Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Тесты на профессию - что это такое и зачем они нужны

12.07.2016

Тесты на профессию – один из главных методов профориентации, определения профессиональных склонностей. Несмотря на то, что тесты на профессию часто критикуют за излишне формальный, «бездушный» подход, они остаются неизменно популярными – тесты применяют даже в таких серьёзных компаниях, как Apple или Google. Почему же так происходит?

Действительно – разве не лучше было бы провести серию встреч, консультаций, понять индивидуальность клиента? Разве метод профессиональных проб не даст более надёжный результат? Неужели тренинги и мастер-классы с реальными профессионалами дадут меньше, чем тест?
Все указанные выше методы имеют свои плюсы и минусы. Но ни у одного из них нет главного достоинства тестов.

Тесты объективны

Тест – это не просто серия вопросов, которую какой-то эксперт объявил хорошим способом узнать «всю правду». Тест – это результат длительной, порой многолетней, работы команды учёных. Тест имеет нормы, и эти нормы берутся не с потолка и не благодаря интуиции: нормы появляются, когда разработчикам теста удалось собрать очень много данных, опросить и продиагносцировать сотни, если не тысячи, людей. Тест не просто говорит что-то о ваших склонностях – он даёт непредвзятую, объективную оценку. Ни один другой метод профориентации не может этого добиться.
Знакомство с реальной профессией может быть подпорчено – или приукрашено – неприятным или очень хорошим коллективом, особенностями стиля руководства, уровнем зарплаты. Интервью, даже серия интервью, страдают от излишней субъективности психолога, проводящего консультации. Тренинги и мастер-классы также не позволяют трезво оценить свои слабые и сильные стороны.

Именно поэтому тесты на профессию неизменно остаются ведущим методом профориентации.

Да, тесты могут ошибаться. Если вы проходите их уставшим, или излишне взволнованным, или вам трудно сконцентрироваться на заданиях – вы можете ошибиться при заполнении. Именно поэтому результаты теста всегда должен помогать разбирать профессиональный психолог. Тесты на профессию могут дать вам слишком много разных направлений движения – тогда могут помочь мастер-классы, или метод профессиональных проб.
Говоря о тестах, важно сказать и о том, что их результаты – это не окончательный приговор. Тесты дают объективную картину, это верно. Но объективная картина может меняться. Тест – это просто набор информации о вас на настоящий момент. Если вы станете активно заниматься развитием, то результаты теста будут меняться вместе с вами.

Бояться тестов – то же самое, что бояться своего отражения в зеркале. Тесты и есть своего рода зеркало, помогающее отразить особенности вашей психики. Если в отражении вы видите, что набрали слишком много лишнего веса, вам надо не бежать от зеркала, а бежать в спортзал. Если вы видите, что результаты теста далеки от идеальных, вам надо не пугаться и отчаиваться, а начинать работать над собой: идти на тренинги, браться за учёбу, читать книги. Надо менять себя, выходить из зоны комфорта – ведь именно за её пределами обычно и начинается всё самое прекрасное и интересное.
Тест – это лучший способ узнать, каковы ваши сильные и слабые стороны на настоящий момент. И лучший способ понять, чего вы действительно хотите. Ведь желание – это сила. Если в вас есть достаточно силы, чтобы преодолеть возможные препятствия – те, которые помогает выявить тест – то это значит, что вас ничто не остановит.

Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».