема требуют корректировки в некоторых вопросах. Но в целом порядок приема действует, никто его не отменял и отменять не будет. Уже было озвучено, что в 2011 году льготники будут иметь право поступать только в один вуз, используя свои льготы. В остальные вузы - будут участвовать в общем конкурсе. Целевой прием будет ограничен 15% от количества бюджетных мест.

Что же касается двух волн поступления... Действительно, в первую волну должны быть зачислены только лица, которые поступают без вступительных испытаний, вне конкурса, и лица, которые были рекомендованы к зачислению и принесли оригиналы документов. Та же процедура повторяется во второй волне.

Если во второй волне не закрыт план приема, объявляется дополнительный набор. Вы имеете право в дополнительном наборе рассматривать тех, кто успешно сдал вступительные испытания и представил оригиналы документа об образовании.

Какие нарушения продолжают допускать вузы? До сих пор зачастую они требуют от абитуриентов и свидетельство о результатах ЕГЭ, и медицинские справки, и копии трудовых книжек, и военные билеты, приписные свидетельства, еще ряд документов, которые не предусмотрены законом. Эти документы приемная комиссия не имеет права требовать. Отдельными вузами проводится конкурс на места с общежитиями и на места без общежитий, что тоже недопустимо.

Рособрнадзор тщательно работает со всеми жалобами, наказывает и будет наказывать впредь вузы, не соблюдающие законодательство.

Автор: Дарья Токарева
Источник: Комсомольская правда



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей