Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Когда лучше всего проходить профориентацию

11.02.2016

Профориентация пользуется большим спросом у старшеклассников и их родителей в преддверии выбора вуза или ссуза. В этот период (9-11 классы) особенно остро ощущается необходимость выбрать будущую профессию и сферу обучения, ведь на кону следующие 4-6 лет (бакалавриат, магистратура) и карьерные перспективы.
Часто по итогам профориентации оказывается, что у школьника есть и способности и интерес к какой-либо профессиональной сфере (например, художественной), но обнаружили их достаточно поздно, когда уже пора готовиться к поступлению. А подготовиться к выполнению творческого задания школьник уже не успеет, ведь рисовать он на должном уровне не умеет, и за 1 год всех навыков ему не развить. Что и говорить о спортивных направлениях, где занятия нужно начинать иногда ещё до поступления в школу! Вот если бы его интерес и задатки заметили раньше и отдали в специальный кружок в начальных классах и средней школе…

К сожалению, многие незаслуженно пренебрегают профориентацией на более ранних сроках. Не все родители понимают, что профессиональный выбор, который делает старшеклассник в 9-11 классах – это сложный процесс профессионального самоопределения. Очень важно, чтобы школьник делал выбор самостоятельно и осознанно.
Все знают примеры из жизни, когда школьника родители практически насильно отправили в какой-либо вуз, а он там учился спустя рукава и или вылетел на сессии или закончил его так, что в итоге ничего толком не знает и не умеет. Другое дело, когда специальность выбрана сознательно, есть желание учиться. Тогда школьник (а потом студент) готов самостоятельно изучать литературу, посещать дополнительные занятия, ответственно относиться к учёбе, потом быстрее приобретать профессиональный опыт. Но чтобы выбор был сделан осознанно, продуманно, школьник мог взять на себя эту ответственность, его нужно подготовить. Навык «выбирать» нуждается в тренировке.

Пользу ранней профориентации сложно переоценить. Чем раньше ребёнок начнёт задумываться о том, чем ему интересно заниматься, выяснять, к чему у него есть склонности и способности, что ему подходит по характеру, тем лучше. Конечно, во 2-7-ых классах о выборе профессии говорить ещё рано. Но узнавать себя и свои возможности, пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Ранняя профориентация позволяет сделать большое число проб, не боясь ошибок. Можно попробовать себя в огромном количестве кружков, секций, посещать самые разные занятия. Тренироваться выбирать и развивать свои способности. Тогда к 9-11 классу выбор вуза и специальности будет намного более продуманным, осознанным и продуктивным.

В связи с этим мы выделяем 3 возрастные ступени
на генеральной линии раннего выбора профессионального пути

Первая ступень: 5-7 лет. На данном этапе наиболее важной задачей является подготовка к школе, её выбор и успешная адаптация к учёбе в ней. Уже начиная с этого возраста можно оценить сильные и слабые стороны ребёнка и подобрать необходимые программы для дальнейшего развития. В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» для профориентации детей этого возраста разработана методика «Профпревью». В рамках данной методики специалистами проводится нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи и т.д. Затем проводится консультация, подробно объясняются полученные результаты, даются рекомендации по развитию потенциальных возможностей ребёнка.

Вторая ступень: 2-4 классы. На данном этапе ребёнок уже адаптировался к учёбе в школе и появляется возможность попробовать себя и свои силы в различных кружках и секциях. Однако дети проявляют интерес и способности не ко всем видам деятельности. Для того, чтобы выбрать кружки и секции более продуманно, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, в нашем Центре применяется методика «Профстарт». Методика помогает определить особенности темперамента ребёнка, его интересы и интеллектуальный потенциал. После прохождения тестирования родитель и ребёнок получают консультацию у специалиста. Профконсультант подробно разъясняет полученные результаты, отвечает на вопросы, даёт советы и рекомендации относительно развития сильных и слабых сторон ребёнка.

Третья ступень: 5-8 классы. На данном этапе школьник плавно подходит к тому, что впереди его ждут экзамены (ОГЭ) и не за горами необходимость выбирать: оставаться в школе или уходить в СУЗ? Нужно начинать думать о выборе общего профессионального пути. Здесь, опять же, помогают кружки и секции, но если на прошлом этапе это был общий поиск – попробовать себя в как можно большем количестве направлений, – то сейчас это уже наработка специальных знаний и приобретение опыта. Для детей этого возраста в нашем Центре применяется методика «Профнавигатор». Она также помогает определить особенности темперамента ребёнка, его интересы и интеллектуальный потенциал. В качестве основных рекомендаций на консультации родитель и ребёнок получают от специалистов информацию о кружках, секциях, а также развивающих программах и тренингах.

Именно таким образом школьник может подойти к 9-11 классам со сформированным навыком выбора, зная свои интересы, особенности характера, способности, сильные и слабые стороны. Тогда выбор вуза/ссуза и будущей профессии происходит осознанно и продуманно к радости как самого школьника, так и его родителей и родных.

Автор: Даниил Барабанов, специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии»



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».