Читать: 20 мин.
Предлагаем вашему вниманию новую статью наших коллег.
В статье рассматриваются отличия в готовности к профсамоопределению у финалистов профессионально ориентированных соревнований и их сверстников, которые в подобных соревнованиях не участвовали.
Авторы:
Кузнецов Кирилл Геннадьевич
Кандидат психологических наук
исполнительный директор ЦТР "Гуманитарные технологии" (Москва)
|
|
Кувшинова Олеся Леонидовна
ведущий специалист научно-методического отдела, тестолог ЦТР "Гуманитарные технологии" (Москва)
|
|
Жилинская Алиса Викторовна
Кандидат психологических наук
Первый университетский лицей им. Н.И. Лобачевского (Усть-Лабинск)
|
|
Введение
От обучающихся старших классов общество ждет готовности к профессиональному самоопределению. На основе оценки данной готовности можно выделить разные группы, каждая из которых нуждается в специфической психолого-педагогической поддержке. Цель. Выявить отличия в готовности к профессиональному самоопределению у финалистов профессионально ориентированных соревнований и их сверстников, не участвующих в подобных соревнованиях. Методы. Применен количественный анализ данных компьютерного тестирования обучающихся, проведенного с использованием тестового комплекса «Профготовность» («Как я выбираю профессию»), разработанного коллективом авторов ЦТР «Гуманитарные технологии». Результаты. Выявлено, что уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков, являющихся финалистами соревнований WorldSkills и Национальной технологической олимпиады, по многим показателям выше, чем у их сверстников, обучающихся 8–11-х классов, не принимавших участия в данных соревнованиях. Научная новизна. Обнаружено, что у старших подростков–финалистов профессионально ориентированных соревнований по сравнению с их сверстниками, не принимавшими участия в подобных соревнованиях, более высокие показатели по шкалам самооценки и самостоятельности, они больше знают о профессиях и российской системе образования, у них меньше стереотипов и заблуждений о выборе профессии, они сделали больше шагов на пути к профессиональному самоопределению. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены психологами, классными руководителями, тьюторами, преподавателями дополнительного образования в профориентационной, консультационной и просветительской работе с обучающимися и их родителями.
Источник: "Профессиональное образование и рынок труда"