Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Гуманитарий или технарь: как найти себя и чем может быть полезно тестирование. Часть 2

26.08.2011

О методике в графиках и таблицах

Авторы статьи: Алтухов В.В., Кувшинова О.Л.

Для самых любопытных…

А теперь для тех, кому это интересно, подробный анализ результатов нашего исследования: графики, таблицы, описания…

Общее описание выборки

Исследование мы проводили на материале действующей пятой версии теста. К моменту исследования мы собрали 11634 протокола (для психологических исследований цифра неимоверная!). Возраст участников – от 10 до 60 лет (большая часть выборки – от 12 до 20 лет) (см. рис. 3), причем почти в два раза больше женщин, нежели мужчин (7190 и 4444 человек соответственно – рис. 4).

Рис. 3 Возраст участников

Рис. 4 Половые различия

Рис. 5 Гуманитарный интерес

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 6 Гуманитарные способности

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 7 Технический интерес

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 8 Технические способности

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

По итогам предварительного опроса большинство участников исследования указали, что скорее являются гуманитариями, при этом многие отмечают, что они достаточно хорошо справляются с гуманитарными предметами (см. рис. 5 и 6). В отношении технического направления – мнения несколько разделились: есть и технари, и не технари, как по интересам, так и по способностям (см. рис. 7 и 8).

Для дальнейшего исследования мы решили скорректировать нашу выборку: уравновесить ее по полу, а также взять для исследования респондентов 12-20 лет (наиболее многочисленную). Отбор участников проводился случайным образом, чтобы избежать подгона результатов под желаемый итог. В результате в основном исследовании объем выборки оказался равен 5540 человек в возрасте от 12 до 20 лет (рис. 9), при этом мужчин и женщин – по 2770 человек (в каждой возрастной группе равное соотношение мужчин и женщин). Теперь результаты опроса выглядят следующим образом (рис. 10 – 13): снова мы можем наблюдать смещение по гуманитарным интересам и способностям. Можно отметить, что среди тех, кто участвует в нашем тестировании на сайте, большой процент занимают гуманитарии (средние значения по гуманитарному интересу и способностям 3,46±0,016 и 3,64±0,014 соответственно; медианы в обоих случаях равны 4). Не гуманитарии встречаются реже. А вот технарей и не технарей – почти поровну (среднее значение по техническому интересу 3,17±0,017 и медиана 3; среднее значение по техническим способностям 3,02±0,016 и медиана тоже 3). Возрастной состав: среднее значение 16,4±0,025 и медиана 16. Все последующие расчеты проводились только относительно этой выборки.

Рис. 9 Возраст участников отобранной группы

Рис. 10 Уравновешенная по полу группа: гуманитарный интерес (1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 11 Уравновешенная по полу группа: гуманитарные способности

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 12 Уравновешенная по полу группа: технический интерес (1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 13 Уравновешенная по полу группа: технические способности

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Давайте посмотрим, насколько часто в нашей выборке встречаются «чистые» гуманитарии и технари, а также насколько часто совпадают интересы и способности. Напомню, что пока мы анализируем данные опроса, когда сами участники тестирования отмечали свою принадлежность к той или иной группе и оценивали свои способности (см. табл. 2 и 3).

Обратите внимание, что наша идея с созданием двух независимых шкал «Гуманитарий» и «Технарь» оправдало себя. По оценкам самих участников исследования, большинство из них интересуется и техническим, и гуманитарным направлениями (1483 человека, почти треть выборки), поэтому их нельзя отнести к «чистым» технарям или гуманитариям, это группа «междисциплинарников». На втором месте по численности оказалась группа «чистых» гуманитариев – одна четверть нашей выборки (1407 человек). Третье место – «чистые» технари (933 человека или 17% выборки). Почти 70% нашей выборки, таким образом, могут отнести себя к одной из групп или к обеим сразу. Еще 25% условно мы назвали «сомневающиеся»: сюда относятся респонденты, которые не смогли выразить однозначное мнение хотя бы по одной шкале (показатель равен 3).

Если обратить внимание на способности, то здесь картина в целом похожа на картину по интересам (первое и второе место по численности занимаются «междисциплинарники» и «чистые» гуманитарии соответственно). А вот «чистых» технарей достаточно мало (всего 8%). То есть в нашей группе, принявшей участие в исследовании, большая часть респондентов (около 70%) более или менее успешно справляются с гуманитарными предметами (по опросу балл по шкале > или = 4), причем как гуманитарии, так и технари. В то же время технические предметы легко идут только примерно у 43% респондентов.

Таблица 2. Соотношение гуманитарного и технического интересов в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Не гуманитарий и не технарь

(по обеим шкалам показатели < или =2)

338 6%
Гуманитарий, но не технарь

(гуманитарный интерес > или = 4 и технический < или =2)

1407 25%
Технарь, но не гуманитарий

(технический интерес > или = 4 и гуманитарный < или =2)

933 17%
И технарь, и гуманитарий

(по обеим шкалам показатели > или = 4)

1483 27%
«Сомневающиеся»

(по обеим шкалам показатели = 3)

281 5%
«Сомневающиеся» гуманитарии (гуманитарный интерес > или = 4, технический = 3) 497 9%
«Сомневающиеся» технари (технический интерес > или = 4, гуманитарный = 3) 317 6%
Не вошедшие в указанные группы 284 5%
Итого: 5540 100%

Таблица 3. Соотношение гуманитарных и технических способностей в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Не гуманитарий и не технарь

(по обеим шкалам показатели < или =2)

442 8%
Гуманитарий, но не технарь

(гуманитарные способности > или = 4 и технические < или =2)

1555 28%
Технарь, но не гуманитарий

(технические способности > или = 4 и гуманитарные < или =2)

426 8%
И технарь, и гуманитарий

(по обеим шкалам показатели > или = 4)

1706 31%
«Сомневающиеся»

(по обеим шкалам показатели = 3)

224 4%
«Сомневающиеся» гуманитарии (гуманитарные способности > или = 4, технические = 3) 638 11%
«Сомневающиеся» технари (технические способности > или = 4, гуманитарные = 3) 272 5%
Не вошедшие в указанные группы 277 5%
Итого: 5540 100%

Следующим шагом мы можем сравнить, насколько часто интересы и способности наших респондентов совпадают в их собственном представлении (по результатам опроса: см. таблицу 4 и 5). Вероятно из-за того, что большинство наших респондентов ответило положительно на вопрос о гуманитарных способностях, наиболее многочисленными оказались группы гуманитариев в полном смысле этого слова (2816 человек или 51%) и тех, кто справляется с гуманитарными предметами, но не испытывает к ним любви (683 человека или 12,3%). А вот тех, кому нравится гуманитарное направление, но предметы не даются, мало: всего 5,3% от всей выборки (294 человека). Можно также отметить, что интересы и способности значимо совпадают друг с другом (таблицы сопряженности: значимость критерия c2 менее 0,001). Что же касается технического направления, то здесь наиболее многочисленной является группа, в которой интересы и способности совпадают (1759 человек или 32%). Также много и тех, кто не интересуется технической сферой, при этом и успехи по техническим предметам оставляют желать лучшего. Вероятно, вывод о том, что человек технарь, делаются на основе способностей в большей степени. Ведь тех, у кого есть способности к техническим предметам, но нет интереса – всего 7%, а тех, кому область интересна, но нет способностей – только 10,3%. И в отношении технической сферы можно отметить значимое совпадение интересов и способностей.

Таблица 4. Соотношение гуманитарного интереса и способностей в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Нет ни интереса, ни способностей: НЕ МОГУ и НЕ ХОЧУ

(показатели по обеим шкалам < или =2)

486 9%
Гуманитарий только по интересам: ХОЧУ, но НЕ МОГУ

(гуманитарный интерес > или = 4 и способности < или =2)

294 5,3%
Гуманитарий только по способностям: МОГУ, но НЕ ХОЧУ

(гуманитарные способности > или = 4 и интересы < или =2)

683 12,3%
Гуманитарий в полном объеме: и МОГУ, и ХОЧУ

(по обеим шкалам показатели > или = 4)

2816 51%
«Сомневающиеся»

(по обеим шкалам показатели = 3)

187 3,4%
«Сомневающиеся» из-за способностей (интерес > или = 4, способности = 3) 277 5%
«Сомневающиеся» из-за интересов (способности > или = 4, интерес = 3) 400 7%
Не вошедшие в указанные группы 397 7%
Итого: 5540 100%

Таблица 5. Соотношение технического интереса и способностей в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Нет ни интереса, ни способностей: НЕ МОГУ и НЕ ХОЧУ

(показатели по обеим шкалам < или =2)

1291 23,4%
Технарь только по интересам: ХОЧУ, но НЕ МОГУ

(гуманитарный интерес > или = 4 и способности < или =2)

576 10,3%
Технарь только по способностям: МОГУ, но НЕ ХОЧУ

(гуманитарные способности > или = 4 и интересы < или =2)

362 7%
Технарь в полном объеме: и МОГУ, и ХОЧУ

(по обеим шкалам показатели > или = 4)

1759 32%
«Сомневающиеся»

(по обеим шкалам показатели = 3)

295 5%
«Сомневающиеся» из-за способностей (интерес > или = 4, способности = 3) 398 7%
«Сомневающиеся» из-за интересов (способности > или = 4, интерес = 3) 283 5%
Не вошедшие в указанные группы 576 10,3%
Итого: 5540 100%

Возрастные и половые различия

А существует ли какая-то связь между полом, возрастом, с одной стороны, и техническими и гуманитарными предпочтениями и способностями? Кто чаще называет себя гуманитарием или технарем? Попробуем разобраться. Конечно, в данном случае мы опираемся только на наши данные и нашу выборку, ограниченную возрастными рамками (12 – 20 лет). Но даже в данной возрастной группе есть различия.

Итак, возраст. По данным опроса мы не смогли найти значимых возрастных различий среди гуманитариев и технарей. В любой возрастной группе есть и гуманитарии, и технари без значимого преобладания. Единственная возрастная особенность, причем, вполне закономерная, относится к успешности решения тестовых задач. Чем старше становится человек, тем больше и успешнее он справляется с решением гуманитарных и технических задач.

А вот результаты сравнения девушек и юношей оказались более существенными. Так, по результатам опроса (см. рис. 14 – 17), гуманитарный интерес и способности чаще отмечают у себя именно девушки, в то время как технический интерес и способности чаще приписывают себе юноши (все указанные различия достигают статистической значимости). Но это результаты самооценки.

Рис. 14 Гуманитарный интерес: половые различия

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 15 Гуманитарные способности: половые различия (1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 16 Технический интерес: половые различия

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 17 Технические способности: половые различия

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Однако результаты нашего теста также подтверждают наличие половых различий: девушки получают и более высокие баллы по гуманитарным шкалам теста, а юноши – по техническим шкалам (см. рис. 18), причем различия по шкалам интересов более существенные, чем по способностям.

Рис. 18 Результаты теста «Гуманитарий или технарь»: половые различия

Поскольку, согласно нашим данным, есть половые различия по всем показателям теста и опроса, дальнейший анализ результатов проводился с учетом фактора «пол». Переходим к основным результатам: насколько результаты опроса совпадают с результатами теста.

Гуманитарий

Рассмотрим, какие баллы получают по тесту респонденты, которые показали в опросе высокий или низкий интерес к гуманитарной сфере (см. рис. 19 – 24). Если посмотреть на результаты по шкалам интересов, то они во многом похожи на распространенное представление, что если человек – гуманитарий, то его техника не интересует: те, кого привлекает гуманитарное направление (по собственной оценке человека), получают более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (интересы)» и более низкие баллы по шкале «Технарь (интересы)».

А вот со шкалами способностей результаты не столь однозначны. Так, успешно решают гуманитарные задачи и те, кто считает себя гуманитарием, и те, кто относит себя к группе «скорее, не гуманитарий». Технические же задачи лучше решаются группой «скорее, не гуманитариев», а гуманитариям они не всегда даются. Хотя хуже всех с ними справляются совсем не гуманитарии.

Рис. 19 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (интересы)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 20 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (интересы)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 21 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (способности)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 22 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (способности)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 23 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (общий балл)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 24 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (общий балл)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Общие баллы по шкалам «Гуманитарий» и «Технарь» показывают картину, схожую со шкалами интересов. Те, кто считает себя гуманитарием по интересам, получаю более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (общая)» и низкие баллы по шкале «Технарь (общая)».

Теперь имеет смысл рассмотреть, какие баллы по тесту получают респонденты, которые отмечают, что им тяжело/легко даются гуманитарные предметы (см. рис. 25 – 30). Итак, те, кто отмечает, что им легко даются гуманитарные предметы, получают более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (интересы)» и низкие баллы по шкале «Технарь (интересы)», при этом они же получают более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (способности)». А вот со шкалой «Технарь (способности)» получается следующая картинка: те, у кого тяжело идут гуманитарные предметы, хуже остальных решают технические задачи (видимо, и технические предметы сложнее даются). Зато те, у кого гуманитарные предметы идут легко, часто и технические задачи решают успешнее (можно предположить, что у технарей часто гуманитарные предметы тоже идут хорошо, но пока это лишь гипотеза). Балл по итоговой шкале «Гуманитарий (общая)» хорошо согласуется с результатами опроса. Балл же по итоговой шкале «Технарь (общая)» мало согласуется с результатами опроса в отношении гуманитарных предметов. Более низкие баллы по шкале «Технарь (общая)» получают как те, кто отмечается, что предметы гуманитарного цикла даются легко, так и те, кому эти предметы даются очень тяжело. А вот те, кто отмечает, что предметы гуманитарного цикла даются «скорее, тяжело», или затрудняются с ответом, получают более высокие баллы (но не очень высокие!). То есть, некоторые респонденты, если у них не получаются гуманитарные предметы, часто относят себя к технарям, вот только нужно, чтобы и технические предметы получались при этом.

Рис. 25 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (интересы)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 26 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (интересы)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 27 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (способности)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 28 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (способности)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 29 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (общая)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 30 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (способности)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Таким образом, можно отметить, что вопросы о гуманитарных интересах и предметах достаточно хорошо согласуются с баллами по соответствующим шкалам («Гуманитарий (интересы)» и «Гуманитарий (способности)» соответственно), а также с общим баллом по гуманитарному направлению. В заключении, подводя итоги по шкалам гуманитарного направления, приведем для иллюстрации и результаты соотношения баллов по опросу и соответствующих шкал теста (табл. 6 и 7). Так, если респондент отмечает, что ему гуманитарное направление скорее нравится (1) или очень нравится (2), то и по тесту он получит в первом случае (1) баллы выше середины, а во втором случае (2) – только высокие баллы (от 7 и выше). Если же это направление не привлекает, то и по тесту баллы будут скорее низкие (ниже середины). Данное соотношение статистически значимо (на уровне < 0,001).

Таблица 6. Соотношение гуманитарного интереса по опросу и тесту в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Не гуманитарий ни по опросу и ни по тесту

(интерес по опросу < или =2 и по тесту < или =3)

586 11%
Гуманитарий только по опросу

(интерес по опросу > или = 4 и по тесту < или =3)

289 5%
Гуманитарий только по тесту

(интерес по опросу < или =2 и по тесту > или = 7)

226 4%
Гуманитарий по опросу и по тесту

(интерес по опросу > или = 4 и по тесту > или = 7)

1556 28%
«Сомневающиеся»

(интерес по опросу = 3 и по тесту в диапазоне от 4 до 6)

423 8%
«Сомневающиеся» по опросу (интерес по опросу = 3, по тесту > или = 7) 129 2%
«Сомневающиеся» по тесту (интерес по опросу > или = 4, по тесту в диапазоне от 4 до 6) 1542 28%
Не вошедшие в указанные группы 789 14%
Итого: 5540 100%

Таблица 7. Соотношение гуманитарных способностей по опросу и тесту в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Не гуманитарий ни по опросу и ни по тесту

(способности по опросу < или =2 и по тесту < или =3)

481 9%
Гуманитарий только по опросу

(способности по опросу > или = 4 и по тесту < или =3)

765 14%
Гуманитарий только по тесту

(способности по опросу < или =2 и по тесту > или = 7)

95 2%
Гуманитарий по опросу и по тесту

(способности по опросу > или = 4 и по тесту > или = 7)

1150 21%
«Сомневающиеся»

(способности по опросу = 3 и по тесту в диапазоне от 4 до 6)

311 5%
«Сомневающиеся» по опросу (способности по опросу = 3, по тесту > или = 7) 123 2%
«Сомневающиеся» по тесту

(способности по опросу > или = 4, по тесту в диапазоне от 4 до 6)

1984 36%
Не вошедшие в указанные группы 631 11%
Итого: 5540 100%

Те, кто отмечают, что гуманитарные предметы даются им легко, чаще по результатам теста получают более высокие баллы. Хотя и встречаются случаи переоценки своих способностей: респондент отмечает, что предметы ему даются достаточно легко, но при этом с трудом справляется с предложенными нами задачами. В нашей выборке таких респондентов было 765 человек (около 14%). Случаи же недооценки своих способностей крайне редки (95 человек или 2%). Данное соотношение также статистически значимо (на уровне < 0,001).

И еще один момент: совместное влияние пола. В отношении интересов можно отметить, что связь результатов опроса и баллов по тесту одного и того же типа и у девушек, и у юношей. В отношении же способностей есть некоторые различия у тех, кому очень легко даются гуманитарные предметы, в зависимости от пола: девушки-гуманитарии по предметам справляются с гуманитарными заданиями лучше, чем ребята-гуманитарии по предметам (уровень значимости < 0,001).

Рис. 31 Средние значения по шкале «Гуманитарий (интересы)» в зависимости от результатов опроса и пола (1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 32 Средние значения по шкале «Гуманитарий (способности)» в зависимости от результатов опроса и пола (1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Технарь

Разберем второе направление. Технический интерес, который отмечают (или не отмечают) у себя респонденты, достаточно хорошо согласуется с баллами по шкале «Технарь (интересы)». И снова подтверждение мнения, что если респондент интересуется техникой, то он в меньшей степени будет интересоваться гуманитарным направлением (см. рис. 33 и 34).

Способности же снова дают иную картинку. Те, кто относит себя к технарям, лучше справляются с решением технических задач (рис. 36), но при этом успешнее решают и гуманитарные задачи (рис. 35). Общие баллы во многом повторяют результаты по шкалам интересов (рис. 37 и 38): у технарей выше балл по шкале «Технарь (общая)» и ниже балл по шкале «Гуманитарий (общая)»

Рис. 33 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (интересы)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 34 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (интересы)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 35 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (способности)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 36 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (способности)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 37 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (общая)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 38 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (общая)

(1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Что нам покажут способности? Какие результаты получают те, кому тяжело/легко даются технические предметы? Об этом нам расскажут следующие данные (см. рис. 39 – 44). И снова хорошее сочетание результатов опроса и шкал интересов и технических способностей, то есть те, кто отмечают, что технические предметы им даются достаточно легко, получают более высокие показатели по шкалам «Технарь (интересы)» и «Технарь (способности)» и более низкие по шкале «Гуманитарий (интересы)». Но при этом они же получают и более высокие показатели по шкале «Гуманитарий (способности)». Хуже справляются с гуманитарными предметами только те респонденты, которые отмечают, что технические предметы им даются очень тяжело (вероятно, им все предметы даются тяжело). Итоговые баллы по шкалам во многом соотносятся с результатом опроса.

Рис. 39 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (интересы)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 40 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (интересы)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 41 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (способности)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 42 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (способности)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 43 Результаты опроса и средние значения по шкале Гуманитарий (общая)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Рис. 44 Результаты опроса и средние значения по шкале Технарь (общая)

(1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

Таким образом, и вопросы о технических интересах и предметах также хорошо согласуются с результатами по техническим шкалам теста (шкалы «Технарь (интересы)» и «Технарь (способности)» соответственно) и общей шкале «Технарь (общая)». Приведем для иллюстрации результаты соотношения результатов опроса и соответствующих результатов теста (табл. 8 и 9). В отношении интересов можно отметить, что соотношение достаточно хорошее: те, кто относит себя к технарям, как правило, получают высокие баллы по результатам теста, а те, кто не являются технарями, получают низкие баллы по тесту. В отношении способностей картина несколько иная: наши респонденты по тесту чаще получают средние баллы. Если же рассмотреть результаты подробнее, то те, кто отмечают, что им легко даются технические предметы, чаще получают баллы выше середины (5 и более), а те, кому тяжело даются гуманитарные предметы, чаще получают баллы ниже середины.

Таблица 8. Соотношение технического интереса по опросу и тесту в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Не технарь ни по опросу и ни по тесту

(интерес по опросу < или =2 и по тесту < или =3)

688 12%
Технарь только по опросу

(интерес по опросу > или = 4 и по тесту < или =3)

85 2%
Технарь только по тесту

(интерес по опросу < или =2 и по тесту > или = 7)

347 6%
Технарь по опросу и по тесту

(интерес по опросу > или = 4 и по тесту > или = 7)

1705 31%
«Сомневающиеся»

(интерес по опросу = 3 и по тесту в диапазоне от 4 до 6)

554 10%
«Сомневающиеся» по опросу (интерес по опросу = 3, по тесту > или = 7) 254 5%
«Сомневающиеся» по тесту (интерес по опросу > или = 4, по тесту в диапазоне от 4 до 6) 943 17%
Не вошедшие в указанные группы 964 17%
Итого: 5540 100%

Таблица 9. Соотношение технических способностей по опросу и тесту в исследуемой группе

Группа Количество человек Процент от всей выборки
Не технарь ни по опросу и ни по тесту

(способности по опросу < или =2 и по тесту < или =3)

547 10%
Технарь только по опросу

(способности по опросу > или = 4 и по тесту < или =3)

260 5%
Технарь только по тесту

(способности по опросу < или =2 и по тесту > или = 7)

294 6%
Технарь по опросу и по тесту

(способности по опросу > или = 4 и по тесту > или = 7)

795 15%
«Сомневающиеся»

(способности по опросу = 3 и по тесту в диапазоне от 4 до 6)

507 9%
«Сомневающиеся» по опросу (способности по опросу = 3, по тесту > или = 7) 231 4%
«Сомневающиеся» по тесту

(способности по опросу > или = 4, по тесту в диапазоне от 4 до 6)

1249 23%
Не вошедшие в указанные группы 1557 28%
Итого: 5540 100%

По сравнению с результатами по гуманитарным способностям, в отношении технических способностей переоценка своих сил встречается только у 260 респондентов (примерно 5%), а недооценка – у 294 респондентов (6%). То есть технические способности чаще недооцениваются, а гуманитарные – переоцениваются.

Половые различия и связь опроса и теста. Есть влияние пола на тип связи вопросов из опроса и результатов теста. В отношении интересов можно отметить, что есть различия в отношении группы респондентов, которые отметили, что техническое направление им совсем не интересно: ребята – не технари получают более высокий балл по шкале «Технарь (интересы)», чем девушки – не технари (уровень значимости < 0,001). В отношении способностей можно отметить различия между девушками и юношами, которые отмечают, что технические предметы им даются очень легко: такие девушки лучше решают технические задачи, нежели юноши (уровень значимости = 0,016). При чем у юношей этой группы средний балл по шкале «Технарь (способности)» даже ниже, чем у юношей, которые отмечают, что технические предметы им «скорее, даются» (но эти различия статистически не значимы).

Рис. 45 Средние значения по шкале «Технарь (интересы)» в зависимости от результатов опроса и пола (1 – не интересно; 5 – очень интересно)

Рис. 46 Средние значения по шкале «Технарь (способности)» в зависимости от результатов опроса и пола (1 – даются очень тяжело; 5 – легко даются)

«Междисциплинарники»: и гуманитарий, и технарь

Осталось рассмотреть еще одну группу респондентов, которые по результатам опроса оказались и технарями, и гуманитариями. Как мы уже отмечали, таких респондентов немало среди исследуемой группы (1483 человека по интересам и 1705 человек по способностям). Давайте сравним результаты по тесту у междисциплинарников (по опросу одновременно > или = 4 по обеим шкалам интересов или предметов: все интересно или все получается) и гуманитариев/технарей (высокий балл по одной шкале и низкий по другой в отношении интересов или предметов).

Итак, междисциплинарники и гуманитарии. По интересам, как и по способностям (рис. 47 и 48), можно отметить, что междисциплинарники получают несколько более низкий балл по гуманитарным интересам, но значительно более высокий балл по техническим интересам. А вот решение как гуманитарных, так и технических задач у них получается значительно лучше. Стоит отметить, что все отмеченные различия достигают статистической значимости на уровне < 0,001.

Еще одна интересная закономерность: два графика очень сильно похожи по конфигурации, хотя абсолютные средние значения по шкалам различаются.

Рис. 47 Средние значения по результатам теста у междисциплинарников и гуманитариев

(группы разделены по интересам)

Рис. 48 Средние значения по результатам теста у междисциплинарников и гуманитариев

(группы разделены по способностям)

Междисциплинарники и технари (рис. 49 и 50). Здесь мы можем наблюдать следующую картину: междисциплинарники получают более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (интересы)», но несколько более низкие баллы по шкале «Технарь (интересы)», чем технари. При этом не важно, выделены междисциплинарники по интересам или по способностям. А вот решение задач несколько различается. Группа респондентов, которым все нравится (междисциплинарники по интересам), лучше решает гуманитарные задачи, но уступает в решении технических задач технарям, в то время, как группа респондентов, у которой все получается (междисциплинарники по способностям), лучше технарей решает любые задачи. Зато эта вторая группа не отличается от технарей по итоговому техническому баллу (балл «Технарь (общая)»). Различия по всем остальным шкалам достигают статистической значимости на уровне < 0,001. Здесь конфигурации графиков различаются.

Рис. 49 Средние значения по результатам теста у междисциплинарников и технарей

(группы разделены по интересам)

Рис. 50 Средние значения по результатам теста у междисциплинарников и технарей

(группы разделены по способностям)

И немного цифр о самом тесте «Гуманитарий или технарь». Психометрические характеристики – анализ надежности теста:

Гуманитарий (интересы) 0,76
Технарь (интересы) 0,81
Гуманитарий (способности) 0,67
Технарь (способности) 0,63


Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей