История становления российской профориентации представляет собой чередование периодов "расцвета" и "упадка", а иногда и полного отсутствия профориентационной работы. Это неравномерное развитие связано с тем, что профориентация как научно-практическая дисциплина основывается на праве человека свободно выбирать профессию, на которое в нашей стране часто накладывали ограничение. Именно поэтому в ее истории наблюдаются такие значительные перерывы и пробелы.
Интересно, что в каждый период времени цели профориентационной работы были свои. Зарождение дисциплины связано с потребностью работодателей в качественных кадрах.
Советский период требовал эффективности экономики, которая базировалась, в том числе, на "эффективной" профориентации молодежи, поэтому каждый человек должен был полностью реализоваться в своей специальности и достигнуть наивысших результатов.
И только в последние десятилетия главенствует понимание, что профориентация требует комплексного научно-практического подхода, при котором будут учитываются потребности всех вовлеченных сторон: молодых людей, их родителей, работодателей, экономической системы в целом.
Мы занимаемся профориентацией уже много лет, и по праву считаем себя частью российской профориентации.
В честь празднования нашего 20-летия мы создали инфографику, которая рассматривает развитие профориентационной работы в Российской империи, СССР и Современной России.
Инфографика показывает, как непросто складывалась система профессиональной ориентации в нашей стране и как много предстоит сделать в дальнейшем.
Материал подготовила Ольга Биккулова, специалист Центра «Гуманитарные технологии»