Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Дизайнер рекламной продукции: свобода творчества или..?

05.02.2007

Модная профессия

Бесчисленное количество дорожных щитов, постеров, буклетов, рекламных листовок - все это дело рук неутомимых дизайнеров рекламных агентств. И в ближайшие годы рекламной продукции, так же и тех, кто ее изготавливает, будет еще больше. Модная профессия привлекает тысячи юношей и девушек, ежегодно штурмующих специализированные вузы. Но это совсем не значит, что выбирать ее уже поздно. Работы хватит на всех. Мало кто из дизайнерских бюро жалуется на отсутствие заказов.

Павел Сытин, арт-директор рекламного агентства "Maxima":
"Сейчас в Москве насчитывается около 400 рекламных дизайнерских агентств. Бизнес в нашей стране набирает обороты, клиенты вкладывают в рекламу больше денег. Перед дизайнерами ставятся все более разноплановые задачи. Заказчик хочет уже не брелок или кружку с логотипом, а, скажем, подстаканник ручной работы".

Все время требуется неординарные, запоминающееся решения. В общем, нужен креатив. Именно поэтому поиск молодых талантов идет постоянно. Открываются новые агентства. Уже существующие расширяют свой штат, принимая начинающих специалистов даже без опыта работы, но с "хорошим" портфолио, которые многие нарабатывают еще во время учебы в институте. У каждого, успешно окончившего вуз, есть шанс. Главное в самом начале, когда вы только выбираете профессию, понять - за внешним романтическим "фасадом" скрывается нелегкий труд, ненормированный рабочий день и мучительные поиски той самой гениальной идеи.


Творческая головоломка

Обязанности и требования, предъявляемые к дизайнеру зависят от места работы. Конечно, среди них встречаются фрилансеры. Но многие все-таки предпочитают трудиться в профессиональных агентствах: быть в центре событий, обсуждать новые замыслы, заказы. Крупные агентства предлагают своим клиентам целый спектр услуг: рекламу в прессе и наружную рекламу (плакаты, дорожные щиты, лайтбоксы, вывески), полиграфическую (листовки, брошюры, буклеты, годовые отчеты, календари, открытки) и сувенирную продукцию (ручки, футболки, кружки и многое другое), разработку фирменного стиля.

Последнее направление - самое интересное. Приходит заказчик и просит создать "бизнес-лицо" - узнаваемый имидж, который будет отличать его от конкурентов. Дизайнер придумывает логотип, слоган, фирменную цветовую гамму. Логическое продолжение работы - изготовление визиток, образцов бланков и даже фирменного шрифта. Компании понадобятся конверты, календари, буклеты, сувенирная продукция, папки, прайс-листы, плакаты и пакеты. Казалось бы, зачем тратить столько денег на всякие мелочи? Однако это не прихоть, а важное конкурентное преимущество. Продуманный фирменный стиль повышает узнаваемость фирмы и, соответственно, увеличивает ее прибыль.

Однако подобные заказы поступают нечасто, разрабатывается стиль обычно один раз и надолго. К тому же, до ведения такого проекта нужно дорасти. Руководит им в большинстве случаев арт-директор или креативный директор агентства. Вот почему среди дизайнеров не принято иметь узкую специализацию. Даже самые "продвинутые" и состоявшиеся делают все: от банальных листовок до логотипов. Чем меньше агентство, тем большим профессионалом должен быть художник.

Но развернуться во всю силу своих креативных возможностей можно и в полиграфической продукции, и в наружной рекламе. Установлено: листая журнал, читатель смотрит одну страницу в среднем 1,5-2 секунды. Как привлечь внимание к рекламируемому продукту? На дорогах размещены тысячи стандартных рекламных щитов размеров 6х3 метра. Водителям и пассажирам некогда вникать в детали, но и мучаться над головоломками тоже ни к чему. Чтобы человек успел разглядеть информацию на плакате, нужно следовать законам компоновки элементов, организации рекламного пространства.

Соблюдать "золотую середину" и одновременно выгодно отличаться от других - задача не из легких. Пример классического попадания "в яблочко" - реклама автомобильной сигнализации "Clifford". На московских улицах разместили всего 12 щитов с вырезанным силуэтом машины и подписью "Угнали? Надо было ставить Clifford!". Кто ее увидел, уже вряд ли забудет.

Пойми меня!

В дизайне все построено на креативе. Но в то же время нельзя сказать, что дизайнер "свободный" художник, который творит, когда есть вдохновение. Скорее - это вечный поиск равновесия между креативом и исполнением. И тут есть свои нюансы. Новые задумки нужно реализовать в точные и сжатые сроки. Бывает, идеи носятся в воздухе - лови и сажай в компьютер, а иногда ничего не получается. Тогда на помощь приходят альбомы по дизайну и "мозговые штурмы". По-настоящему увлеченный специалист ни на секунду не забывает о своем деле, постоянно ищет впечатления, которые помогут ему в работе. Но самую лучшую идею на свете можно загубить плохим, неадекватным исполнением.

Он ВСЕГДА работает на заказ. Общение с клиентом - одна из излюбленных тем разговоров среди профессионалов. "Эти бизнесмены опять с нами спорят! Мы отличную "фишку" придумали, а они хотят из нее непонятно что сделать!" - возмущаются они после очередной стычки с клиентами. А те не могут взять в толк: зачем нужны неординарные идеи, если они не способствуют продажам.

Истина, как всегда, находится посередине. Дизайнеры владеют графическими приемами, заказчики досконально знают законы рынка. Цель у обеих сторон одна - воздействовать на людей и, в результате, продавать рекламируемый товар. Опыт показывает: успешное сотрудничество вполне возможно. Но часто приходится идти на компромисс, выстраивать грамотный "дизайн отношений", основанный на партнерстве и взаимном уважении.

П. Сытин:
"На мой взгляд, общение с заказчиками - плюс нашей профессии. Особенно в последнее время. Клиенты стали, если можно так сказать, профессиональнее. Четче формулируют задания ("брифы"), охотнее идут на эксперименты, понимая: фото со слоганом уже неэффективно. Работа на заказ держит дизайнера в тонусе, стимулирует творческий процесс".

В крупных компаниях с клиентом общаются в основном "старшие по рангу" - арт-директор, эккаунт-менеджер. С одной стороны, дизайнеру не приходится тратить силы и время на деловые переговоры. С другой - творчество подчинено идейному направлению, выработанному арт-директором или клиентом. И задача специалиста - воплотить в жизнь чужую идею. Сделать это бывает сложнее, чем придумать свою. Допустим, заказчик говорит: "Мне нужно что-нибудь сдержанное, в английском духе, и в то же время мягкое, дружелюбное, уютное". Вы знаете, что бы это могло быть? Тогда вы - прирожденный дизайнер!

Но этого мало. Важно уметь работать в команде и придерживаться концепции, предложенной креативным или арт-директором. Можно сказать, дизайнер - "инструмент" в руках арт-директора. Но без инструмента музыки не будет - даже у гениального музыканта.

Осмысленное наполнение

Что нужно знать и уметь хорошему дизайнеру?

Все дизайнеры - ярко выраженные индивидуалисты, однако, для получения оптимального результата нельзя зацикливаться на своих творческих амбициях. Важно следовать главному принципу дизайна: "Что функционально, то красиво". Создавая очередной шедевр, профессионал думает, прежде всего, не о себе и даже не о клиенте, а о простых потребителях, на кого рассчитана реклама. Какую бы работу ни выполнял дизайнер - крохотную открытку или огромный плакат, он обращается к определенной аудитории. Годовой отчет солидного банка в кислотных цветах или приглашение на детский праздник в черно-белой гамме - нонсенс. Любая печатная реклама или щит должны хорошо читаться. Автор многих блестящих рекламных проектов Билл Бернбах так сформулировал цель: "Каждое слово, каждый графический символ, каждая тень должны работать на сообщение, которое вы пытаетесь донести". И ни одной лишней детали. Иначе реклама не выполнит свою главную задачу - продвижение товара, став просто декоративным элементом.

Дизайнеру необходимо все время "держать руку на пульсе", знать актуальные тенденции в искусстве - то есть быть, как говорят специалисты, "насмотренным". Приходится читать книги и журналы по дизайну, посещать выставки, интересоваться смежными областями: живописью, иллюстрацией, фотографией, изучать современный визуальный язык, постоянно повышать свой культурный уровень. Равнодушных эта профессия не любит. Жизнь дизайнера - вечная работа: над заказами, да и над собой.

П. Сытин:
"Мы имеем возможность, пусть и ограниченную, заниматься творчеством, создавать новое. Дизайнер стремится к совершенствованию: всегда хочется сделать что-то более красивое, необычное, стильное. Но с каждым годом все сложнее быть прогрессивным. Любой нестандартный графический ход мгновенно тиражируется, нужно придумывать новое решение. Но в этом и заключается прелесть нашей профессии".

Большинство специалистов по дизайну рекламной продукции имеют высшее художественное образование. Предлагаем список десяти Московских вузов, учеба в которых даст возможность работать в дальнейшем по этой специальности:

1. МГХПУ - Московский государственный художественно-промышленный Университет (МГХПУ) им С. Г. Строганова
2. МАРХИ - Московский архитектурный институт (Государственная академия)
3. МГУП - Московский государственный университет печати, факультет графических искусств, специальность - графика.
4. МХПИ - Московский художественно-промышленный институт, специальность - графический дизайн.
5. ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, художественный факультет, специальности - графика, живопись.
6. ГИТР - Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина, художественно - постановочный факультет.
7. МГУКИ - Московский государственный университет культуры и искусств, Факультет социально-культурной деятельности, специализация - дизайн.
8. МПГУ - Московский педагогический государственный университет, художественно-графический факультет, специальность - дизайн.
9. МИЭМ - Московский государственный институт электроники и математики, кафедра инженерной и машинной графики, специальность - дизайн.
10. МИИГАиК - Московский государственный университет геодезии и картографии, картографический факультет, специальность - дизайн.

Автор: Олеся Качанова
Источник: Журнал "Куда пойти учиться"



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей