Нейропсихологический подход к ранней профориентации
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Нейропсихологический подход к ранней профориентации

20.08.2015

В настоящее время для успешной подготовки профессиональных кадров производится постоянное расширение и совершенствование методов профориентации

Всё большее внимание уделяется ранней профориентации, позволяющей определять склонности ребёнка уже в начальной школе. Однако наши исследования показывают, что профориентация может проводиться и раньше  в старшем дошкольном возрасте. Специфика такой профориентационной работы состоит в том, что наибольшее внимание уделяется состоянию психических процессов ребёнка и уровню его способностей, а не интересам и особенностям личности, которые существенно меняются с возрастом.

Одну из возможностей ранней профориентации предоставляет нейропсихологический подход. Нейропсихология  это фундаментальная специальная отрасль психологии, изучающая структурно-функциональные мозговые основы психической деятельности. В отличие от взрослой нейропсихологии, изучающей мозговые основы уже сформированных психических функций, детская нейропсихология уделяет внимание закономерностям развития детского мозга и особенностям формирования высших психических функций в онтогенезе. Нейропсихологическая наука позволила выявить целый спектр индивидуальных различий, которые проявляются у детей в разном возрасте, и так или иначе обуславливают их потенциальные возможности. В процессе нейропсихологического обследования специалист оценивает состояние высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи, слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля, двигательной сферы) и делает вывод о сильных и слабых сторонах психики ребёнка.


profpreview_3.jpg


С самого рождения у ребёнка имеются определённые задатки, которые в дальнейшем могут лечь в основу развиваемых способностей. Отвечая на запросы внешней среды, ребёнок постепенно тренирует свои способности и осваивает новые виды деятельности. Однако в тех случаях, когда выполняемая деятельность требует опоры на слабые стороны ребёнка, ему приходится либо преодолевать возникающие трудности, либо отказываться от такой деятельности. Чаще всего дети говорят, что выполняемая деятельность им неинтересна, хотя на самом деле трудности лежат в сфере способностей, а не интересов. Если ребёнок начинает избегать сложную деятельность и в основном занимается тем, что ему интересно (что у него хорошо получается), слабые стороны остаются слабыми, а сильные развиваются дальше. Попадая в детский сад, ребёнок получает возможность сравнивать себя с другими детьми, и начинает замечать индивидуальные различия. Часто на начальных этапах адаптации в детском коллективе ему приходится отказываться от выполнения той совместной деятельности с другими детьми, которая требует задействовать его слабые стороны. Ребёнок пытается приспособиться к трудной для него деятельности и неосознанно выстраивает новый уровень способностей, компенсирующий исходные слабости. Иными словами, социальные интересы могут стимулировать к выработке новых познавательных стратегий, позволяющих не отставать от других детей, достигая те же цели другими способами. Нередко такие компенсации оказываются успешными и закрепляются в индивидуальном опыте ребёнка. Здесь также возникают ситуации, когда новая деятельность выполняется преимущественно с использованием сильных сторон, а слабые так и не развиваются. Попадая в школу, ребёнок сталкивается с новым коллективом и новым набором деятельностей, что приводит к формированию очередного "этажа" компенсаций. Если с новыми запросами не удаётся справиться должным образом, возникают эмоционально-личностные перестройки. Включение в новые социальные роли может обеспечиваться актуализацией тех или иных личностных черт. Постепенно школьник знакомится с миром профессий, узнаёт, что в окружающем его мире существует множество видов деятельности, которыми он сам пока заниматься не может, но которые могут быть ему интересны. Интерес может возникнуть и по отношению к тем профессиями, для успешного овладения которыми необходим определённый уровень способностей. И здесь оказывается, что способности школьника недостаточны для этой профессии. Если в дошкольном возрасте интерес был прямым следствием способностей, то к окончанию начальной школы он выступает независимо и может входить в противоречие с актуальным уровнем способностей. В подростковом возрасте школьник может самостоятельно принять решение заниматься трудной деятельностью, несмотря на то что она у него плохо получается, чтобы развивать свои способности.


profpreview_4.jpg


Планируя выбор профессии для своего ребёнка, родителям рекомендуется уже в дошкольном возрасте узнать, какие из его способностей развиты хорошо, а какие требуют дополнительного развития. Если в процессе диагностики обнаруживаются нарушения работы мозга, может быть рекомендовано коррекционно-развивающее обучение с нейропсихологом. При отсутствии мозговых дисфункций с ребёнком могут проводиться развивающие занятия, повышающие уровень тех способностей, которые в дальнейшем понадобятся для освоения профессии. Также специалист рекомендует, какие кружки и дополнительные занятия стоит посещать ребёнку для успешной подготовки к профессиональной деятельности. В процессе нейропсихологической диагностики специалист выявляет, на каком этапе ребёнок начал сталкиваться с проблемами, и вместе с его родителями старается восстановить историю развития. Наряду с результатами диагностики это позволяет понять причину имеющихся проблем и дать рекомендацию по их преодолению. Чем раньше родители узнают о сильных и слабых сторонах своего ребёнка, тем больше возможностей для правильного развития. Опираясь на сильные звенья психических функций, можно успешно развивать слабые, однако такие занятия должны планироваться с учётом исходного механизма имеющихся трудностей.  

В Центре тестирования и развития "Гуманитарные технологии" нейропсихологический подход при проведении ранней профориентации реализуется при предоставлении услуги "ПрофПревью". Данная услуга была открыта в нашем Центре в апреле 2014 года. За прошедшее время нейропсихологическую диагностику прошли 85 человек, из них 31 девочка и 54 мальчика. 11 детей было протестировано в рамках сотрудничества с подмосковным филиалом Негосударственного образовательного учреждения (детский сад и школа) "Феникс".


profpreview_2.jpg

Хотя изначально диагностика была рассчитана на детей 5-8 лет, оказалось, что услуга востребована и в более старшем возрасте (см. диаграмму).

profpreview_11.jpg


В связи с высокой востребованностью нейропсихологических услуг весной 2015 года в нашем Центре был создан сектор нейропсихологии отдела профориентации. Сектор нейропсихологии проводит нейропсихологическую диагностику детей и подростков (ПрофПревью), а также Нейротренинг для детей 5-12 лет – курс занятий, направленный на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции, динамических характеристик психической деятельности и повышения уровня познавательных способностей. После прохождения нейротренинга ребёнок легко сможет решать те задачи, которые ранее вызывали у него серьёзные трудности. Приобретённые умения и навыки являются универсальными и сохраняются на всю жизнь, что позволяет с успехом использовать их в дальнейшем. Это расширяет возможности выбора профессии в будущем.

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность