Активизирующие методики: отключаем автопилот
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Активизирующие методики: отключаем автопилот

18.11.2015

Выбор успешного профессионального будущего – это всегда самостоятельный выбор

Думая о своём профессиональном будущем, школьники часто подходят к вопросу очень поверхностно. Причина этого проста: к сожалению, современное школьное обучение слишком слабо связано с реальным миром работы. В результате школьникам часто кажется, что будущая профессия, по сути, будет крайне похожа на школьные уроки: инженеры будут учить физику, юристы – историю и обществознание, геологи – географию и так далее. Это создаёт очень большую проблему – проблему мотивации и запаса знаний. Мы, сотрудники Центра «Гуманитарные технологии», регулярно сталкиваемся с такими случаями во время консультирования.

фото с сайта ru.mystockphoto.com

К примеру, девятиклассница Н. считает, что очень хочет быть психологом. Что же она вкладывает в представления об этой профессии? На какие свои свойства и черты она ориентируется? В ходе тестирования и консультации оказывается, что Н. стремится к востребованной и высокооплачиваемой работе с большой степенью личной свободы, к тому же, отличается немалой амбициозностью. Ей неинтересно углубляться в суть вопроса, заниматься анализом или длительной индивидуальной работой. Она хочет вертикального карьерного роста, прямых повышений по мере накопления рабочего опыта, она стремится к руководству. Её совершенно не привлекает горизонтальный рост – постепенное улучшение собственных навыков и расширение клиентской базы, увеличение дохода без занятия руководящих позиций.

Если бы Н. хотела заняться вопросом собственного профессионального определения, она легко смогла бы найти новую информацию о профессиях. Она бы быстро обнаружила, что психология не даст ей ожидаемого, и выбрала бы карьеру и образование, в большей степени соответствующих её запросам. Но у Н. не было такого желания. У неё был готовый, ею самой созданный миф о психологии, и этот миф вполне устраивал её. Если бы Н. и её родители не решили обратиться за консультацией в наш Центр, то она, вполне возможно, потеряла бы несколько лет, пытаясь сначала научиться, а потом и преуспеть в малоподходящей для себя профессии.

Стоит помнить, что выбор успешного профессионального будущего – это всегда самостоятельный выбор. Невозможно сделать этот выбор за другого человека. Попытки втиснуть замкнутого и склонного к аналитической работе человека в карьерные роли пиарщика или менеджера по продажам обречены на провал. Так же, как и попытки сделать программиста или финансового аналитика из общительного и неусидчивого капитана школьной или вузовской команды КВН.
Но человеку можно помочь совершить этот выбор, пробудить самостоятельный интерес. Именно для этой цели и были разработаны активизирующие методики. Их основное назначение – помочь клиенту занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе.
Разумеется, элементы активизации есть и в основных тестовых методиках Центра, таких, как «Профориентатор». Но Центр предлагает и специализированные активизирующие методики, в первую очередь «Профессьянс». Выражаясь метафорически, профтестирование даёт навигационную карту; активизирующая методика даёт компас.

В процессе работы с активизирующими методиками психолог, как правило, стремится не делать категорических утверждений и не навязывать свою точку зрения; выводы клиент делает для себя сам. Психолог лишь помогает ему избавиться от наиболее очевидных противоречий и лучше сориентироваться в собственных предпочтениях и возможностях. Для этого психолог задаёт вопросы – наводящие, уточняющие, иногда провокационные. Главное здесь – помочь клиенту всерьёз задуматься, научиться трезво оценивать свои предпочтения и специфику той или иной профессии.

Известная китайская мудрость гласит: «Дай человеку рыбу – и ты накормишь его на один день. Научи его ловить рыбу – и ты накормишь его на всю жизнь». Активизирующие методики – как раз один из способов, который учит «ловить рыбу»: они дают клиенту средства для оценки ситуации и осознание ответственности за свой выбор. В каком-то смысле в этом и состоит главная задача профориентации.

Автор: Профконсультант Центра Тестирования и Развития «Гуманитарные технологии» Булатов Ф.В.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность