ЕГЭ и профессии
Постепенно подходит к концу Единый Государственный Экзамен. Многие выпускники уже сдали все экзамены, которые планировали. Для некоторых результаты оказались ожидаемыми и предсказуемыми, кто-то удивлён. Однако всех выпускников и их родителей, за редкими исключениями, занимает один вопрос:
В какие вузы подавать документы?
Этот вопрос никак нельзя назвать праздным. Ведь выбор вуза – очень серьёзное и ответственное решение, которое определит не только ближайшие несколько лет обучения, но и повлияет на профессиональное будущее. Конечно, порой выпускники вузов работают совсем не по специальности. Но, согласитесь, куда лучше, когда годы получения высшего образования – в среднем от 4 до 6 лет – не проходят впустую, а оказываются подготовкой к реальной работе. Результаты ЕГЭ и профессии связаны между собой, и в этой статье мы постараемся рассказать об их связи подробнее.
ЕГЭ и профессии – первый и третий шаги, вторым являются вузы. Как правило, вуз требует прохождения тех экзаменов, которые напрямую оказываются связаны с преподаваемой в нём специальностью. К примеру, обучение на профессии IT-сферы требует, помимо иных экзаменов, высоких баллов по профильным математике и информатике, юриспруденция требует достойной сдачи обществознания (более подробно со списком экзаменов ЕГЭ и профессий вы можете ознакомиться в этом разделе нашего сайта, и, конечно же, на сайтах заинтересовавших вас вузов).
Порой набор вступительных экзаменов вызывает непонимание, но всё же требования возникли не на пустом месте. Программистам – в отличие от системных администраторов, подготовка которых зачастую проводится на базе СПО – действительно необходимо глубокое знание математики. Без хорошего чутья на языки, родной и иностранные, незачем идти в лингвистику и филологию. А, к примеру, инженеры, не владеющие физикой – это не просто некомпетентные работники, это прямая угроза жизни и безопасности множества людей.
Однако знания – далеко не единственный ингредиент в рецепте идеальной профессии. Результаты ЕГЭ, высокие они или низкие, нельзя считать достаточным основанием для взвешенного и осознанного выбора будущей специальности. ЕГЭ и профессии связаны между собой, но не жёстко. Помимо уровня знаний, при выборе профессии надо учитывать то, что мы в Центре «Гуманитарные технологии» называем универсальными компетенциями.
В профориентации мы выделяем три основных компонента, в сумме определяющих наиболее подходящие профессии и профессиональные области. Это мотивация, интерес к каким-либо сферам деятельности, определённый набор ценностей – они крайне важны для успешной реализации в той или иной профессиональной деятельности; различные способности, умение легко усваивать те или иные виды информации; личностные особенности. Любая профессия, будь то ветеринар или специалист по PR, предъявляет свои требования ко всем трём компонентам. Тест ЕГЭ относится к так называемым сертификационным тестам (подробнее см. статью про тесты). В какой-то степени его результаты можно связать с оценкой способностей, но это не совсем так. Конечно, способности к пространственному мышлению могут повлиять на успешную сдачу ЕГЭ по геометрии. Но такие не связанные со способностями причины, как активность и возможности семьи, или отношения с педагогами, или мнение близких друзей, могут очень сильно влиять на прилежность в обучении. Порой мало способный, например, к языкам ученик, в которого иностранный буквально вдалбливали, сдаёт ЕГЭ куда лучше, чем способный, но не обучавшийся дополнительно. Низкий результат ЕГЭ далеко не всегда свидетельствует об отсутствии или слабом развитии специальных способностей.
Об интересах и о личности ЕГЭ не говорит практически ничего. А, например, для специалистов по продажам главным инструментом в работе становятся именно личностные качества: активность, общительность, стрессоустойчивость, умение прийти к компромиссу, отстояв свои интересы. Порой результаты ЕГЭ и профессия почти никак не связаны – чем и объясняются многочисленные примеры успешных людей, учившихся в школе весьма посредственно.
Иными словами, для реального определения наиболее подходящей профессии нельзя опираться на одни лишь результаты ЕГЭ. Даже в том случае, если результаты ЕГЭ полностью оправдали самые лучшие ожидания и позволяют поступить на специальность, которую Вы давно определили для себя, имеет смысл пройти дополнительное тестирование: оно поможет оценить Ваши перспективы в профессии, выбрать направления развития внутри неё, а также направления возможного дополнительного образования (от платных курсов до Coursera). Если же результаты ЕГЭ разочаровали Вас, и желаемая профессия кажется недостижимой – профориентация поможет отыскать наиболее подходящие Вам вузы и наиболее близкие специальности. ЕГЭ и профессии, конечно же, связаны между собой; но их связь не такая жёсткая, как принято думать. Для одних и тех же результатов ЕГЭ может оказаться доступным целый ряд различных профессиональных областей, и выбор между ними лучше делать с умом.
Подводя итог, хочется сказать следующее. Конечно, ЕГЭ как способ оценки и контроля уровня знаний абитуриентов очень важен и информативен с позиций государства. Но для выбора профессиональной области не меньше внимания надо уделять личностным особенностям, способностям, мотивам и ценностям.
Автор: Профконсультант Центра «Гуманитарные технологии», психолог Булатов Фёдор Владимирович
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!
Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца